Урок русского языка "Понятие об орфограмме"

Разделы: Начальная школа


Программа: «Планета знаний».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма урока: урок-наблюдение с использованием частично-поискового метода.

Цели урока:

  • соединение имеющихся в сознании детей представления об «опасных местах» с понятием орфограмма;
  • объяснение очевидной необходимости знания и решения орфографических проблем.

Задачи урока:

  • уточнить представление детей о сущности «опасных» при письме мест;
  • ввести понятие орфограмма (на примере безударных гласных);
  • раскрыть понятие «орфографическая ошибка»;
  • воспитывать интерес к самому языку;
  • воспитывать уважение к себе, как носителю языка.

Оборудование:

  • ноутбук,  мультимедийный проектор, диск с записью слайдов, экран.
  • карточки для работы в парах.
  • сигнальные карточки – букв гласных;
  • учебник «Русский язык»  2 класс Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой.

ХОД УРОКА

Этап урока УУД Технологии, методы и приёмы достижения УУД Удалось(+), не удалось (–) применить технологии и т.д. Деятельность учителя Деятельность ученика
Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1 мин.) Личностные: воспринимать  речь учителя  Создание ситуации занимательности   Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анжелика Николаевна. Я проведу у вас урок русского языка, на котором мы узнаем новое и необходимое для того, чтобы вас понимали люди вокруг. Надеюсь, что работа взаимно будет интересной и полезной.  
Постановка учебной задачи (2 мин.) Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать Информационно-коммуникационная технология   ( на протяжении всего урока используются слайды из презентации)   Прочитайте про себя на слайде название большой новой темы и скажите,
на какой вопрос будем искать ответ.
Как вы ответите на этот вопрос?
Думаю, что через несколько уроков вы ответите на этот вопрос, ещё полнее.
А то, что мы с вами сегодня будем делать, откроет небольшую завесу непонятного.
Запишите число, Классная работа.
Правописание слов.
Как писать без ошибок?
Быть внимательным, знать правило и т.п.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин.) Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата

Познавательные: применять модели для получения информации; преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания (наблюдения); уметь делать выводы (синтезировать)
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог

Наблюдение

 

 

Эвристический метод

 

 

 

 

 

Демонстрация модели и её чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация модели и чтение

  лет[а]
реп[а]
Какой безударный звук мы слышим на конце обоих слов? (Записать на доске). Как показать, что он безударный?

Хотите узнать, как правильно записать эти слова буквами?
Одинаковые ли буквы «выходят на работу» на месте последнего звука? Какие именно?

 

По правилам списывания напишите слова, не забудьте отметить «Опасные места».

Дополнительно:
ст[а]да (та же работа)
м[а]сты

На доске:
[а]/а

Вы согласны с такой записью? Как вы её скажете словами?

Какой вывод из этого следует?

Ещё понаблюдаем. Догадайтесь, название какой книги С.Маршака написано на доске?
Кто читал эту книгу? О каких детях идёт речь в ней?

Какой безударный звук мы слышим на конце этих слов? Можно ли точно сказать, какими буквами нужно обозначить этот звук?

Давайте посмотрим, как записано это название на обложке книги С.Я.Маршака.
[и]/е

Можно ли доверять при письме безударному звуку [и]? Почему нельзя?
Какой общий вывод позволяют сделать наши наблюдения: можно ли при письме доверять безударным гласным звукам? Почему?

 


[а]
Поставить ударение и подчеркнуть букву безударного звука.

Нет, о и а

Один и тот же безударный гласный звук [а] может обозначаться при письме  разными буквами.
Безударному гласному звуку [а] при письме доверять нельзя. Это «опасное место».
Детки в клетке.
О детёнышах животных, которые родились и живут в зоопарке.
[и]

Нет, звук безударный, поэтому за него могут «выходить на работу» разные буквы.

 

 

 

 

На его месте могут быть разные буквы.

Нет. Одни и те же звуки могут обозначаться разными буквами.

Построение проекта выхода из затруднений (7 мин.) Личностные: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: анализировать  результаты элементарных исследований и поиска; высказывать  предположения,  обсуждать  проблемные вопросы
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного язык
Проблемная ситуация   Посмотрите на доске. У мальчика Миши  возник вопрос: какую букву выбрать, чтобы не допустить ошибку? Почему у него возник такой вопрос?
Тр.ва       Гр.бы    
Ст.га       Л.са
Пл.ды      Сн.га
«Опасные» они потому, что можно выбирать не те буквы и допустить ошибку, а тогда тебя могут не понять.
«Опасные при письме места» – те, где нужно выбирать правильную букву, – учёные договорились называть специальным научным словом – орфограмма.
Скажем его все вместе.
Откройте учебнике на стр.98. Теперь прочитаем, что такое орфограмма.

Как же выбрать букву для обозначения звука слабой позиции и почему?

Как изобразила я это на слайде?

Буквы безударных гласных звуков – это     «опасные при письме места»

 

 

Орфограмма
Класс коллективно читает определение понятия в рамке на стр.98.
Букву для обозначения звука в слабой позиции (орфограмму) выбирают по сильной позиции звука в корне слова.
Сильный звук помогает слабому звуку.

Первичное закрепление (5 мин.) Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;  проявлять  терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику деятельности
Познавательные: выявлять сходство и различия объектов
Работа в парах.

Самопроверка

  Работа в парах. Перед вами карточки. В них даны слова с пропущенной буквой. Вам надо выбрать букву и записать проверочные слова рядом на строчке.

Тр.ва – травы      Гр.бы – гриб   
Ст.га – стог        Р.чка –
М.мы –                  Л.са – лес
Пл.ды – плод        Сн.га – снег

Проверим. Возьмите карточки с буквами и покажите ту карточку, которая соответствует букве на месте звука в слабой позиции.

 

 

Работают в парах.

Дети поднимают карточки с буквами.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6 мин.) Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач
Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей)
Познавательные: фиксировать  результаты исследований и поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи
 

Работа по учебнику

 

 

 

Репродуктивный метод

  Откройте учебник на странице 100. Прочитайте 1 пословицу. За что почитают в народе человека? 

Дерево смотри в плодах, а человека – в делах.
Вслушайтесь в звучание слов плодах, делах. Какие буквы в них пишутся по правилу, то есть являются орфограммами.
Спишите. Подчеркните орфограмму.
Дополнительно. Прочитайте предложение. Спишите по правилам списывания предложение в тетрадь. Поставьте карандашом знак (+ ) плюс над буквами гласных, если буква соответствует звуку, а знак (–) минус, если есть расхождение в написании и произношении.
Что вы можете сказать о тех случаях, где вы поставили знак минус.
Несёт меня лиса в дремучие леса.

В народе человека почитают по его плодам и поступкам.


О, Е

 

Дети записывают в тетради пословицу

   –  +     –  +  +  +
Несёт меня лиса в
   –  + + –  –  +
дремучие леса.

Это орфограммы

Рефлексия деятельности (итог урока) (1 мин.)        По каким признакам можно обнаружить орфограммы? Если буква находится  в слабой позиции, то это орфограмма, всегда стоит выбор в написании буквы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3