Мастер-класс по предмету "окружающий мир". Тема: "Здоровье человека. График – новый способ представления результатов". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель мастер-класса: на примере урока окружающего мира выделить все этапы урока постановки и решения учебной задачи на основе деятельностного метода.

Тип урока: решение частной практической задачи.

Тема: Здоровье человека. График – новый способ представления результатов.

Цель урока:

Для учителя: организовать поиск нового вида записи результатов исследований, наблюдений – график, обсуждение разных вариантов фиксации, выбор оптимального способа

Для детей: открыть новый способ представления результатов – график.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

А) регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

Б) познавательные УУД:

  • добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

В) коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Применить умения в заполнении и чтении таблиц, полученные на прошлом уроке.
  2. Расширить понятия “здоровье”, “заболевание”, “органы человека”.
  3. Познакомиться с понятием “график”.
  4. Учиться читать графики и составлять их.

Комментарий для присутствующих педагогов:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня мы с моими учениками постараемся показать вам, как мы организовываем учебную деятельность на этапе решения частной практической задачи на уроке предмета “окружающий мир”.

В системе развивающего обучения не урок является единицей планирования и анализа, а решение детьми системы учебных задач, которые и составляют движение учащихся в учебном предмете, причём в любом предмете, построенном на принципах теории учебной деятельности.

Система учебных задач – это когда решение одной учебной задачи приводит к постановке следующей и её решению и так далее.

При этом учебная задача – это не просто задание, это понятие, введенное психологами, и означает только такую задачу, решая которую, дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач.

Для 3 класса по предмету “Окружающий мир” такой задачей выступает всего одна. И её мы решаем целый год: Как зафиксировать результаты исследований и наблюдений?

На доске вы видите открытые нами способы фиксации. На прошлом уроке ребята познакомились с такой формой как – таблица.

Ход решения учебной задачи – и есть процесс учебной деятельности. Начинается он с создания положительной мотивации – ситуации успеха. А затем идёт столкновение с проблемой, трудностью, наступает момент, когда вчерашнее знание, вчерашнее открытие уже не работает. Надо искать что-то новое. Находится решение и начинается проверка этого открытия. Решаются задачи, где этот способ работает. Мы называли это в традиции отработка навыка. Но в развивающем обучении не решаются тысячи однотипных заданий, а в каждой новой ситуации раскрываются новые стороны сделанного открытия. Затем наступает время контроля и оценки и самого открытия, и результата освоения это способа детьми.

Как я уже сказала, у нас с ребятами одна большая задача на весь год. Но чем хороша система развивающего обучения, это тем, что принцип построения учебной деятельности распространяется и на любой, даже маленький, этап деятельности детей. Даже если мы планируем небольшое занятие, для начала надо убедиться, что вчерашнее открытие сделано верно. Что мы молодцы. Это и есть ситуация успеха. Она повышает познавательную мотивацию детей. Затем трудность. Решение и снова оценка результата деятельности. Сегодня мы и постараемся всю эту цепочку для вас показать на решении частной небольшой задачи.

Тема нашей работы: Графическое представление результатов наблюдений, измерений, исследований.

Цель нашей совместной работы: открыть новый способ представления результатов – график.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность детей Формируемые УУД
1. Мотивация к учебной деятельности. На первом этапе настраиваем ребят на работу.

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.

Ребята, Что вы знаете о сердце?

Что бы вам хотелось узнать о вашем сердце?

Хотите послушать своё сердце? Как?

Число сокращений сердца в разном возрасте неодинаково.

У взрослого – около 72 ударов в мин., у годовалого ребёнка – 110, у новорождённого – 120–140 ударов в мин.

В среднем за день ваше сердце сокращается почти 100 000 раз и перекачивает за час около 300 литров крови. На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти двадцати этажного дома.

Готовятся к уроку Настраиваются на урок

Отгадывают загадку:

Сердце

Дети демонстрируют собственные знания.

Сердце работает постоянно, перемещая кровь по телу. Сердце находится между лёгкими, почти в центре груди. По форме оно напоминает сжатый кулак. Оно состоит из специальной сердечной мышцы, которая постоянно сжимается и разжимается.

Расширяют свои знания о сердце человека.

Пульс (находят у себя).

Личностные: самоопределение. Регулятивные: уметь организовывать свою деятельность.

2. Актуализация знаний. Учитель организовывает практическую работу по применению знаний, полученных на прошлом уроке

Сейчас мы проведём небольшое исследование.

Узнаем, какой у нас пульс и сравним его с пульсом некоторых животных.

Что для этого необходимо?

Нам нужны:

Всё это может заменить ...

Открываем задание в центре рабочего стола. (Показывает на экране интерактивной доски.)

Что вы видите? Часы – нажмите старт и стоп. Будете работать по 15 секунд.

Что будем считать? Таблица вам подскажет очередность.

Животные – сердце стучит, лёгкие расширяются и сужаются – вдох и выдох.

Как лучше организовать работу?

У животных посчитаете пульс, потом проведёте исследование своего пульса. Пульса одного человека будет достаточно.

Вопросы есть?

Дети демонстрируют свои умения.

Посчитать количество ударов сердца за определённый промежуток времени.

часы, объект, ручка, листок,…

компьютер.

Дети работают на компьютерах в парах. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/65cd4682-8506-43eb-8369-eb1517c3909a/puls.swf

Выполняют инструкцию

Пульс каждого животного

Дети распределяют работу в парах. Один наблюдает за временем, другой – за пульсом животного

Дети договариваются, пульс кого они будут считать.

Дети выполняют работу практического наблюдения и записи результатов измерения в таблицу.

Личностные: что я знаю, что я могу.

Регулятивные: выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждения.

Коммуникативные:
организовать учебное взаимодействие в паре.

Познавательные: вести наблюдение и фиксировать результат.

Комментарий для присутствующих педагогов:

Сейчас ребята тренируются в составлении таблицы. В таблицу они будут заносить результаты собственных наблюдений. Сейчас очень важно, чтобы большинство ребят смогли продемонстрировать владение открытыми способами действий – наблюдение, измерение, оформление результата в таблице.

Необходимо сказать, что предмет окружающий мир построен совсем не так, как он построен в классических программах и учебниках. Главное в традиционных программах – познакомить детей с окружающим миром, историей и т.д. Главная же задача данного курса, автором которого является Елена Васильевна Чудинова, – освоение детьми способами познания этого самого окружающего мира. То есть универсальные способы действий. А вы понимаете, что это и есть метапредметные умения. Общие универсальные стратегии познания. И это было придумано задолго до ФГОС!

В качестве содержания образования рассматриваются техники и способы мышления и деятельности. Вот в чём ещё нужно перестроить сознание учителя.

Предметные же знания мы естественно формируем в ходе этого курса, но они выступают фоном этого учебного предмета.

1 класс – главная задача года – открытие трёх основных способов познания мира – чтение, наблюдение, спрашивание. И весь год учимся наблюдать, а во время наблюдения – анализировать увиденное, классифицировать, сравнивать, упорядочивать.

2 класс – открытие способа познания мира – экспериментирования (куда уже войдет и чтение, и наблюдение, и спрашивание) и способов измерения при исследовании.

3 год – представление результатов измерений, исследований, наблюдений.

4 год – построение объяснительных гипотез на астрономическом материале.

И конечно всё это мы делаем на природоведческом, краеведческом, историческом материале.

Теперь понятно, почему А.Б.Воронцов в 2010 году учителям на курсах повышения квалификации сказал, что, если мы, учителя, будем писать отдельную программу развития УУД, то нам лучше уйти из развивающего обучения. Потому что принцип универсальных действий заложен уже в теории учебной деятельности, окончательно сформулированной во второй половине 20 столетия В.В.Давыдовым и Д.Б. Элькониным.

2. Актуализация знаний Сделаем вывод по нашим наблюдениям.

Какая форма записи помогла сделать так быстро вывод?

Чем она удобна?

Для чего нужно всё это знать? О своём сердце, о своём организме?

Дети на основе своих наблюдений делают выводы.

Чем крупнее животное, тем реже бьётся сердце, тем реже вдох-выдох.

Таблица

В ней видны результаты наблюдения за каждым животным, и видна зависимость количества ударов сердца от величины животного.

Чтобы сохранить и сберечь своё здоровье.

Личностные: что я знаю, что я могу

Регулятивные: выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

выстраивать логическую цепь рассуждения;

познавательная рефлексия.

Коммуникативные:

делать выводы, понимать назначение полученной информации

Познавательные: получать знания самостоятельно.

Постановка новой задачи А какие болезни чаще всего подстерегают вас, детей?

Заболеваемость гриппом и ОРВИ среди детей ежегодно в 4–5 раз выше, чем среди взрослых. Дети болеют ОРВИ и гриппом от 6 до 10 раз в год.

Учитель организовывает практическое чтение таблицы.

Рассмотрим таблицу заболеваемости детей на Ямале за два года. (прил.1)

Что можете сказать?

Очень важно правильно определить болезнь – грипп это или обычная простуда.

Скажите, какие первые признаки такого заболевания?

Врачи рекомендуют два раза в день измерять Т.

Мы сейчас попробуем с вами по таблице определить, чем отличается грипп и простуда по повышению температуры тела человека.

Предлагаю рассмотреть таблицу (Прил. 2). Прочитаем её.

Скажите, как отличается температура больного гриппом или простудой.

Удобно ли читать такую таблицу?

Как лучше представить результат этого 6-дневного наблюдения.

Подумайте.

Если дети предложат график (например, видел такую запись в интернете, у папы на работе и т.д.), продолжаем работу с открытым понятием.

Если нет, учитель предлагает сам это понятие, но не называет его.

Есть другая форма записи.

На столах у вас есть заготовка. Посмотрите на неё. Чем она похожа на таблицу? Чем отличается?

Простудные заболевания.

Дети слушают информацию от учителя и принимают участие в обсуждении

Дети читают информацию из таблицы и делают свои заключения.

Количество детей, болеющих простудными заболеваниями растет.

Температура. Нормальная Т – 36,6С.

Дети читают информацию из таблицы и делают свои заключения.

Дети затрудняются сразу сравнить

Не очень, много значений, среди них неудобно выделить существенное различие.

Дети предлагают другие варианты записи.

У детей на столах заготовка для построения графика.

Рассматривают ее, изучают, указывают на наличие двух шкал – горизонтальной и вертикальной, как и в таблице.

Личностные: граница знания-незнания;

мотивация

Регулятивные: выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

выстраивать логическую цепь рассуждения.

Коммуникативные:

ведение диалога; изложение своей точки зрения, соотнесение с другими точками зрения

Познавательные: использование различных источников информации;

определение границы незнания, умение ставить вопрос.

Решение задачи Учитель организовывает практическое освоение новым способом записи результатов измерений.

Попробуем информацию из таблицы перенести сюда.

Что расположено по вертикали? – Температура

Что расположено по горизонтали? – Время, отметим на этой оси – У (утро) и В (вечер).

Выберем для обозначения цвет – красный и синий.

Начнём отмечать на этой сетке результаты наблюдения. Итак, утро первого дня.

Совместная практическая работа.

Что получилось?

Дети за партами, один ученик возле интерактивной доски намечают точки будущего графика. Информацию берут из таблицы.

Дети соединяют точки сначала одной линии – температура человека, болеющего гриппом, второй линии – температура человека, болеющего ОРВИ.

График

Личностные: самостоятельность, принятие решения.

Коммуникативные:

речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Познавательные: фиксация информации в новом виде, знакомство в новым понятием.

Оценка открытого знания Что видно из графика?

Это важно знать.

Что помогло нам так быстро сделать вывод?

Чем он лучше таблицы? (Оценка.)

Где вы встречались с графиком?

Хотелось бы вам почитать графики?

У меня есть один интересный график для вас. Разгадаете?

Фантастическое животное дыква обожает кушать тыкву. Вот здесь график поедания тыквы. Рассмотрите его (Прил.3)

Что можете сказать?

Протекание гриппа отличается от простуды.

Новая запись – график.

Дети указывают на преимущества новой записи в данном исследовании.

Дети из личного опыта рассказывают ситуации, где они сталкивались с таким видом записи

Дети, читая график, рассказывают о фантастическом животном.

Личностные: я узнал.

Регулятивные: рефлексия изученного, рефлексия деятельности.

Коммуникативные:

речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Познавательные: использование открытых знаний.

Рефлексия, оценка работы. Что нового узнали мы на уроке?

Как работали на уроке? Что удалось? Что не удалось?

Что интересного мы будем делать на следующем уроке?

Дети поводят итог своей работы

Дети планируют деятельность на следующий урок. Это чтение и построение графиков.

Регулятивные: рефлексия изученного, рефлексия собственной деятельности

Комментарий для присутствующих педагогов:

Надеюсь, мы с ребятами смогли показать вам то, что хотели.

У нас нет цели показать готовый и единственно верный вариант организации учебной деятельности. Теория учебной деятельности, теория развивающего обучения, ее методология универсальны. Учитель должен понимать теоретические основы учебной деятельности, уметь разворачивать на своих уроках все этапы учебной деятельности, и тогда результаты обучения изменятся. И они полностью будут соответствовать современным требования Федерального государственного образовательного стандарта.

То, что это не так просто осуществлять на практике тоже верно. Но современный учитель не может уже работать по-старому. Благодарим за внимание.

Приложение 1.

Всего Инфекционные заболевания
2010 2011 2010 2011
ЯНАО 306912 321610 12659 12944

Приложение 2.

Дни
У В У В У В У В У В У В
t° C больного гриппом 37 40 38 39 38 39 37 39 36 37 35 37
t° C больного простудой 36 37 37 38 36 37 36 37 36 36 36 36

Приложение 3.