Интегрированный урок (развитие речи + окружающий мир + ручной труд) по теме "Лепка снеговика из снега"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (105 МБ)


Тип урока: изучение и первичное  закрепление новых знаний и умений.

Цель урока: активизировать личную активность учащихся  в эмоциональных, двигательных, коммуникативных  проявлениях на основе практической деятельности (Зимние забавы: лепка снеговика из снега)

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • учить называть (вербально и невербально) и различать существенные детали и части снеговика (туловище, голова, руки), его качества (цвет, размер), особенности поверхности (холодная, снежная);
    • учить детей действовать по поэтапному показу;
    • формировать навык  работы со снегом – лепить комки из снега разного размера и соединять их между собой.
  • Коррекционно-развивающие:
    • расширять сенсорный опыт, используя различные материалы;
    • развивать общую и мелкую моторику;
    • активизировать речевую активность;
    • развивать коммуникативную функцию речи;
    • развивать связную речь посредством составления рассказа по серии картинок;
    • развивать эмоционально-волевую сферу.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у учащихся интерес к зимним забавам (лепке снеговика);
    • воспитывать у учащихся способность взаимодействовать и поддерживать контакт друг с другом.

Форма урока: урок-практикум.

Инновационные технологии: интегрированная, видеомоделирование, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.

Инструменты и приспособления: костюм снеговика; буквы для составления слов; снег в контейнере; подносы, морковь, веточки, кисточки, чёрная и красная гуашь, одноразовые стаканчики, стаканчики с водой по количеству учащихся.

Наглядные пособия: презентация,  картинки и работы детей по теме «Зима»

Ожидаемый результат:

1 уровень: использование невербальных форм коммуникации, узнавание и показывание деталей снеговика (голова, туловище, руки, глаза, нос, рот, «ведёрко»), определение цвета и особенностей поверхности снеговика, прием физической помощи при лепке снеговика, самостоятельное рисование глаз и рта, проявление интереса во время работы; умение ждать,  не разрушать выполненную поделку,  узнавать свою работу из ряда других.

2 уровень: определение  порядка действий;  умение действовать по поэтапному показу; умение лепить ком из снега, определять размер кома, соединять комья в определённой последовательности; название свойств, качеств, деталей; составление рассказа  по серии картинок, составление  слов  из букв (прочитанных глобальным способом) – снег, снеговик, зима, мороз; взаимодействие друг с другом, обращение  с просьбой и ответы на вопросы по теме; выражение своего эмоционального состояния с опорой на «Градусник настроения». (По подсказке и с незначительной помощью учителя).

ХОД УРОКА

Деятельность учителя, воспитателя Деятельность учащихся
I.  Организационный момент

Учитель: (звонит в колокольчик) Вот звенит у нас звонок – начинается урок. 
Учитель: Давайте поздороваемся.

Игра «Я рад тебя видеть…»

Дети входят в класс и садятся в круг

 

 

Каждый улыбается и говорит соседу справа по кругу:
– Я рад тебя видеть ….
(учащиеся с невербальной формой общения передают соседу табличку с аналогичной надписью, а педагог озвучивает)

II. Актуализация знаний

Учитель предлагает учащимся подойти к окну и посмотреть на снегопад  за окном (если на улице нет снега, можно использовать мультивидео)

Учитель:
Давайте посмотрим в окно?
– Что вы видите?
– Какое сейчас время года?
– Холодно зимой на улице?

 

 

 

Дети подходят к окну и смотрят на снегопад

Отвечают на вопросы

III. Активизация деятельности Динамическая пауза  (речь с движением) «Мороз» Выполняют движения в соответствии с текстом песни
IV. Сюрпризный момент (постановка учебной задачи)

Стук в дверь. Под музыку появляется Снеговик.
 Снеговик (воспитатель):
– Здравствуйте, ребята.
– Я приготовил для Вас сюрприз, но сначала я хочу узнать, что вы знаете о зиме.

Работа с календарём

– Молодцы, справились с заданием.

– А теперь мой сюрприз.
Снеговик открывает контейнер со снегом и предлагает детям научиться  лепить Снеговика.

 

 

Дети здороваются со Снеговиком

В соответствии с уровнем развития уч-ся составляют  рассказа по серии картинок, показывают соответствующие пиктограммы, глобально подписывают ранее выполненные работы по изучаемой теме (снег, мороз, зима, снеговик)

– эмоциональный отклик
– учащиеся повторяют свойства снега сенсорно и называют правила работы со снегом

V. Изучение новой темы

1) «Игра в снежки». Подготовительные упражнения   (аналогичные движениям при лепке комков)
Снеговик раздаёт детям ватные снежки и по его сигналу дети вначале выполняют движения лепки снежков, а затем кидают снежки друг в друга.
Учитель предлагает детям посмотреть видео

Презентация: слайд №2

2) Видео по поэтапному действию «Лепка снеговика»

Проверка первично усвоенных знаний

3) (2 уровень) Дидактическая игра «Расставь карточки по порядку действий в соответствии с увиденным на видео» (Приложение 1)

4)  (1 уровень) Игра «Составь снеговика из частей»

5) Лепка Снеговика из снега с опорой на визуальное расписание (в виде слайдов последовательности)

Презентация: слайды  № 3-7

 

– игра в снежки

 

 

 

– Просмотр видео

 

 

 

– Индивидуальная и групповая работа

– Практическая работа

Фото «Фрагменты работы»

VI. Выставка работ

Вопросы  для уч-ся 2 уровня обучения:

– Кто это?
– Что ты делал(а)?
– Из чего ты слепил снеговика?
– Снеговик какой?

Вопросы для учащихся 1 уровня обучения (учащиеся отвечают на вопросы с помощью пиктограмм)
– Кто это?
– Какого цвета у снеговика глаза?
– Какого цвета у снеговика нос?
– Какого цвета у снеговика рот?
– Из чего ты слепил(а) снеговика?

Дети в соответствии с уровнем обучения находят свои работы, показывают или называют детали снеговика, дают «оценку» своей деятельности, отвечают на вопросы учителя доступным способом, в том числе с помощью пиктограмм

Предполагаемые ответы:

– Это снеговик.
– Я лепил(а).
– Из снега.
– Снежный, белый, холодный.

VII. Рефлексия

Оценка деятельности.

Уч-ся на «Градуснике настроения» показывают своё настроение .

Литература:

  1. МакКланнахан Л.И., Крантц П.Дж.: Расписание для детей с аутизмом. – М: «Сигналъ», 2003.
  2. Статья «Влияние видеомоделирования на социальное инициирование у детей с аутизмом ».   Источник: JOURNAL OF APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS 2004, 37, 93–96