Урок русского языка на тему "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

а) извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в таблицу, ключевые слова);

б) распознавать глаголы в изъявительном наклонении, образовывать формы настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения.

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Выявление отсутствующих.

Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок -
Нам пора начать урок.

II. Психологическая подготовка. Мобилизующий момент.

Ребята, сегодня мы продолжаем изучение глагола, домашним заданием было повторить правила по русскому языку, связанные с глаголом. Чтобы мне проверить домашнюю работу, я даю задания экспертным группам. Напоминаю, что время на подготовку ответа 2 минуты.

III. Групповая работа экспертных групп.

Ученики выполняют задание (Приложение).

В листках учета знаний поставьте себе оценку за выполнение 1 задания.

IV. Введение в тему. Формулирование темы и целей урока.

Запись на доске.

- Прочитай слова:

Вид Спряжение
Время Возвратность
Число Переходность
Род Лицо
Наклонение

Каким словосочетанием можно назвать все эти понятия?

(Морфологические признаки Глагола)

Какой из признаков вам еще не знаком?

(Наклонение. Постоянный это признак или непостоянный? Какие бывают наклонения глаголов?)

Какой вопрос у вас возникает?

- Запишите тему урока – “Наклонение глагола”.

V. Открытие новых знаний.

1. Работа по учебнику § 74 после рубрики “Определяем проблему урока”.

Прочитайте стихотворение (упр. 596, стр.140). Выпишите выделенные глаголы.

- Наблюдение над значением глаголов, употреблённых в тексте стихотворения.

а) Работа по заданиям к упражнению.

Какие из глаголов обозначают реальное действие, которое происходило в прошлом или происходит в настоящем?

- А какое действие называет глагол не кушай? (Просьбу, требование)

б) Прочитайте определение наклонения в рамке учебника (стр.140).

Сравнение результатов наблюдения с определением в рамке (стр.140).

- На какой вопрос вы нашли ответ в этом определении? (Что такое наклонение, какой это признак: постоянный или непостоянный, какие бывают наклонения.)

- Дополните фразы:

Наклонение – непостоянный морфологический признак глагола.

Наклонение выражает отношение действия к действительности.

Действие может быть реальное и нереальное.

- Закончите схему:

Взаимоконтроль. Проверьте работу своего соседа и в листках учета знаний поставьте знак + за выполнение 2 задания, знак - , если вы не смогли выполнить работу.

Слово учителя.

Экспертной группе № 4 было выдано творческое задание на дом: отгадать загадку.

Какой морфологический признак существительного и глагола имеет один и тот же корень? Слово экспертам 4 группы.

– Что нам может рассказать об изъявительном наклонении его название? Экспертной группе № 5 было выдано творческое задание на дом: выделить корень в слове и посмотреть в словаре, что он означает. Слово экспертам 5 группы.

- В этом слове можно обнаружить древний корень яв, который в современном языке есть в других однокоренных словах. (Явь – реальная действительность, явный – видимый, очевидный; явление – событие, случай.)

Таким образом, глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальной действительности (как бы наяву), которые происходят, произошли или произойдут

2. Работа по учебнику после рубрики “Открываем новые знания”.

- Прочитайте 1­й текст в рамке (стр.141).

- Назовите ключевые слова в этом определении. (Изъявительное наклонение, реальные действия, прошедшее, настоящее, будущее время)

3. - Составьте на основе текста в рамке (стр.141) таблицу в тетради.

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам; в настоящем и будущем времени – по лицам и числам; в прошедшем времени – по числам и в единственном числе по родам.

Изменение глаголов в изъявительном наклонении

Настоящее время Будущее время Прошедшее время
Лицо Лицо Род (ед.ч.)
Число Число Число

Физкультминутка

Рифмовка.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.

Действия.

Закрывают оба глаза.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Глаза смотрят вправо- влево.

VI. Первичное закрепление, развитие учебно­языковых и правописных умений.

1. Взаимоконтроль. Задание № 3

В таблице записаны глаголы: читать, прочитать, рисовать, нарисовать.

– Чем они отличаются? (Приставка, вид.)

– Образуйте в настоящем и будущем времени у этих глаголов форму 1­го л. мн.ч., а в прошедшем – форму м.р. ед.ч.

– Заполните таблицу примерами.

Неопределенная форма Настоящее время Будущее время Прошедшее время
читать (несов.в.) читаем будем читать читал
прочитать (сов.в.) - прочитаем прочитал
рисовать (несов.в.) рисуем будем рисовать рисовал
нарисовать (сов.в.) - нарисуем нарисовал

– Что вы заметили? (Отсутствует форма настоящего времени у глагола нарисовать.)

– Сделайте общий вывод после работы в группах: сколько форм времени может быть у глаголов совершенного вида, а сколько – у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении? (Две формы у глаголов совершенного вида, три – у глаголов несовершенного вида.)

Проверьте свою работу и в листках учета знаний поставьте знак + за выполнение 3 задания, знак - , если вы не смогли выполнить 3 задание.

2. Рефлексия.

Задание № 4. Самоконтроль

А) Выберите правильные утверждения (запишите их номер в тетради).

  1. Наклонение – постоянный морфологический признак глагола.
  2. Глаголы имеют три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.
  3. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или произойдут в будущем.
  4. Глаголы в изъявительном наклонении не изменяются.

Запишите их номер в своих тетрадях.

Б) Определите в каком ряду расположены глаголы в форме изъявительного наклонения.

  1. Приготовила б, сделал бы, была бы.
  2. Читай, жарьте, улыбайтесь, да здравствует, пусть будет.
    Думает, смотрел, принесут, приезжали, замечаешь

VII. Итог урока.

– Какие ключевые слова были на уроке. (Наклонение, изъявительное наклонение, реальное действие, непостоянный морфологический признак, настоящее, прошедшее время, будущее время)

– Все ли цели, поставленные в начале урока, достигнуты?

– Что было самое сложное?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

VIII. Домашнее задание.

1. Учить определения в рамках стр.140, 141.

2. Упр.597.