Разработка урока по русскому языку по теме "Три склонения имен существительных". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

Образовательные:

  • Систематизировать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение
  • Обобщение знаний о склонении имён существительных;
  • Показать морфологические особенности имён существительных.

Развивающие:

  • Развитие умения распознавать склонение имён существительных;
  • Развитие лексической и орфографической зоркости;
  • Развитие связной устной речи;
  • Умение работать по алгоритму;
  • Развитие навыков самоконтроля и взаимопроверки, продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме;

Воспитательные:

  • Воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка
  • Воспитание в учениках средствами урока любовь к музыке, уверенность в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

Оздоровительная:

  • Чередовать в процессе урока виды деятельности;
  • Выполнять санитарно-гигиенические нормы (проводить физкультурные паузы).

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-беседа.

Оборудование: компьютер, проектор, таблица склонений, карточки.

Учебно-методический комплекс: Ахмадуллина Ф.Ю. Русский язык: Учеб. для 6 кл. татар. средн. общеобразоват. шк. / Ф.Ю. Ахадуллина, Г.А. Хайрутдинова, Р.Ю. Закирова. – Казань: Магариф, 2006.– 303с.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Учащиеся занимают свои места за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭТ (инструмент для управления классом) распределяются в команды для организации эффективного учебного процесса )

– Здравствуйте, дорогие мои ученики, поприветствуем друг друга: партнёра по плечу, партнёра по лицу. Улыбнитесь, посмотрите партнёру в глаза, пусть в них тоже появится улыбка.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы должны убедиться в своих знаниях и умениях по теме «Существительное».

II. Актуализация темы и ознакомление с целями урока.

Активизация мыслительной деятельности. Слово учителя.

1. Подготовительный этап.

а) Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
(Имя существительное.)

б) Блиц-опрос. Подведём итоги ранее изученному материалу по теме «Имя существительное» в форме блиц-опроса (слайд №1): Работаем в группах, в определённом времени – структура ТАЙМД ПЭА ШЭА (два участника делятся развёрнутыми ответами в течение 1 минуты)

  1. Имя существительное….. это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или даёт название чему-либо, отвечает на вопросы кто? что?
  2. Имена существительные бывают . . . одушевленные и неодушевленные.
  3. У каждого предмета есть своё имя-название. Как называются такие имена существительные? (собственные, нарицательные).
  4. Постоянный признак имен существительных… (род: луна – женский род, день – мужской род; солнце – средний род)

в) практическое задание: (после блиц-опроса)

– Называю слова, если звучит имя существительное, то хлопаем в ладоши.

Радость, улыбаюсь, весёлый, смех, жизнь, быстрая, они, говорят, лебеди, молодёжный, я.

III. Изучение нового материала. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы продолжим изучение имени существительного. Запишем дату и тему в тетрадь. Тема нашего урока «Три склонения имён существительных». (слайд №2)

Сообщение цели урока (слайд №3) – совершенствовать умение определять склонение имён существительных.

– Сколько склонений имеют имена существительные в русском языке? (существуют три склонения имён существительных в русском языке)

Чертим таблицу № 1 (1, 2, 3 скл.)

Таблица №1

1 скл. 2 скл. 3 скл.
 
 
 

– ХАЙ ФАЙВ (сигнал тишины и привлечения внимания) Внимание!!!

Склонение существительного определяется по начальной форме.

(слайд №4)

– Рассмотрим это через примеры, опираемся на слайды № 5-7 , после заполним таблицу №1 своими примерами.

 

IV. Закрепление изученного материала.

Практическое задание на развитие орфографической зоркости:

1. Работа по карточке. (выполняется самостоятельно в письменной форме с последующей проверкой по структуре ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН – «встать – сесть» (обучающая структура для получения информации)) В случае ошибок делается акцент.

1 скл. 2 скл. 3 скл.
мама +    
дядя +    
крот   +  
ночь     +
солнце   +  
милосердие   +  
доброта +    
конь   +  

2. Работа над орфограммой «Ь знак после шипящих» (учитель обращает внимание на то, что изучение склонений имён существительных играет важную роль!!!)

Учащиеся вспоминают орфограмму, делают выводы, записывают теорию в тетрадь.

Теория. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.

(для определения рода существительного с мягким знаком на конце, нужно слово поставить в родительный падеж – кого? чего? Имена существительные мужского рода имеют окончание –а, -я: конь-коня ; существительные женского рода –ы, -и: ночь – ночи)

2 скл. (м.р.)– Ь 3 скл. (ж.р.).– Ь

Слова для проверки: мышь (3), тишь (3), нож (2), багаж (2), гараж (2), ландыш (2), плач (2)

Физкультминутка. – Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Структура МИКС-ФРИЗ-ГРУП «смешиваются-замирают-объединяются в группы» (обучающая структура, в которой ученики смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос) – ответить на вопросы:

– Сколько родов имеют имена существительные? (3 )

– Сколько у существительных склонений? (3)

– Сколько в русском языке падежей? (6)

– К какому склонению относятся слова драгоценность (3), карандаш (2), книга(1 ), тётя (1), Родина (1), братишка (1), кошка (1), озеро (2), печь (3 ), красота (1)

– Мы с вами отдохнули, продолжим работу.

3. Работа по тренажёру. Определите склонение, пользуясь алгоритмом.

(слайды № 8-14)

   

и др.

4. Работа над анализом текста. Упражнение № 243 по учебнику Ахмадуллиной Ф.Ю. Русский язык: Учеб. для 6 кл. татар. средн. общеобразоват. шк. . , стр.95

Приложение 1.

– Прочитайте текст. Определите его тему. Подумайте и ответьте на вопрос: для чего человек слушает музыку? Согласны ли вы с композитором в том, что без музыки жизнь человека была бы неполна, бедна? Какую музыку вы любите: оперную, эстрадную, народную?

Использование структуры – ТАЙМД ПЭА ШЭА (структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение одной минуты)

А сейчас мы с вами разделимся в группы : структура – КОНЭРС («углы»– ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа) : ученики, которые любят слушать медленную музыку, отправляются в первый угол «Род имён существительных», второй угол – «Склонение существительных» – для любителей современной быстрой музыки, а кто не слушает музыку – «Изменение имён существительных по числам». Нужно объяснить эти темы с примерами, отвечает каждый ученик, для обсуждения даётся 2 минуты.

V. Самостоятельная работа.

Работа по карточке для каждого участника отдельно. (Приложение 2: задание выполняется на карточках, карточки сдаются) .

– Найдите имена существительные, определите склонение, запишите свою ФИО и сдайте карточки , за эту работу вам будут выставлены оценки.

VI. Рефлексия.

Обсуждение того, что узнали, оцениваются действия учащихся, активности и эффективности работы класса.

– Какую тему мы сегодня изучали? Для чего же нужно знать тему склонений существительных?

-В начале урока мы поставили с вами цель. Какую?

-Как вы думаете, смогли мы её реализовать?

– Продолжите предложения. «Теперь я знаю………». «Сегодня мне понравилось….».

VII. Домашнее задание.

упражнение. 261 (списать, вставляя пропущенные буквы, найти существительные и определить склонение) Приложение 3.

Приложение