Системно-деятельностный подход на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Изучение нового материала.

Цель и задачи урока:

  • Дать детям новое математическое понятие “уравнение”.
  • Формировать умение применять полученные знания при решении уравнений.
  • Закрепить умение решать текстовые задачи.
  • Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, обобщение, классификация.
  • Воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.

Оборудование: учебник, карточки, рабочая тетрадь, мультимедийная установка , презентация, доска.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Проверьте готовность к уроку, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи и садимся заниматься.

Знайка Математик в гостях у нас.
С новой темой познакомится класс.
Сегодня узнаем мы без сомнения
Имя нового выражения.

Какую отметку ставит учитель, если у ученика в тетради записано всё верно и аккуратно?

Возьмите красные карточки с напечатанными цифрами и за 10 секунд зачеркните все 5.

Сосчитайте, сколько зачеркнули цифр?

Что общего между количеством найденных вами 5 и сегодняшней датой?

2. Актуализация знаний и мотивация.

Чтобы назвать тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю вам выполнить задания по карточкам в парах. Внимательно прочтите их, обсудите, а затем объясните свой выбор. Чья пара будет готова, поднимите руки.

Работа по карточкам в парах.

Карточка № 1.

64+3 =

Как называется данное выражение? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор. Напишите решение.

1) Числовое;
2) Буквенное.

Карточка № 2. Объясните, как называется данное выражение? __ + 5 = 11

Как оно решается? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор. Напишите решение.

1) Подберем число, чтобы запись была верной.
2) Подставим любое число.

Карточка № 3.

43 – 3 > 20

Как называется данное выражение?

Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор. Напишите решение.

1) Равенство.
2) Неравенство.

Карточка № 4. Напишите, как называется данное выражение? а + 3, где а = 7. Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор. Каким способом будете решать?

1) Подбираем число, чтобы запись была верной.
2) Подставим вместо буквы а число 7 и сосчитаем.

Напишите решение.

Карточка № 5.

Выставляются запись х + 4 = 12.

Как называется данное выражение? Как оно решается?

3. Постановка учебной проблемы.

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается?

А хотите узнать, как называется такое выражение?

Для этого я предлагаю вам выполнить следующие задания.

На каждое правильно выполненное задание, вы получите букву. Затем из этих букв постараетесь составить слово, обозначающее название данного выражения и попробуете назвать тему нашего урока.

Выпишите те выражения, значения которых равны 13.

Вот и отгадали все буквы, а теперь из них постарайтесь составить слово, называющее наше неизвестное выражение?

– Значит, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

– Молодцы, ребята, тему вы определили. А сможете ли объяснить, что такое уравнение и как его решить?

4. Поиск решения учебной проблемы.

Тогда сейчас я предлагаю вам стать юными учеными – исследователями и всем вместе доказать, что же такое уравнение и что значит решить уравнение. Потом проверим, совпадет ли ваш вывод с правилом в учебнике. Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наши выражения и скажите, на которую из них похоже наше уравнение?

1) А что говорят нам знаки “ = ” во всех этих выражениях? (что это равенства) Значит, наше выражение чем является? (равенством)
2) Но все ли числа в этом равенстве известны? (х + 4 = 12)
3) Что неизвестно?
4) Чем оно обозначено? (буквой)
5) Кто знает, как называется эта буква?
6) Если нам неизвестно число, то, что же нам надо сделать? (узнать, найти это неизвестное число)
7) А как вы думаете, какое число можно вставить вместо Х, чтобы равенство стало верным? (8)

Как вы нашли число 8? (к 4 + 8), (из 12 – 4)

– Молодцы! Ребята, а знаете ли вы, что сейчас сделали? Сами решили уравнение! Да-да, как настоящие ученые-математики!

Давайте, попробуем теперь сделать вывод:

Уравнение – это что? (учитель показывает на знак =, а дети дополняют)это равенство, которое содержит (показывает на Х) неизвестное число.

– А чтобы решить уравнение, что надо сделать? (Найти, чтобы равенство было верным).

1). – Сейчас откройте в учебнике страницу 68 и прочитайте правило. Совпадает ли оно с нашим выводом?

Удалось ли нам выяснить, что такое уравнение?

Расскажите определение друг другу в своих парах.

2). А теперь научимся записывать решение уравнения письменно:

5. Динамическая пауза

Физминутка

6. Первичное закрепление.

Решение уравнений, с. 68, №1.

1, 2 столбики выполняются с записью и объяснением на доске.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Решение уравнений, с. 68, №1.

3, 4 столбики выполняются одним учеником у доски, остальными – самостоятельно в тетрадях, с последующей взаимопроверкой в парах по тетрадям и с доски.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Работа над задачей № 6, с. 69.
Коллективный устный разбор задачи, краткая запись на доске.
Работа с тестом.
Нужно выбрать верный вариант ответа и раскрасить соответствующую цифру в головоломке.

Тест:

1.Выбери правильное утверждение.
1) Уравнение – это равенство, в котором содержится неизвестное число.
2) Уравнение – это неравенство, содержащее неизвестную величину.

2.Среди данных выражений найди уравнение.

3) 2 + ? + 5
4) х + 8 = 17

3.Среди уравнений выбери только то, где x=10.
5) 10 + х = 60
6) х + 8 = 18

4. Среди данных выражений найди неравенство.
7)5+7>18-7
8)56-6=40+10

5. Выбери правильное утверждение.
9)a+8 – буквенное выражение.
10)a+8 – числовое выражение.

Покажите, какой рисунок получился в головоломке.
Это ваша отметка за работу.

Головоломка:

9. Рефлексия деятельности.

Помните ли вы, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
– Как вы думаете, достигли мы этой цели?
– Тогда скажите, что же такое уравнение?
– А что значит решить уравнение?
– Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение?
– Выберите и оцените свою работу знаками:

“Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу” – (!)
“Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится – (?)

10. Домашнее задание.

Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Составь и реши уравнение, используя числа 5,9.

Найди среди записей уравнение, запиши и реши его.

84 – х = 74 a+8 67-7=60
30+x<70 x+5=14 9-x=4

Карточка № 2.

Составь и реши уравнение, используя числа 7,10.

Найди среди записей уравнение, запиши и реши его.

36 – х = 34 a+36 27-7=20
20+x<70 x+8=14 14-x=4

Литература

  1. М.И.Моро, М.А.Бантова, “Математика. 2 класс”, Москва, Просвещение, 2011.

Презентация