Авторизованная программа по информатике "Основы компьютерной графики. Рисуем без кисти и карандаша". 5–6-е классы

Разделы: Информатика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди способные к сотрудничеству, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Помочь школьникам начать знакомство с современными информационными технологиями позволит курс информатики, направленный на изучение технологии обработки графической информации.

Формирование информационной культуры школьника происходит в результате изменения содержания, методов и форм информационной подготовки учащихся в условиях расширенного доступа к информации.

Овладение общими пользовательскими умениями, навыками, способами познавательной деятельности как существенными элементами информационной культуры – одно из направлений изменения содержания образования школьника в условиях IT-насыщенной среды.

Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Диапазон применения компьютерной графики весьма широк – от создания простейших рисунков до компьютерного проектирования в научных исследованиях.

Для сферы обучения средства компьютерной графики открывают принципиально новые возможности: в процессе анализа изображений дети учатся понимать произведения искусства, динамически управлять формой, размерами и цветом изображения. Использование компьютерной графики повышает уровень восприятия информации, способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Изучение технологии обработки графической информации включено в содержательную линию “Информационные технологии” обязательного минимума содержания образования по информатике средней общеобразовательной школы [10].

Данная программа ни в коем случае не подменяет содержание Базового курса информатики. Она нацелена на развитие творческих способностей учащихся, формирование первых элементов информационной культуры школьников и повышение их познавательной активности. Своеобразие программы заключается еще и в том, что она выстроена в соответствии с принципами здоровьесберегающего обучения, учитывает возрастные особенности младшего подросткового возраста, в полной мере использует положительное (реабилитационное) воздействие цвета на психическое состояние ребенка, формирует представление о гармонии в окружающем нас мире через понятия “цвет”, “линия”, “форма”, “размер”, “пространство”.

Построение графических изображений вызывает интерес, они красочны, привлекательны, но вместе с тем сложны и трудоемки для непосвященного человека. Перед школой стоит проблема сохранения и повышения положительной мотивации познавательного интереса учащихся к учебной деятельности с применением компьютера.

Технологию преподавания курса необходимо ориентировать на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками для дальнейшего успешного образования в школе.

Настоящая программа является основой курса “Информатика. Компьютерная графика” для школьников 5-6-х классов [7]. Этот курс призван, с одной стороны, подготовить учащихся к лучшему усвоению знаний по информатике в 7-9-х классах, а с другой стороны, познакомить учащихся с основами информационной культуры, сформировать у них представление об информации, информационных технологиях, компьютере.

Программа рассчитана на 34 часа, периодичность занятий: 1 час или 2 часа в неделю [Приложение 1.doc].

Цель: формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету “Информатика” и реализация их творческих способностей

Задачи:

  • создать условия для формирования у школьников основ инженерной культуры;
  • способствовать освоению учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности;
  • содействовать развитию творческого потенциала и коммуникативных навыков.

Курс построен таким образом, что органично сочетает теоретический материал по темам “Компьютер”, “Компьютерная графика” и различные способы осуществления практической деятельности на компьютере [3]. Таким образом, данный курс является начальным звеном в цепочке знаний по информатике в средней школе.

В программу курса входят два раздела [Приложение 2.doc]:

1) “Знакомство с компьютером

изучение которого решает следующие задачи:

  • познакомить учащихся с понятием “информация”;
  • дать общее представление об архитектуре ЭВМ;
  • сформировать приемы взаимодействия с компьютером и навыки безопасной работы на нем;

2) “Компьютерная графика” [Приложение 3.doc]
изучение которого решает следующие задачи:

  • помочь освоить основы графической грамотности;
  • формировать умение организовать свою работу с опорой на образец и самостоятельно;
  • способствовать развитию творческого воображения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • Анализировать форму предмета, графический состав формы;
  • Использовать возможности графического редактора для рисования;
  • Строить композиции из отдельных фрагментов изображения;
  • Импортировать фрагменты изображения между файлами;
  • Записывать результат деятельности на внешний носитель.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

  • Основные понятия: “точка”, “линия”, “форма”;
  • Простейшие геометрические фигуры;
  • Приемы работы в среде графического редактора;
  • Правила пользования ПК и других дополнительных устройств;
  • Приемы работы с файлами.

Предлагаемый курс:

  • закладывает прочный фундамент для успешного освоения темы “Компьютерная графика” в 7-8-х классах, где в рамках тематического планирования учебного времени на изучение теоретического материала и проведение практических работ отводится всего четыре (!) часа;
  • способствует развитию мелкой и общей моторики, освоению навыков управления мышью, что действительно важно для успешной дальнейшей работы с операционными системами семейства Windows и прикладными программами, ориентированными на активное использование манипулятора мышь;
  • снимает психологический страх перед компьютером, боязнь некоторых учащихся совершить ошибку;
  • создает благоприятные условия для выявления способных, одаренных детей;
  • демонстрирует преимущества активной деятельности.

Непосредственно работе на компьютере по медицинским требованиям отводится меньшая часть урока, поэтому при работе с графическим редактором используются небольшие упражнения (до 15-20 минут непрерывной работы). Если работа сложная, то она делится на части, а в перерывах проводятся динамические паузы – разминки для глаз, физкультминутки. Кроме того, упражнения на компьютере чередуются с объяснением нового материала, обсуждением сложных вопросов, выполнением заданий в тетрадях, демонстрацией работ и т.п.

Исходя из критериев, предъявляемых к программным средствам, используемым в сфере образования, и специальных требований к техническим и художественным возможностям пакетов компьютерной графики, для изучения была выбрана программа растровой графики Paint – одна из самых простых программ, как для непрофессионалов, так и для экспертов в художественном творчестве.

Данный программный продукт имеет невысокие требования к техническим ресурсам и является стандартным приложением операционной системы Windows. Формально эта программа не входит в офисный пакет Microsoft, однако именно с ее функций целесообразно начать изучение офисной технологии.

Paint – простейший графический редактор [12], предназначенный для создания и редактирования растровых графических изображений в основном формате Windows (BMP) и форматах Интернета (GIFи JPEG). Он приемлем для создания простейших графических иллюстраций, в основном схем, диаграмм и графиков, которые можно встраивать в текстовые документы; в Paint можно создавать рекламу, буклеты, объявления, приглашения, поздравления и др.

Графический редактор Paint ориентирован на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых фрагментов, а не на обработку (“доводку”) готовых изображений, таких как отсканированные фотографии.

В распоряжении пользователя находятся различные средства и инструменты для “художественного” творчества – палитра цветов, кисть, аэрозольный баллончик, ластик для стирания, “карандаши” для рисования геометрических фигур (линий, прямоугольников, эллипсов, многоугольников). Редактор позволяет вводить тексты, богатый набор шрифтов из комплекта Windows дает возможность выполнять на картинках эффектные надписи. Имеются и “ножницы” для вырезания фрагментов картинки, – вырезанный элемент можно переместить, скопировать, уменьшить, увеличить, развернуть и т.д.

Таким образом, основными возможностями Paint являются:

  • Проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета,
  • Использование кистей различной формы, ширины и цвета,
  • Построение различных фигур – прямоугольников, многоугольников, овалов, эллипсов – закрашенных и не закрашенных,
  • Помещение текста на рисунок,
  • Использование преобразований – поворотов, отражений, растяжений и наклона.

В организации школьного информационного пространства и в преподавании информатики использование компьютерной графики играет важную роль. Компьютерная графика и анимация вызывают у школьников особый интерес, так как дают им возможность реализации собственных замыслов: компьютерная графика является средством моделирования композиционных решений, сравнения различных способов создания рисунка и демонстрации законов, лежащих в основе художественного творчества.

Преподавание данного курса осуществляется в следующих формах занятий: урок–общеклассная дискуссия, интгративный урок, урок-семинар, урок–творческий практикум [Приложение 4.doc], урок–конференция (защита мини-проектов).

В рамках данного курса раскрыть и развить творческий потенциал личности помогает метод проектов, где педагог выступает организатором познавательной деятельности учащихся. Его задача – побудить детей учиться самостоятельно при помощи компьютера. Изменяется и роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится субъектом образовательного процесса, который способен использовать современные средства и методы для работы с информацией.

Для ученика 5-6-го класса имеется в виду все-таки мини-проект, работа над которым предполагает следующие этапы:

1) выбор и осмысление темы,
2) поиск (подбор) материалов по выбранной теме,
3) графическая часть (создание изображения),
4) защита проекта.

Идея проектирования очень эффективна: ученик какое-то время работает над темой, имеет конкретную цель, использует знания, приобретенные на других уроках, и получает в итоге результат своего труда, который можно посмотреть, распечатать и использовать.

Апробация данного курса показала, что раннее обучение детей компьютерной графике, в том числе и методом проектов, имеет следующие преимущества:

  • возможность осуществить индивидуализацию обучения,
  • интенсивное использование компьютера как универсального инструмента в работе,
  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности,
  • изменение роли учителя и учащегося в процессе обучения,
  • формирование внутренней устойчивой положительной мотивации учащихся к изучению базового курса информатики,
  • развитие мелкой и общей моторики, формирование навыков управления мышью.

Для ведения мониторинга учителю необходимо опираться на критериальную базу оценки достижения результата, которая позволит сравнить показатели в начале и конце учебного года в отдельно взятом классе:

Умения

Критерии достижения

Класс …

Всего человек …

Учебный год …

начало

конец

% прироста

Анализировать форму предмета, графический состав формы Выделяет детали будущего изображения      
Использовать возможности графического редактора для рисования Выбирает базовый инструмент в соответствии с замыслом      
Строить композиции из отдельных фрагментов изображения Располагает компоненты изображения в соответствии с требованием целостности композиции      
Записывать результат деятельности на внешний носитель Умеет сохранять продукт творческой деятельности для дальнейшего использования      
Импортировать фрагменты изображения между файлами Собирает из разных файлов отдельные фрагменты изображения для создания нового рисунка      
Применять изображение в учебной и внеучебной деятельности Умеет прогнозировать результат своей деятельности      

В рамках данного курса у учащихся появляется возможность проявить себя в новом качестве, развить творческий потенциал, свои коммуникативные способности.

Освоение курса “Компьютерная графика. Рисуем без кисти и карандаша” позволяет выстроить преемственные линии в 7-11-х классах. Освоение технологических навыков, которые формируются в ходе их реального применения при решении интересных учащемуся задач построения изображений, и приобретенный компьютерный кругозор окажут ученику неоценимую помощь при освоении новых, в т.ч. графических, программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ажгиреева О.В. Изучение графического редактора в начальной школе. //Информатика и образование. 2003. №1. – с.92.
  2. Л.В.Галыгина, И.В.Галыгина. Организация творческой работы учащихся при изучении графического редактора. //Информатика и образование. 2001. №1. – с.10.
  3. Вьюшкова Е.А. Программа по информатике для I – VI классов. //Информатика и образование. 2003. №6. – с.97.
  4. Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – с.175.
  5. Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – с.59.
  6. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 2. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – с.56.
  7. Макарова Н. Программа по информатике (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2002. – с.13.
  8. Мухайлова Р.Ф., Шеина Т.Ю. Справочник пользователя. Изд.5-е, испр., доп./ Перм.ун-т. – Пермь, 2002. – с.117.
  9. Молочков В.П. Практические работы в графическом редакторе MS Paint. //Информатика и образование. 2001. №2. – с.39.
  10. Региональный образовательный стандарт по информатике для общеобразовательных учреждений Пермской области. Проект. Пермь, 2001. – с.16.
  11. Филиппов В.М. Модернизация российского образования. – М.: Просвещение, 2003. – с.44.
  12. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – с.10.

Рисунки