Урок литературы по теме "Первое знакомство с рассказчиком – Петром Андреевичем Гриневым". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Место романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в программе по литературе вполне оправдано. Это произведение может быть как юношеской книгой, так и книгой для зрелого читателя. На наш взгляд, «Капитанская дочка» представляет собой богатейший материал для нравственного воспитания подрастающего поколения.

В предисловии к своим запискам, в письме к внуку, не помещенному в окончательный текст, вспоминая свою и Марьи Ивановны молодость, Гринев говорит о необходимости для человека сохранить во всех труднейших жизненных испытаниях два прекрасных качества – доброту и благородство.

Цели:

  • Образовательные:
    • научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке; помочь учащимся увидеть незаурядность характеров героев
  • Развивающие:
    • развивать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к духовному миру героев литературы, о духовной красоте и внутреннем богатстве личности;
    • способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству А.С.Пушкина;
    • воспитывать активную жизненную позицию учащихся

ХОД УРОКА

1. Литературная разминка

По горизонтали:

1. Город, в котором хотел служить герой?
З. Кому герой проиграл 100 рублей?
4.Гувернер главного героя?
6. В каком городе была первая остановка героя по пути на службу?
8. Любимая игра героя в детстве.

По вертикали:

1. Имя главного героя.
2. Фамилия главного героя.
5. В какой город отец отправил героя на службу?
6. Дядька главного героя.
7. Имя матери героя.

2.Объяснялки:

(Пользуясь словарем, объясните выражения)

  • паче всякого чаяния,
  • семь бед, один ответ,
  • свычаи и обычаи,
  • бегать по девичьим,
  • потянет лямку да понюхает пороху,
  • чем Бог послал,
  • мадам, же вупри,
  • взашеи прогоню.
  • пашпорт,
  • погребец с чайным прибором,

3. Вопрос – ответ

Перечитаем последние строки повести: «Рукопись П.А. Гринева была доставлена нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена».

1. Какую роль отводит себе Пушкин в повести? (Издателя)
2. Какова форма повествования повести? (Записки, мемуары)
3. Зачем к каждой главе издатель подбирал эпиграф? (Здесь автор смог выразить свои мысли)
4.Какой эпиграф Пушкин подобрал к 1 главе? Почему? (Нам важно познакомиться с рассказчиком!)

4. Работа с текстом по группам

А) Группа лингвистов

– Пользуясь примечаниями к повести, словарями (этимологическим и толковым), объясните следующие слова:премьер-майор, дядька, ментор, каналья, басурман. В каком значении они употребляются, кого характеризуют?

Б) Группа литературоведов.

– Вы уже знакомы с усадебной атмосферой по повести «Дубровский» и по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль. Найдите признаки дворянской патриархальной усадьбы в 1 главе. (Дом наполнен слугами; у отца Петруши была охота; есть гувернер – француз, бывший на родине парикмахером; собственноручная варка барыней медового варенья; барин – крутого нрава помещик, чье расположение духа сказывается на всех домашних; чтение барином «Придворного календаря»)
– Зачем Пушкин воссоздает атмосферу жизни дворянской усадьбы? (Пушкин воссоздает колорит жизни дворянского имения Гриневых, так как здесь прошли детство и юность рассказчика, сформировался его характер. Ведь именно Петр Гринев будет рассказывать нам о самом главном событии повести – крестьянской войне под предводительством Пугачева.)

В) Группа исследователей

– Образование и воспитание рассказчика. Как Петр Гринев относится к воспитанию под руководством м-е Бопре? Как оценивает свое образование? Почему в рассказе о воспитании и образовании сквозят иронические нотки? (Пушкин выдерживает стиль рассказчика, человека пожилого, пересматривающего свою жизнь,не желающего приукрашивать себя. Он не скрывает, что не получил настоящего образования, как и многие дворянские сынки)

Г) Группа аналитиков

В момент духовного формирования человек испытывает многочисленные влияния, подчас даже незаметные. Чье влияние сказалось на формировании нравственного облика Петра Гринева? Каким человеком был отец Гринева? Подобрать материал, характеризующий Андрея Петровича Гринева. Почему он приходил в негодование, читая «Придворный календарь»? Какие черты характера Гринева-старика раскрываются в эпизоде разговора отца и матери о письме к начальнику Петруши? Какие черты его характера достойны уважения? Как эпиграф 1 главы связан с ее содержанием? Найдите в тексте строчки, прямо перекликающиеся с эпиграфом из комедии «Хвастун» Княжнина. Как смотрит на военную службу старик Гринев? (Как на выполнение высокой гражданской обязанности, а не как на средство для достижения карьеры.)

Семейная сцена, когда было решено отправить Петра на службу
Письмо к начальнику.
– Напутствие отца

Вопрос к классу (размышлялки):

Петр Гринев и Митрофанушка Простаков росли «недорослем, гоняя голубей» в дворянских усадьбах с ярко выраженным, сложившимся веками крепостническим укладом. Почему наш герой не вырос Митрофанушкой или Скотининым? Кто оказал сильное влияние на формирование характера Петра Гринева?

Д) Группа литературоведов.

– Как прошел первый день Гринева на воле? Почему Гриневу было стыдно и в чем он раскаивается? Что привлекает в Гриневе в этом эпизоде? (Гринев хотел показать свою самостоятельность. То, что произошло с ним, послужило уроком на всю жизнь. К грубому обращению с Савельичем его вынуждают обстоятельства. Он во что бы то ни стало стремится отдать карточный долг Зурину. В этом отношении он благороден, не роняет своей чести. Важно, что в глубине души Гринев был не доволен собой и жалел Савельича.)

Рефлексия

1) Что же представляет собой Гринев, человек уже пожилого возраста, рассказывающий о своем детстве и юности? (Заполняем кластер)
(Он правдив и честен, говорит не искажая своего прошлого, не выставляя своих добродетелей и не скрывая недостатков. Он иронизирует над своими барскими привычками, над своей невежественность в юности, над наивными мечтами о легкой веселой военной службе, над своим легкомыслием. Рассказчик – человек, лишенный самодовольства, человек с чутким сердцем. Он не будет кривить душой в своем повествовании.)

2) Почему нам было важно познакомиться с рассказчиком? (Потому что из его уст мы будем узнавать о замечательных событиях, свидетелем которых он был.)

Слово учителя: Автору романа важно, чтобы читатели доверяли рассказчику. Но мы должны помнить и о том, что повествователь Гринев – создание Пушкина. Если радиус наблюдений Гринева не велик (хотя эти наблюдения ценны, так как он говорит о том, что видел собственными глазами и что мог понять), то кругозор его создателя, Пушкина, напротив, необычайно широк. Мы знаем, что в его распоряжении были документы, показания очевидцев, воспоминания, песни, ему был известен ход восстания, он лично видел места, где оно происходило. Но главное, он – гениальный художник слова, творческим воображением воссоздавший давно прошедшие события.

Приложение 1