Историческая игра "Научная конференция «Россия в Первой мировой войне»"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель: актуализация знаний обучающихся по теме: Внешняя политика России в начале XX века

Задачи:

  • создать условия для изучения обучающимися дополнительной литературы по истории внешней политики  России начала XX  века;
  • прививать интерес к российской истории;
  • активизировать работу с исторической картой, историческими документами;
  • развивать межпредметные связи;
  • способствовать  формированию навыков работы в команде.

Актуальность данного проекта обусловлена 100-летием со дня начала Первой мировой войны, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Технологии: ИКТ, групповое сотрудничество, игровая, здоровьесберегающие технологии.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1-й ведущий: Отношение к  Первой мировой войне в исторической науке и в обществе  неоднозначно. Одни считают ее значительным событием, другие воспринимают  как предпосылку ко Второй мировой войне. Но мы должны помнить, что Война 1914-1918 гг. носила мировой характер: она началась в 1914 году между Австро-Венгрией и Сербией, то есть в войну ввязана Европа. Далее Германия и Австро-Венгрия объявляют войну практически всем Европейским  государствам, включая Россию, тем самым захватывая и Азию. Чуть позже в войну ввязывается Османская империя, давая повод, вести военные действия и на территории Ближнего Востока. Германия для ослабления России открывает так называемый второй восточный фронт в Китае и вообще на Востоке, а также островах Тихого океана. Всё это показывает крупномасштабность боевых действий во время первой мировой.

2-й  ведущий: В этой войне как и во Второй мировой применялась современная военная техника, соответствующая времени. Мир узнал, о продолжительных по времени и кровопролитных сражениях, что такое химическое оружие и каковы последствия его применения. Россия была активной участницей Первой мировой войны. Русский солдат не отсиживался в окопах, он  приходил на помощь союзникам и в 1914 и в 1916 годах, жертвуя собою, совершая беспримерные подвиги. Воевали все: простые солдаты, офицеры, священники, женщины, дети. Им – событиям и людям – мы посвящаем нашу научную конференцию, тема которой: «Россия в первой мировой войне».

1-й ведущий: На нашу конференцию прибыли  научные делегации, которые серьезно изучают проблемы и исторические аспекты, связанные с событиями 1914-1918 гг.  Каждая делегация будет представлена на всех этапах конференции, где она сможет продемонстрировать высокий уровень познания материала и предложить свою точку зрения на круг вопросов, обсуждаемых на секциях.

2-й ведущий: Наша конференция будет проходить по четырем секциям, а также мы приглашаем делегации принять участие в круглом столе. Работу на секциях и круглом столе оценивает строгое жюри (представление членов жюри).

1-й ведущий: Первая секция, название которой  «Работа с историческим источником» призвана привлечь внимание участников к изучению документов  времен Первой мировой войны. Делегации, получив набор документов, должны  изучить их  за две минуты и  установив соответствие, выдвинуть версию, кто является автором каждого документа. Версия оформляется в соответствующей таблице, выданной делегациям. За каждый верный вариант ответа – 1 балл. Итого 7 баллов.

Исторический документ Исторический деятель, автор документа
1. Сильная Германия желает, чтобы её оставили в покое и дал и развиваться в мире, для чего она должна иметь сильную армию, поскольку никто не отважится напасть на того, кто имеет меч в ножнах… Все государства, за исключением Франции, нуждаются в нас и, насколько это возможно, будут воздерживаться от создания коалиций против нас в результате соперничества друг с другом. А) В.В.Путин
2. Обед у нас будет в Париже, а ужин в Санкт-Петербурге. Б) Маршал Фош
3. Если Франция не была стёрта с лица Европы, то этим, прежде всего мы обязаны России, поскольку русская армия своим активным вмешательством отвлекла на себя часть сил и тем позволила нам одержать победу на Марне. В) Император Николай II
4. «Весна 1915 г. останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия русской армии – отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость – физическая и моральная; то робкие надежды, то беспросветная жуть…» Г) Уинстон Черчилль
5. Приветствую Вас, Алексей Алексеевич, с поражением врага и благодарю Вас, командующих армиями и всех начальствующих лиц до младших офицеров включительно за умелое руководство нашими доблестными войсками и за достижение весьма крупного успеха Д)  Бисмарк
6. Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошёл ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда всё обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена.
Самоотверженный порыв русских армий, спасший Париж в 1914 году; преодоление мучительного безснарядного отступления; медленное восстановление сил; брусиловские победы; вступление России в кампанию 1917 года непобедимой, более сильной, чем когда-либо. Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо, как древле Ирод, пожираемая червями.
Е)  А.И.Деникин «Очерки русской смуты»
7. «…то результат предательства тогдашнего правительства… большевики совершили акт национального предательства…». «Наша страна проиграла эту войну проигравшей стороне. Уникальная ситуация в истории человечества. Мы проиграли проигравшей Германии, по сути, капитулировали перед ней, она через некоторое время сама капитулировала перед Антантой» Ж) кайзер Вильгельм II

 

Исторический документ Исторический деятель, автор документа
1.

 

2.

 

3.  
4.  
5.  
6.  
7.  

Ответы: 1 – Д, 2 – Ж, 3 – Б, 4 – Е, 5 – В, 6 – Г, 7 – А

2-й ведущий: Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Что использует профессиональный военный при разработке стратегических операций?  Конечно карту местности. После Первой мировой войны осталось немало карт, на которых отражены действия российских войск. Мы уверены, что в составе каждой делегации есть знатоки военных карт. На секции «Историческая карта как источник» участникам конференции будут предложены на экране карты военных операций. Каждая карта будет демонстрироваться в течение 20 секунд. После этого, в течение 15 секунд, делегация должна на специальном бланке записать название военной операции и время ее проведения. За каждую верную составляющую ответа –0,5 балла. Итого 5 баллов .

N/N Название военной операции Время проведения
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

Ответы:

N/N Название военной операции Время проведения
1. Восточно-прусская операция  Август 1914
2. Галицийская битва Август-сентябрь 1914
3. Брусиловский прорыв Май 1916
4. Наступление  русской армии на юго-западном фронте Июнь 1917
5. Военные действия на Восточном фронте 1915

1-й ведущий: Наряду с совершенствованием традиционных видов вооружений (артиллерии, стрелкового оружия и т.д.), годы войны характеризуются наибольшим объемом внедрения качественно новых видов вооружений (авиации и оружия массового уничтожения). Именно в этот период были заложены все основы современной военной науки и системы комплектования войск.
В целом вооружение и снаряжение русского пехотинца не уступали стандартам, которые были приняты в Европе. Однако нехватка технического обеспечения и недостаточное снабжение оставались серьезными проблемами. Их компенсировали использованием инновационных положений военной теории. Третья секция нашей конференции называется «Оружие времен Первой мировой войны».

2-й ведущий: Мы не сомневаемся, что среди научных деятелей есть знатоки военной техники. Вам будет предложено творческое задание. В стихотворных отрывках, посвященных оружию, технике и конструкторам за две минуты вы должны заполнить пропуски, записав пропущенные слова и выражения в столбик. За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого 6 баллов.

1. Хайрем … думать начал,
Как использовать отдачу,
Чтобы с помощью нее 
Перезаряжать ружье,
И чтоб пулям из винтовки
Вылетать без остановки.
Думал месяц, думал год
И придумал пулемет!

2. Он сражался за Антанту –
Англичан, французов, нас,
Нанося врагов на карту
И бросая в них фугас.
Не жалея фюзеляжа,
Он вступал в воздушный бой.
«Самолет «…» – отважный!» –
Это скажет вам любой!

3. Время парусного флота
Истекло. Двадцатый век
Стал эпохой пароходов.
Им к лицу стальной доспех!
На борту десятки пушек,
Арсенал торпед и мин.
… – грозное оружье,
Он почти непобедим.
Хоть попасть в него несложно,
Да не просто потопить –
Бронепалуба надежно
Может судно защитить.

 4. «…» в полете!
Улыбаетесь? А зря!
Просто имя самолету
Дали в честь богатыря.
Рекордсмен он был, однако!
В изумленье всех поверг, 
В небеса подняв собаку
И шестнадцать человек!
Беззащитный, деревянный,
Но сражался он зело –
Мог на вражеские станы
Сбросить бомб пятьсот кило!
Он в Брусиловском прорыве
Возглавлял воздушный флот.
А еще он первый в мире
Пассажирский самолет!

5. Если корпус у машины
К пулям, как к дождю, привык,
А внутри два-три «Максима»,
Значит, это …!
В гости к немцам и австрийцам
В первой мировой войне
Любо было прокатиться
На таком стальном коне.

6. Чтобы выиграть сраженье,
Мало храбрым быть и дюжим,
Нужно, чтоб вооруженье
Было вражьего не хуже.
Коль оружием хорошим
С нами не хотят делиться,
Мы его придумать сможем
И без всякой заграницы!
В этом есть у нас сноровка –
Раз взялись, уже не бросим.
В мире лучшую винтовку
Сделал наш конструктор …

Ответ:

N/N Ответ
1. МАКСИМ
2. НЬЮПОРТ
3. КРЕЙСЕР
4. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»
5. БРОНЕВИК
6. МОСИН

 

N/N Ответ
1.                                       
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  

1-й ведущий: Война, а тем более мировая, которая продолжалась четыре года,  включает в себя множество событий. А эти события связаны с деятельностью людей. Действия людей на войне многообразны: это и работа конструкторской мысли, яростные атаки и горькие отступления, подвиг врачей и медицинских сестер. Наш круглый стол «События и люди», на который мы приглашаем всех участников конференции, отличается многообразием обсуждаемых проблем. Здесь 2 баллами  будет оцениваться самое быстрое и правильное   мнение. Если делегация отвечает не первой, но правильно – она получает 1 балл. Свою готовность демонстрирует  поднятием буклета.

1. Вашему вниманию предлагается   стихотворение С. Городецкого «Подвиг войны». Предположите, в каком году оно было написано и почему вы так думаете?

Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный,
И к небу гимн летел, как вал;
Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!
Война! Война! Так вот какие
Отверзлись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна с христовою судьбою!
Так приими ж венец терновый
И в ад убийственный сойди
В руке с мечом своим суровым,
С крестом сияющим в груди!
Прости, несжатый, мирный колос!
Земля родимая, прости!
Самой судьбы громовый голос
Зовет Россию в бой идти.

Ответ: Стихотворение было написано в 1914 году. Так как в нем отражены общественные настроения данного года. Начало Первой мировой войны вызвало взрыв патриотических чувств, и стихотворение Городецкого – лишь одно из многих тому подтверждение. В крупных городах прошли многолюдные демонстрации под лозунгом «Война до победного конца!» Некоторые из них сопровождались немецкими погромами. На волне антигерманских настроений указом царя Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96 % подлежащих призыву, в основном это были крестьяне. Добровольцами на фронт отправлялись знаменитые поэты, артисты, художники. Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах.

2. В российской истории 1916 год назван «годом проигранной победы», а как назван 1915 год?

Ответ: 1915 год – год «великого отступления». Во время Великого отступления русские солдаты продолжали сопротивляться противнику. Они упорно держались под Бауской на берегу рек Аа (Лиелупе) и Мемель (Мемеле), не давая немцам переправиться. И хотя их оборону немцы все-таки прорвали в августе того же года, они с уважением отнеслись к подвигу наших солдат. На братских могилах поставили бетонные православные кресты. Они сохранились до наших дней. Лишь один немного поврежден, что неудивительно – около 100 лет стоят, а при советской власти никто за ними не следил. Надписи на этих крестах читаются лучше, чем на многих памятных плитах с баусского братского кладбища, которые за последние годы дважды подновляли.

3. Позицию какой политической партии отражает данный лозунг: « Превратим войну империалистическую в войну гражданскую!» Какой аналог данного лозунга вы знаете.

Ответ: РСДРП (б); лозунг «революционного пораженчества».

4. Расшифруйте аббревиатуру времен Первой мировой войны: ВПК

Ответ: В 1915 году были созданы Военно-промышленные комитеты (ВПК)– в разных сферах промышленного производства, которые должны были помочь власти реорганизовать его в интересах обороны государства.

5. Кому посвящена эта краткая характеристика.

Ярчайший представитель поэзии Серебряного века. Он добровольцем ушел на фронт: «В немолчном зове боевой трубы / Я вдруг услышал песнь моей судьбы». Поэта на фронт не брали. У него был «белый билет». Еще в 1907 г. он был освобожден от воинской повинности из-за болезни глаз. Добиваясь зачисления на военную службу и разрешения стрелять с левого плеча, он выбирает кавалерию. За отдельную плату, частным образом, обучился владению шашкой и пикой: «Променял веселую свободу / На священный долгожданный бой». Поэт провел на фронте более трех лет и был несколько раз награжден за боевые заслуги.

Ответ: Николай Степанович Гумилёв

2-й ведущий: Настало время работы последней секции «Свидетели войны: фотографии, плакаты, музыкальные произведения». Каждая делегация получает право выступления по жребию. Просим научных руководителей выйти для жеребьевки. В случае незнания ответа право дать его получает та делегация, которая первой поднимет буклет. За правильную версию –1 балл. За  верный дополнительный комментарий на усмотрение команды – еще 1 балл.

6. С каким событием связаны данные фотодокументы? На экране портреты В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, Н.И.Бухарина, фотография Брест-Литовска начала XX века.

Ответ: Брестский мир 3 марта 1918 года.

7. Представители какого союза изображены на плакате, назовите состав союза и дату его появления.

Ответ: Четверной союз: Болгария, Османская империя, Германия, Австро-Венгрия; 1915 год. Слева направо: Вильгельм II, Франц Иосиф I, Мехмед V, Фердинанд I.

8.  Чему посвящен данный плакат?

Ответ: Созданию Антанты.

9. Кто изображен на данной фотографии?

Ответ: Великие княжны Ольга и Татьяна.

10. Как называется  музыкальное произведение,  предложенное  вашему вниманию?

Ответ: «Прощание славянки» – русский марш, написанный в 1912-1913 годах штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Ивановичем Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912-1913). Нисколько не потеряв своей популярности за прошедшие годы, по существу является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, военную службу или в дальнее путешествие. За рубежом является одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.

1-й ведущий: Наша конференция завершила свою работу, время подвести итог Мы медленно восстанавливаем свою историческую память. Первая мировая война все еще остается в России без героев, без их имен, без памятников воинам, павшим в мировой войне. Памятная дата, 90-летие начала Первой мировой войны, у нас в стране впервые отмечалась в 2004 году.
Исторических источников, документальных, а тем более вещественных, периода Первой мировой войны сохранилось крайне мало. В редчайших случаях в домашних и семейных архивах остались фотографии родственников – участников войны 1914-1918 гг., тем более в офицерской форме, награды, Георгиевские кресты. Это были бы явные улики.

2-й ведущий: Чтобы выжить в годы гражданской войны и репрессий, уничтожалось все: письма с фронта, фотографии, газеты, журналы, книги, любые косвенные свидетельства. Многие представители известных дворянских фамилий вынуждены были их сменить, скрывая свое не рабочее происхождение. И самое драматичное – люди замолчали, глубоко запрятав в себя прошлое, унося в вечность свою память. Мы надеемся, что наша сегодняшняя встреча не оставила вас равнодушными, и вы всегда будете помнить об этих славных  и героических страницах Отечественной истории.

Список литературы:

1. А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. История России, XX – начало XXI века. Учебник для 11 класса.Москва.: Просвещение, 2005.
2. Энциклопедия для детей. Т.5, ч. 3.История России. XX век – М.: Аванта +, 1996
3. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. История XX века. Зарубежные страны. – М.: Аванта +, 2002
4. Б.Г.Пашков Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий. 862-1917. М.: ЦентрКом, 1997. Стр. 295-339

Приложение 1