Интегрированное занятие по развитию речи и ИЗО "На выручку к Каю"

Разделы: Работа с дошкольниками


1-ая часть занятия

Цель: повторение и закрепление знаний, совершенствование умений решать компетентностные задания

Задачи:

  • развивать фонематический и речевой слух;
  • развивать звуковой анализ и синтез;
  • уточнить и закрепить представления детей об окружающем мире;
  • воспитывать прилежание, самостоятельность, самоконтроль и самоанализ в выполнении задания;
  • развивать логическое мышление, память, внимание, интерес и творческую активность, посредством использования занимательных материалов;
  • формировать бережного отношения к природе и всему живому;
  • формировать стремления помогать, сопереживать;
  • создать условия для более качественной работы по формированию социального опыта обучающихся;
  • разработать систему специальных методических приёмов, направленных на формирование социального опыта детей;
  • стимулировать и активизировать совместную деятельность;
  • формировать социальный опыт ребенка в повседневной жизни;
  • развивать творческую инициативу, речь;
  • прививать интерес к русскому языку, любовь к сказкам.

Форма: занятие – сказочное путешествие.

Оборудование: экран, презентация, ноутбук, проектор, украшения кабинета, куклы Кай и Герда, костюм Снегурочки и Снежной королевы, сундучок и карта, салфетки, снежинки из бумаги и ватных дисков.

Презентация

Под фонограмму (Песня сказочника «Однажды в старом городе») в кабинет входят и рассаживаются на стульчики родители с детьми.

Оргмомент. Цель: Погружение в ситуацию. Определение темы занятия.

На экран проецируются кадры из мультфильма «Снежная королева». В большом городе, где столько домов и людей, что не всем хватаем места хотя бы на маленький садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться комнатными цветами в горшочках, жили двое бедных детей, и садик у них был чуть побольше цветочного горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра.
Родители их жили в коморках под крышей в двух соседних домах. Кровли домов сходились и между ними тянулся водосточный желоб. Здесь-то и смотрели друг на друга чердачные окошки от каждого дома. Стоило лишь перешагнуть через желоб, и можно было попасть из одного окошка в другое. Родители позволяли ходить детям друг к другу в гости по крыше и сидеть на скамеечке под розами, за которыми дети с любовью ухаживали. А зимой эти радости сменялись другими. Дети приходили в гости к бабушке и сидя у камина слушали ее чудесные сказки.
Педагог надевает на руку куклу для кукольного театра и показывает её детям.

Педагог: Ребята, посмотрите, это же Герда. Та девочка, о которой я вам только что рассказывала. Но что с ней случилось? Герда, почему ты плачешь?

Герда: Как-то раз мы с Каем сидели и рассматривали книжку с картинками – зверями и птицами. И вдруг Кай вскрикнул и сказал, что что-то острое кольнуло его в глаз и сердце. После этого Кайя как будто подменили. Ни что ему не нравилось, он сталь драчуном и задирой. И вот однажды катаясь на санках, Кай привязал свои салазки к большим красивым саням, в которых сидела женщина, укутанная в белую меховую шубу. С тех пор никто не видел Кая.

Компетентностное задание. Цель: формирование стремления помогать, сопереживать; создать условия для более качественной работы по формированию социального опыта обучающихся; разработка системы специальных методических приёмов, направленных на формирование социального опыта детей; стимулирование и активизация совместной деятельности; формирование социального опыта ребенка в повседневной жизни; развивать творческую инициативу, речь.

Педагог: Дети, а вы не знаете, чьи это были сани?

Дети: Сани Снежной Королевы.

Педагог: Что же нам делать? Как помочь Каю и Герде?

Дети рассуждают, предлагают свои варианты решения проблемы.

Педагог: Итак, мы отправляемся вместе с Гердой на поиски Кая. Цель нашего путешествия – спасти Кая, преодолев все трудности, которые встретятся нам на пути, в чем нам обязательно помогут приобретенные на занятиях знания. Звучит фонограмма, появляется Снегурочка.

Педагог: Дети, кто это к нам пришел? Ответы детей.

Педагог: Здравствуй, Снегурочка!

Снегурочка: Здравствуйте!

Педагог: Мы отправляемся на поиски Снежной королевы, пожалуйста, подскажи нам дорогу!

Снегурочка: У меня есть карта, по которой вы без труда доберетесь до царства Снежной Королевы, но лежит она в волшебном ларце. Чтоб ларец открылся нужно выполнить задание.

Педагог: Мы с радостью выполним все задания, Снегурочка.

Задание №1 Загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (Зима)

Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей,
Кто же этот чародей? (Мороз)

Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блёстки –
Любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне одевают всего лишь раз в году.

Задание №2 Песенка «Ёлочка» музыкальная деятельность влияет на личный рост через развитие: речи; слуха; координации; концентрации; уверенности в себе; памяти.

Задание №3. Чистоговорки. Тренировка дикции, то есть воспитание четкой, ясной, членораздельной речи, необходима каждому ребенку для успешного общения, обучения и для гармоничного развития.

Ашу-ашу-ашу —
Нарядили ёлку нашу.
Ишки-ишки-ишки —
Вот золотые шишки.
Ош-ош-ош —
Шар большой хорош.
Ша-ша-ша —
Ёлка тоже хороша.

Задание №4. Слоговые таблицы. При работе со слоговыми таблицами снимается мышечное и психологическое напряжение, детям легче привыкнуть к новым звукам, свободнее ввести их в речь, развивается фонетический и фонематический слух, мелкая моторика, дыхание ребенка.

Задание №5. Рифмушки. Через творческую направленность способствовать формированию всесторонне развитой творческой личности ребенка.

Задание №6. Найди все буквы, которые спрятались на картинке. Игры с буквами позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки в словах и подбирать слова на заданную букву. Игры по подготовке к освоению навыков чтения направлены на развитие внимания, памяти, мышления.

Задание №7. Игра в слова. Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Снегурочка: Вот спасибо! Вот порадовали! А теперь я хочу вам вручить карту, по которой вы без труда доберетесь до царства льда и снегов.

Звучит фонограмма («Крутится скакалка») Ветер уносит Снегурочку и карту в другой кабинет.

Педагог: Ветерок унёс нашу карту и Снегурочку в Царство Снежной Королевы, там где он пролетел остались снежинки и мы с лёгкостью найдём дорогу к Каю. Но мы не можем побежать за ветром, т. к. дорога засыпана снегом, а в некоторых местах – покрыта льдом. Как же нам двигаться по этому бездорожью? Рассуждения детей.

Дети и Герда отправляются за «Ветерком» который по ходу движения оставлял за собой «снежинки». Игра «Конькобежцы и лыжники». По сигналу: «конькобежцы» — будем кататься на коньках и произносить: «Жух, жух, жух» (дети имитируют, что едут на коньках, скользя ногами по полу, и произносят звукосочетание). По сигналу: «лыжники» — будем кататься на лыжах. произнося: «Ши-их, ши-их, ши-их» (дети имитируют, что едут на лыжах, и произносят звукосочетание). Дети переходят в другое помещение.
У входа во дворец Снежной королевы снежинки просят Герду и детей выполнить задания.
Упражнение «Сдуй снежинку» Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, вытянув вперед руки, на которых лежат «снежинки» (кусочки ваты): наклоняются, дуют товарищу на руку и произносят: «Сффф-сффф». Если снежинка улетает, он опускает руку, и дует на руку партнера.
Снежинки пропускают Герду и детей во дворец.
Дети встречаются с Каем.
Герда встречается с Каем. Но он ее не узнает.

2-ая часть занятия

Снегурочка: Как хорошо, что вы пришли! Но, Кай не узнает Герду. Как вы думаете, что может вернуть память Каю? Рассуждения детей. Правильно, мы должны показать Каю красные розы, как те, что росли у него дома и тогда память вернется!

Задание. «Роза» (дети складывают розу из салфетки (индивидуальная работа).

Задачи:

  • формировать навыки сгибания складывания бумаги;
  • развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственные представления, исполнительские умения и творческие способности;
  • воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, аккуратность, дисциплинированность, бережливость, бережное отношение и уважение к своему труду и труду других людей.

Дети складывают из бумаги розы и под фонограмму «Музыка цветов» исполняют танцевальные движения по показу педагога.

Кай: Герда! Милая Герда! Где же это ты была так долго? Здравствуйте, ребята!

Звучит фонограмма («Танго Снежной Королевы» о том, что никто не поздравляет её с днем рождения), появляется Снежная Королева

Снежная королева: Вот и ты покидаешь меня, дружок! Опять я остаюсь одна, а ведь сегодня мой день рождения.

Компетентностное задание Цель: формирование стремления помогать, сопереживать; создать условия для более качественной работы по формированию социального опыта обучающихся.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, может ли измениться Снежная Королева? Почему она была суровой? Размышления детей. Я с вами согласна! Снежной Королеве не хватает друзей, ей очень грустно одной праздновать свой день рождения, поэтому она и сердилась на весь белый свет! Скажите, как мы можем исправить эту ситуацию? Рассуждения детей. Мне кажется, что вы совершенно правы! Давайте все вместе поздравим Снежную Королеву с днем рождения!

Все исполняю песню «День рожденья». По окончанию песни дети высказывают свои пожелания Снежной Королеве.

Педагог: Вот и подошло наше путешествие в царство Снежной Королевы к концу. Было оно настоящим испытанием для вас! И вы с ним, дети, прекрасно справились!