Урок изучения новой темы "Атмосферные осадки". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Образовательные задачи: формировать умение классифицировать; развитие речи и умения выражать свои мысли, делать умозаключения.

Учебные задачи: актуализировать знания по теме “Облака, их типы”, а также знания, полученные из наблюдений за природой, сформировать определения атмосферных осадков, установить взаимосвязь типов облаков с видами осадков.

Оборудование: проектор, слайды с репродукциями, учебник, тетради.

Ход урока

1. Объявление темы и целей урока.

Сформировать определения атмосферных осадков, установить взаимосвязь типов облаков и видов осадков.

2.

– Многие из вас наблюдали росу.

а) Опишите росу;
б) В какое время года и в какое время суток она выпадает.
в) Сформулируйте определение, что такое роса.

– Что такое дождь? Сформулируйте определение.

– Что общего у этих видов осадков? Чем они отличаются?

– Объясните, что такое туман. Сформулируйте определение. (В процессе объяснения выясняется, что туман — явление, а не атмосферные осадки).

– Что такое иней? В какое время года он выпадает? Сформулируйте определение.

– Что такое снег? Сформулируйте определение.

– Что такое град? В какое время года он выпадает? Причины образования града (выполняется с помощью учителя).

В процессе ответов учащихся на поставленные вопросы учитель корректирует, задаёт наводящие вопросы, т. е. Направляет.

3. Составьте классификацию всех рассмотренных видов осадков.

(Один или два ученика составляют на доске, остальные в тетрадях простым карандашом). Может получиться примерно такая схема:

Либо, если учтены все признаки, такая:

Классификации могут быть составлены и не в виде схем. Далее идут комментарии, краткое обсуждение классификаций. Учащиеся, составившие классификацию на доске, объясняют, обосновывают её.

4. Назовите типы облаков на картинах

(Показ слайдов с картинами: А.Куинджи “Пейзаж”, И.Левитан “Золотая осень”, И.Левитан “Над вечным покоем”, В.Поленов “Первый снег”, В.Поленов “Московский дворик”).

Слайды

Задания: какие типы облаков изображены на картинах? (тема была изучена на предыдущем уроке). Какую погоду они предвещают? Какие осадки из них выпадают?

5. Обобщение и закрепление знаний:

а) заполнить таблицу “Облака и осадки”;
б) в каких отношениях находятся понятия дождь, роса, иней, туман, град. (Нарисуйте схему).

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Читать параграф “Атмосферные осадки”, написать сочинение миниатюру на одну из тем: а) Удивительная жизнь снежинок; б) по картине В.Щербакова “ Вихри грозовые”; в) “Если капельки замерзли” (град).