Активные методы обучения иностранному языку и их роль в повышении мотивации учащихся среднего школьного возраста

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников. Проблемное обучение сопровождается ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности.

Уровень познавательной активности обучаемого характеризуется тем или иным способом осуществления какой-либо деятельности. Способы осуществления деятельности (учебные стратегии) зависят от когнитивных стилей обучаемых, которые возможно развивать в особым образом организованном процессе обучения. Одним из методов, который поможет организовать новый процесс познания и управлять им, является коммуникативный метод (в наши дни метод коммуникативного обучения часто называют методом интерактивного обучения). Интерактивные технологии обучения развивают у обучаемого его когнитивные стили, стимулируя его активность.

Существуют различные формы организации активного обучения:

- различные формы лекций (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций [4]);

- различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу “мозаики”, “мозговой штурм”, составление семантической карты);

- различные методы (дискуссия – учебная дискуссия, направляемая дискуссия, свободная дискуссия; игровое моделирование – ролевые игры, “воображаемые ситуации”).

Определённую роль в повышении мотивации учащихся к изучению иностранного языка играет внеклассная деятельность по предмету. Формы могут быть разнообразные: КВН, викторины, литературные гостиные, концертные программы, театральные постановки и т.д. Система внеклассной работы способствует повышению мотивации учащихся и преследует следующие цели:

  1. Увеличить активный языковой запас учащихся, усовершенствовать их произносительные навыки.
  2. Расширить кругозор школьника, повысить их культурный уровень, возбудить познавательные интересы.
  3. Улучшить умения практического владения разными видами речевой деятельности (монологической и диалогической, аудирования, чтения).

Как известно, творчество, это самый высокий уровень активности, он подразумевает “… готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем”. [1]

Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала, поэтому внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся [4]. Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку. Параллельное изучение языка и культуры не случайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает более эффективное решение практических, развивающих и воспитательных задач, а также дает огромные возможности для повышения мотивации обучения.

Большие возможности для расширения знаний учащихся о стране изучаемого языка открывает внеклассная работа по предмету. Как правило, все внеурочные мероприятия основываются на страноведческом материале. Выпуск газет о странах, в которых говорят на английском языке, концерты, сказочные постановки, веселые путешествия, викторины, конкурсы стихов и песен, театральные инсценировки, игровые ситуации в виде телеконкурсов включаются в декаду иностранного языка.

Проведение декады способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию навыков устной речи, пополнению словарного запаса, расширению кругозора учащихся. Найти задание каждому – таков девиз декад иностранного языка [1].

Очень часто внеклассные мероприятия проводятся как итоговые после изучения определенных тем. Методисты [4, 6] рекомендуют завершать изучение фундаментальных тем внеклассным мероприятием на английском языке. Учитель определяет его форму и тематику с учетом возрастных и других особенностей конкретной группы учащихся. В младших классах такие мероприятия обычно проводятся в форме викторин, конкурсов, театрализованных и музыкальных утренников. В старших – формы работы значительно расширяются. Школьные олимпиады и языковые конкурсы, проводимые в рамках декад и вне их, привлекают большое количество учащихся. Олимпиады проводятся с 7-го по 11-е классы.

Не менее интересны для учащихся конкурсы песен [3] и стихов [5], стенгазет, инсценировок [2,3] на лучшее произношение и чтение, конкурсы по аудированию и грамматике, конкурсы сочинений и рефератов, конкурс на лучшего переводчика [1], лучшего знатока англоязычных стран [5].

Усвоению знаний учащихся, формированию прочных умений и навыков в устной речи способствуют игры различного типа, проводимые в послеурочное время, где учащиеся могут активно использовать языковой материал. Игровые ситуации в виде конкурса знатоков, брейн-ринга, "Слабое звено", "Что? Где? Когда?", вызывают большой интерес у школьников и повышают их образовательный уровень [2, 3].

Выполнение проектов [2] мотивирует учащихся в изучении языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. В основе проекта лежит проблема. Для ее решения обучающимся требуется не только знание языка, но и владение достаточным объемом разнообразных предметных знаний. Также они должны владеть определенными интеллектуальными (работа с информацией, ее анализ, обобщение и выводы), творческими (выработка идеи, вариантов решения проблемы, прогноз последствия предложенного решения), коммуникативными (ведение дискуссии, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, излагать свою мысль) умениями.

На уроках английского языка с использованием проектного обучения создаются такие условия, при которых учащиеся самостоятельно получают знания из разных источников; учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах; развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.); развивают аналитическое мышление.

Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления.

За счет информативной насыщенности каждого урока с использованием метода проектов удается интеллектуально нагрузить учащихся, развить у них интерес к получению знаний об иноязычной культуре. Развивающий аспект обучения достигается на подобных уроках за счет использования проектной технологии, которая направлена на развитие личностной активности обучающихся. Наиболее эффективно использовать метод проектов при обобщении, закреплении, повторении учебного материала. Урок защиты проекта позволяет превратить занятие в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны изучаемого языка

Методисты выделяют следующие подходы к структурированию проекта [1, 4, 6]:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя.

3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

6. Защита, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, объявление результатов внешней оценки, формулировка выводов.

Следовательно, перечисленные выше формы учебной работы возбуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых, более “взрослых” форм работы, от новых типов взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринужденности и раскованности школьников, активизируют процессы целеполагания. Все эти формы работы учителя способствуют становлению зрелых познавательных мотивов — учебно-познавательного мотива и мотива самообразования, постановке цели (в связи с выполнением отдельных учебных действий и их самоконтролем), сопровождаются положительными эмоциями.

Применение активных методов обучения позволяет сделать урок современным, отвечающим потребностям обучающихся, родителей, повышает мотивацию к изучению языка, и предоставляет учащимся возможность проявить творческие способности, идеи, а также применить полученные знания на практике. Активизация учебной деятельности школьников — основной путь активизации разных видов их познавательной активности.

Список литературы

  1. Балаев А.А. Активные методы обучения. – М., Профиздат, 1986.
  2. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // ИЯШ. - 2001. - №4.
  3. Болтнева, О.Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка и англоязычной культуры // ИЯШ. - 2001. - №4.
  4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя - М.: АРКТИ, 2000. -165 с.
  5. Манеева, О.Г. О развитии творческой активности учащихся на уроке английского языка // ИЯШ. - 1994. - №4.
  6. Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2006.