Урок физики "Атмосфера и атмосферное давление". 7-й класс

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, компетентностный подход, универсальные учебные действия, современные образовательные технологии, современный урок, типы уроков, технологическая карта урока.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося, оптимизация обучения.
Современный урок строится в рамках системно-деятельностного подхода, направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Учитель, проектируя урок, составляет технологическую карту урока, определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах, составляя конструктор урока, формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на достижение результата.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
В структуру современного комбинированного урока внесены этапы, связанные с достижениями личностного результата, результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

Современный урок – это организованное педагогом духовное общение учащихся и учителя, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом – интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение.

УМК: Пёрышкин А. В.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

  • Деятельностная цель:
    • формирование способности учащихся к новому способу действия.
    • выявление причины существования атмосферного давления, его роли в жизни человека и животных , применение полученных знаний для решения физических задач.
  • Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:

  • формирование представлений об атмосфере, атмосферном давлении, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
  • развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
  • формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, аналитического мышления, активизация творческой деятельности (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет, электронная презентация «Атмосферное давление»,

Ход урока

Деятельность учителя
Методы и формы

Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий
Этап 1. Организационный момент.
«Добрый день!»
Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником:"Скажи мне, – спросил юноша, – почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что для тебя осталось столь много неясных вопросов?"
В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. "Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов".

Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.

Диалог:
учитель – класс

Сегодня на уроке мы попытаемся увеличить круг наших знаний

Отвечают на приветствие учителя. Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Целеполагание Умение настраиваться на занятие
Этап 2. Постановка цели и задач урока
Вопрос.
Как мы пьем воду?
Мы приставляем стакан с жидкостью ко рту и «втягиваем» в себя содержимое. Почему жидкость устремляется в рот?
Захватив губами горлышко бутылки, вы не «втянете» из нее воду в рот? Почему ?

Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗА, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока.

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса Отвечают на вопросы учителя.
Ответы:
Причина в том, что при питье мы расширяем грудную клетку и разрежаем воздух во рту, под давлением наружного воздуха жидкость устремляется в то пространство где давление меньше, т.е. проникает в рот.

Мы пьем не только ртом, но и легкими, т.к.расширение легких – причина того, что жидкость устремляется в рот.

Выдвигают предположения о теме урока «Атмосферное давление».
Записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Взаимодействуют с учителем Слушают учителя и ребят, построение понятных для собеседника высказываний. Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
Этап 3. Актуализация знаний
«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо вспомнить предыдущий материал.

Беседа с обучающимися по вопросам стр. 85-86.

1. Каковы причины давления газа на стенки, дно и крышку баллона в котором он находиться?
2. Сформулируйте результат эксперимента.
3. Объясните наличие атмосферы вокруг Земли.

Даёт задания обучающимся. Следит за выполнением заданий.

Проводит опыт с шаром.

Выполняют самостоятельно задание.
Стр.85-86
Отвечают на вопросы учителя.
Давление газа на стеки сосуда вызывается ударами молекул газа.
Газы передают производимое на них давление во все стороны одинаково.
Компетенция обучающихся в области физики. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Развитие регуляции учебной деятельности.
Взаимоконтроль выполнения задания в парах.
Самоконтроль.
Регуляция учебной деятельности.
Этап 4. Первичное усвоение новых знаний
Атмосфера– это воздушная оболочка Земли. Воздух–смесь газов, имеет массу, притягивается Землей.
(Слайд) Вопрос:
1.Оказывает ли атмосфера давление на поверхность Земли и на тела, у ее поверхности?
Поскольку воздух имеет массу, то на него действует сила тяжести, вследствие чего он оказывает давление на поверхность Земли и тела, находящиеся на ней.

Давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы, называют атмосферным давлением.

Почему? Атмосфера имеет большое значение в жизни человека и животных.
Почему существует оболочка Земли?

Работа с учебником.

Сейчас мы проведем опыты, доказывающие существование атмосферного давления. А вы попробуете объяснить их.

Демонстрации: опыт (рис. 112) — определение массы воздуха; опыт (рис. 113, 114) — всасывание воды в насос, в шприц; опыт (рис. 115, 116) — фонтан в сосуд с разреженным воздухом, работа пипетки.

ЯЙЦО В БУТЫЛКЕ.

Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся
Даёт задание поработать с рисунком учебника. Демонстрация ЭОР.
Слайд .
Групповая работа.
У каждой группы на столе прибор, действие которого основано на существовании атмосферного давления и карточка-задание.

Справился? Молодец, съешь пирожок!

Надо загнать яйцо в бутылку, не разрушая его. Пустую бутылку из-под молока или кефира наполним кипяченой водой и через минуту выливаем, а на горлышко бутылки ставим очищенное вареное яйцо. Через некоторое время очищенное яйцо опускается в бутылку. Так как яйцо опускается медленно, мы не будем ждать результатов, и я просто покажу вам, что получится в результате.

Слушают учителя, отвечают на вопросы .
Групповая работа:
1.Объясните действия шприца.(При поднятии поршня шприца, если его игла помещена в сосуд с жидкостью, между ним и поверхность жидкости создается вакуум. Туда устремляется жидкость из сосуда, т. к. на нее действует атмосферное давление)

2. Какое физическое явление мы используем. набирая лекарства пипеткой? (атмосферное давление действующие на поверхность жидкости во флаконе, передается на столб жидкости в пипетке)

Ответы учащихся:

– Воздухом мы дышим, если бы у Земли не было атмосферы, Земля стала бы безжизненной планетойт,атмосфера защищает Землю от солнечного жара и не стынет от космического холода, защищает нас от космических лучей, они бы уничтожили бы все живое, большое значение в жизни человека и животных. Ответ: Теплый воздух из бутылки выходит, расширяясь, а яйцо под действием атмосферного давления проникает в бутылку.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент.
Записывают в тетради определение. Составляют
Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент.

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль и взаимоконтроль.
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Уточнение и дополнение высказываний.

Этап 5. Первичная проверка понимания
Работа по карточкам

Сборник качественных задач по физике.А.Е Марон Е.А.Марон (478, 480, 481, 483, 484, 486, 489, 491, 492, 496)

Даёт учащимся задания выполнить в парах задание на карточках.

Слушает и проверяет правильность выполнения.

Выполняют задание Выделение существенной информации. Логические умозаключения.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.
Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме. Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания заданий.
Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
.
Этап 6. Первичное закрепление
Теперь давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили новый материал сегодняшнего урока:
Послушайте одну историю: «Однажды Маша вымыла банки горячей водой и сразу надела на них пластмассовые крышки. Спустя некоторое время мама не смогла снять крышки. Призванный на помощь папа с большим трудом справился с заданием, поругивая атмосферное давление. Скажите, а причем здесь атмосферное давление?»

Индивидуальные задания.
Тест Е.Н Кривопалова. Тесты по физике.

Формулировка условий заданий. Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера. Работа с учебником. Ответ.
Банка от горячей воды нагрелась, часть воздуха внутри вышла из неё. Маша закрыла банку крышкой, банка остыла, и внутри нее давление оказалось ниже, чем атмосферное
Закрепляют знания, полученные на уроке. Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме   Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля.
Этап 7. Домашнее задание
Обязательный уровень: § 40.41, упр.13(№5); повышенный уровень: упр.13(№3); творческое задание: Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Развитие регуляции учебной деятельности. Регуляция учебной деятельности.
Этап 8. Итог урока
«Ребята, вспомните цель нашего урока.

Выставляются оценки учащимся.

Формулирует вопрос Отвечают на вопросы.
Подсчитывают свой рейтинг за урок и выставляют оценку в соответствии с таблицей перевода рейтинга в оценку.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме. Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль.
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
Этап 9. Рефлексия
– Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
– Как вы усвоили пройденный материал?
– Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
– Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
– Оцените, как прошел урок.

«Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени»

Проводит рефлексию, анализирует. Рефлексируют.

Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

Умение делать выводы. Взаимодействуют с учителем Уметь формулировать собственное мнение Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Саморегуляция

Приложение 1