Послевоенная Европа на страницах газет

Разделы: История и обществознание


Учебная задача данного исследования: реконструировать повседневную жизнь жителей Западной Европы послевоенного периода

Это учебно-проектная задача, которая ранее на уроках истории в данном классе не выполнялась, предполагает использование учащимися способов деятельности, которые ими еще не освоены. Ученики увидели противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, выяснили, что им не хватает не только конкретных знаний, но им не известны способы деятельности, и, следовательно, осознали необходимость их освоения.

Цель урока: предъявить результаты работы групп над проектом (систематизация и осмысление знаний учащихся о жизни послевоенной Западной Европы), оценить их по определенным критериям (самооценка и внешняя экспертная оценка), проанализировать этапы работы, подвести итоги.

Задачи урока:

Обучающие

  • проследить проявление основных проблем и тенденций послевоенной Западной Европы;
  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Страны Западной Европы в 1945-50-х гг.»

Развивающие

  • формировать информационно-коммуникативную компетентность
  • учащихся посредством организации работы с различными источниками информации;
  • совершенствовать навыки рефлексивной культуры

Воспитательные

  • формировать самостоятельность, организованность, ответственность за общее дело;
  • уважительное отношение к предшествующим поколениям

Ожидаемые результаты:

В результате работы над проектом «Послевоенная Европа на страницах ее газет» учащиеся смогут:

1) характеризовать основные проблемы и достижения стран Западной Европы в 1945-50-х годах, политических лидеров, называть основные международные тенденции этого периода;

2) развить умения, формируемые в процессе проектной деятельности:

  • поисковые умения (генерация идей)
  • умение найти самостоятельно недостающую информацию, предъявить ее в развернутом и сжатом виде, структурировать и ранжировать собранный материал
  • навыки работы в сотрудничестве
  • менеджерские умения
  • получат навык анализа собственной деятельности;
  • коммуникационные умения (вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения);
  • презентационные умения (монологическая речь);

Оборудование:

  • Мульти-медийный проектор
  • Презентации групп по теме проекта, тексты статей газет
  • Рабочие листы групп
  • Листы взаимооценивания

Разноуровневые группы формируются с учетом сложившихся микрогрупп в классе

  • 1 группа - редакция газеты «Ди Вельт» (1950 г.)
  • 2 группа - редакция газеты «Таймс» (1952 г.)
  • 3 группа - редакция газеты «Република » (1955 г.)
  • 4 группа - редакция газеты «Фигаро» (1958 г.)

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочная часть – 4 минуты

- Приветствие, фиксация отсутствующих, представление экспертов;

Каждому человеку в жизни постоянно приходиться сталкиваться с различными задачами. Одни из них повторяющиеся, стандартные, другие – нестандартные, новые. С первыми задачами мы чаще всего справляемся легко, т.к. точно знаем, что нужно сделать и как для их решения. С задачами второго типа сложнее, иногда они ставят нас в тупик. Мы не знаем не только как получить желаемый результат, но и каким он должен быть. Создание чего-то нового предполагает построение образа желаемого результата и определение способа его производства. Это и есть проектная деятельность. В наш стремительный век уже почти не осталось профессий, где можно работать только по-старинке, поэтому важно быть готовым к решению самых неожиданных, самых дерзких задач. Можно ли этому научиться? Безусловно.

Три недели назад я предложила вам работу над проектом в рамках изучения одного из параграфов из курса новейшей истории ХХ века. Он получил название «Послевоенная Европа на страницах своих газет». За эти три недели вы проделали большую работу и сегодня готовы предоставить полученный результат и рассказать о том, как вы его достигли.

Каждая группа представляет краткий анонс своей газеты, а все остальные группы в это время делают пометки в своих индивидуальных рабочих листах. Здесь должны появиться тенденции, примеры, интересные факты, которые вас удивили.

Приглашённая экспертная группа (коллеги-историки, делегаты из других 9 классов)

определит по итогам ваших выступлений самый зрелищный проект, самый актуальный проект, самый содержательный проект, самый оригинальный проект. Желаю успеха!

2. Содержательный этап – 30 минут.

Защита проектов каждой из групп, включает в себя анонс статей (показ презентаций и комментарий к фотоматериалам, представленным на слайдах). Выступление каждой группы – 6-7 минут.

Презентация 1 группы Приложение 3

Презентация 2 группы Приложение 4

Презентация 3 группы Приложение 5

Презентация 4 группы Приложение 6

Все презентации показаны, рабочие конспекты составлены. На мой взгляд, все газеты получились интересными и содержательными и действительно, рассказывающими о том, что волновало жителей послевоенной Европы. Мы увидели серьезные аналитические статьи и короткие заметки, фотографии и карикатуры, даже рекламные материалы, которые помогли нам воссоздать атмосферу того времени

Я предлагаю вам обменяться мнениями, дополнить полученные сведения и на их основе совместно заполнить последнюю третью колонку таблицы «З-ХУ-У».

3. Рефлексивно-оценочный этап – 8 минут.

Теперь пришло время оценить работу групп и свою собственную работу. У вас на столах имеются оценочные листы, с критериями оценки. Проставьте баллы каждой команде. А на обороте проставьте оценки (5-бальная шкала) участникам вашей группы исходя из вклада в общую работу. Оценочные листы сдайте в экспертную группу.

А теперь оглянемся назад и вспомним, как походила работа над проектом

(фронтальная работа по восстановлению этапов проведенной работы, потом все они высвечиваются на слайде учительской презентации).

Конечно, вы скажете, что не все так просто и гладко у вас получилось. С какими трудностями вы столкнулись? Как их преодолевали?

Пришло время выслушать мнение наших экспертов – распределение номинаций

Надеюсь, теперь любой проект будет вам по плечу. Ведь вы не только знаете как планировать свою деятельность и как реагировать на неожиданные «сбои», но и получили бесценный опыт работы в одной команде.

4. Предъявление и запись домашнего задания – 3 минуты

Эссе-размышление по итогам проделанной работы

«Вопрос, на который я не получил ответа» 

Методический паспорт проекта (приложение 1)

Приложение 2