Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка

Разделы: Русский язык


Социокультурные запросы общества требуют формирования личности с познавательной мотивацией, способной к саморазвитию, к адаптации в быстро меняющихся условиях социума, то есть личности, готовой к самосовершенствованию, что, в свою очередь, предполагает модернизацию образования в направлении смещения акцентов с обучения и воспитания на самообучение и самовоспитание.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

Урок русского языка в 8-м классе
Односоставные предложения  (повторение и обобщение)

Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме “Односоставные предложения”.
  2. Формирование умений различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.
  3. Закрепление навыков использования односоставных предложений в речи.
  4. Развитие навыков самостоятельной работы на уроке, навыков частично-исследовательской познавательной деятельности, творческих способностей учащихся.
  5. Закрепление умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы, оценивать результаты своей работы.
  6. Воспитание любви к своей малой родине через знакомство с творчеством поэта-земляка Ю.А.Емельянова

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор с презентацией,
  • карточки,
  • тексты стихотворений Ю.Емельянова, В.Александрова,

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности.

Русский язык для меня – это…….. (варианты: интересно, трудно, непонятно, скучно и т. Д.) (слайд № 1)

Определить тему и цель нашей работы помогут нам предложения, написанные на доске.

Ночь. Читаю книгу. Рассвело. В дверь постучались.

Что объединяет эти предложения? В чем вы видите отличие?

Определяем тему работы: односоставные предложения. ( записываем тему в тетрадях) .

Определение целей урока.

– Что мы должны повторить об односоставных предложениях? Каковы цели нашего урока?

(Повторить и обобщить знания о видах односоставных предложений, способах выражения в этих предложениях главных членов, употребление предложений в речи.)

2. Лингвистическая разминка “Поэтическая пятиминутка”.

Учитель:

Я предлагаю вам познакомиться с замечательным стихотворением.

Чтение подготовленным учеником наизусть стихотворения “Пологрудово”.

На экране мультимедийного проектора слайды с фотографиями родного посёлка.

Учитель:  Понравилось ли вам стихотворение? Какова его тема, идея?

– Я думаю, вы еще больше будете гордиться своей малой родиной, если узнаете, что это стихотворение написал наш земляк, учитель физкультуры Емельянов Юрий Александрович. (Слайд №3)

– А в чем особенность построения предложений, используемых автором в этом стихотворении?

(Наличие односоставных и двусоставных предложений.)

Найдите односоставные и двусоставные предложения. Обоснуйте свой выбор.

– Какое предложение называется односоставным?

– Дать определение двусоставному предложению.

3. Обобщение изученного материала с помощью таблицы. Виды односоставных предложений, способы выражения главных членов. (Слайд№4)

а) Теория. Слайд-схема видов односоставных предложений.

– На какие группы и по какому принципу делятся односоставные предложения? Восстановите схему на экране.

4. Практика. Запись под диктовку.

Диктант с последующей самопроверкой.

  1. Не завидуй модницам нарядным. О-л.
  2. Радуются солнцу и цветам. Н-л.
  3. О черемухе песен поется немало. Б-л.
  4. Вьюжные ночи. Наз.
  5. Помнишь школу окнами на тракт? О-л.
  6. Жизнь хочется сделать нам солнечным раем. Б-л (слайд № 7)

По цепочке вспоминаем правило о каждом из видов односоставных предложений и способах выражения главных членов. Проверяем правильность выполнения.

5. Роль односоставных предложений в речи. Слайд № 8.

Отрывок из стихотворения Юрия Александровича. Определите вид предложения.

(Определённо-личное)

Что можем ещё сказать об этом предложении? Осложнено однородными членами.

6. Давайте вспомним, как нужно определять вид предложения. Работа с алгоритмом. Алгоритм. Составляем совместно.

Алгоритм определения вида простого предложения:

  1. Выделить главные члены предложения.
  2. Установить: двусоставное или односоставное.
  3. Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.
  4. Если подлежащим – это назывное предложение.
  5. Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель.
  6. Если подразумевается – выяснить: определённо или неопределённо-личное.
  7. Если нет – это безличное предложе

7. Творческо-иссследовательская самостоятельная работа. Практика.

Стихотворение “Зимний вечер”. Прочитать. Найти односоставные предложения. Определить вид.

8. Проверка усвоенных знаний. Тест

Определите тип односоставного предложения:

1 – определённо-личное 2 – неопределённо-личное; 3 – безличное; 4 – назывное

  1. Учись у них – у дуба, у берёзы. (А. А.Фет)
  2. Кругом зима. Жестокая пора. (А.А. Фет)
  3. В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело. (А.А.Фет)
  4. Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья. (А.А.Фет)
  5. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А.С. Пушкин)
  6. В России любят приглашать в гости.
  7. Чу, за тучей прогремело. (Ф.И. Тютчев)
  8. Скорей нас сорвите с докучных ветвей. (Ф.И. Тютчев)
  9. Люблю дымок спалённой жнивы. (М.Ю. Лермонтов)
  10. Пойдём соловушек послушать. (Н.А. Некрасов)
  11. И хорошо, и любо всем. (Н.А. Некрасов)
  12. Им места нет любей и краше! (Н.А. Некрасов)
  13. Дни поздней осени бранят обыкновенно…(А.С. Пушкин)
  14. Мне и доныне
    Хочется грызть
    Жаркой рябины
    Горькую кисть.

(М.И. Цветаева)

Работа на продвинутом уровне.

Анализ текста

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение?
  2. Определите тему данного текста.
  3. Назовите ключевые слова, которые раскрывают тему текста.
  4. Найдите односоставные предложения.

Текст стихотворения В.Александрова “Формула Родины”.

Мне бы выдумать формулу Родины,
Что на карте горошиной малою,
Где во снах все тропиночки пройдены,
Где душа светит зорькою алою.
Чтоб любовь и тоску многократные
Разделить на мечты ежедневные,
В этой формуле корни квадратные
Переделал бы в корни душевные.
Я бы графики выстроил ровные,
Синусоиды вычертив низкие,
Заключая в них кедры огромные,
Повороты речные, Иртышские.
В сердце радость весенней проталинкой.
Что без должного здесь умножения,
Вся любовь к этой Родине маленькой
К нам вернется углом отражения.
Непритворные сердца волнения
Исчисляются здесь амплитудами.
И для Родины наши значения
Я бы в ней заменил “пологрудами”.
(Сентябрь, 2010 г. Александров В.С.)

9. Итог урока.

Домашнее задание.

Упр. 216, из любимого стихотворения выписать односоставные предложения. Определить их вид.

Чтение стихотворения

Декабрь девятнадцатое.

С утра колючая метель
Следы и тропки заметала.
И в ту, единственную ель,
Снежинки яростно бросала.
И постепенно все кусты
И все деревья побелели,
Весь лес метели уступил.
Весь, кроме старой, тёмной ели.
Потом смотрела лишь луна,
Как бесновался ветер, вея,
Где возвышалась ель одна
И занесённые деревья…

Вернёмся к началу нашей работы. Вспомните первый вопрос урока, над которым вам нужно было подумать. Изменили ли вы своё мнение? Так что же такое русский язык для вас?

Презентация