Схема конспекта урока географии по теме "Человек и литосфера". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель: выяснить  влияние литосферы на жизнь человека.
Задачи:

  • Образовательные:
  • сформировать у обучающихся яркое, логическое представление о влиянии литосферы на жизнь человека;
  • опираясь на изученный материал, расширить представление обучающихся о взаимодействии человека и литосферы;
  • способствовать овладению обучающихся основного понятийного материала по данной теме.
  • Развивающие:
  • в ходе урока способствовать развитию обучающихся познавательного интереса и мотивации к деятельности на примере тесной связи с изучаемого материала с жизнью;
  • в ходе урока способствовать у обучающихся логического мышления, умение находить причинно-следственные связи.
  • Воспитательная:
  • содействовать в ходе урока формированию обучающихся экологическому воспитанию.

Этапы урока

Цели, задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организационный Подготовить учащихся к работе на уроке Приветствие класса Демонстрация готовности к уроку  
2. Этап подготовки к активизации усвоению материала Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений

Цель: установить причинно-следственные связи с ранее изученным материалом.
Взаимопроверка и оценивание

Ребята, скажите, пожалуйста, что мы проходили на прошлом уроке?

А что такое литосфера?

Правильно. А что такое стихийные бедствия?

Правильно.

А сейчас мы проверим, что вы усвоили из прошлого урока.
Перед каждым из вас листок с тестовыми вопросами. Вам необходимо подписать лист и выбрать из предложенных вариантов правильный ответ к поставленным вопросам.

Вариант 1.

1. Устойчивый участок земной коры можно назвать?

А) платформой
Б) вулканом
В) щитом

2. Эту эру в геохронологической таблице называют как «древняя жизнь», определите эту эру?

А) архейская
Б) палеозойская
В) кайнозойская

3.  Это совокупность всех неровностей земной коры называют?

А) впадинами
Б) желобами
В) рельефом

4. Мелким формам рельефа можно отнести?

А) дюны и барханы
Б) платформы
В) горы и равнины

5. К внешним процессам, формирующие современный рельеф, относят?

А) вулканизм
Б) деятельность ветра
В) извержения подводные

Вариант 2

1. Неотектонические процессы – это?

А) внутренние
Б) внешние

2. Для этой эру характерна «древнейшая жизнь», определите эту эру

А) кайнозойская
Б) архейская
В) палеозойская

3. К крупным формам рельефа можно отнести?

А) хребты и возвышенности
Б) литосферные плиты
В) дюны и барханы

4. Деятельность ветра связана с образованием определенных форм рельефа, каких?

А) дюны песчаные
Б) бугры пучения
В) озы

5. К стихийным явлениям можно отнести?

А) извержение вулканов
Б) строительство дорог
В) строительство нефтепровода

Проверьте правильность заполнение теста у вашего соседа.

А теперь все внимание на экран, ответы для 1 варианта и для 2 варианта. Проверим, насколько вы правильно справились с заданием.

Ответ: литосферу, стихийные бедствия

Ответ: литосфера – это каменная оболочка Земли
Ответ: природные явления, в результате,   которых происходит гибель  человека и наносится урон окружающему миру

Изучение вопросов и выполнение теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная проверка теста

Проверка теста по ключам, работа со слайдами № 1 и 2

 
3. Изучение нового материала Цель: активизация познавательной деятельности Ребята, а сейчас мы переходим к изучению нового материала. Перед вами лежат путевые листы, прошу вас написать фамилию и поставить дату 7.11.2013 года.  За каждое правильное выполненное задание вы ставите себе оценку в листах самооценки, и в конце урока  мы узнаем, какую оценку за урок вы получите.
Все справились?
А чтобы изучить новую тему посмотрим на экран.

Как вы думаете, что их объединяет?

Правильно, здесь есть равнины, горы и полезные ископаемые. Как вы думаете, что их может объединять?

А давайте проверим, посмотрите на слайд, здесь перепутались буквы местами. Как вы думаете, что это за слово.

Правильно: это литосфера.

Давайте запишем тему урока в путевых листах «Человек и литосфера»

Вопрос к классу: а что мы сегодня должны узнать?

А чтобы это узнать, мы посмотрим на следующий слайд.

Кто добывает полезные ископаемые?

А какое влияние оказывает человек при добыче полезных ископаемых на литосферу?

Цель нашего урока на сегодня будет: выяснить влияния человека на литосферу, положительное или отрицательное будет это влияние?

Есть две гипотезы. Это ваше предположение мы проверим на уроке и в конце урока сможем сказать, правы вы были или нет.

Вопрос к классу: а что мы должны сегодня узнать?

Сегодня мы (слайд № 8) :

  • Выясним роль и значение литосферы в жизни человека
  • Узнаем, как человек влияет на литосферу

В путевых листах у вас есть первое задание: заполнить схему «Хозяйственная деятельность человека », используя текст учебника стр. 75-76

Давайте теперь проверим, как вы справились с заданием.

У кого может, по другому получилось?

Следующее задание,  у вас есть схема № 2 в путевых листах  «Изменение человеком литосферы», чтобы ее заполнить, необходимо, воспользоваться словами, которые также у вас представлены.

Постройка схемы на доске. Молодцы.

Посмотрите на экран, как вы думаете, что это?

Карта, литосфера

 Правильно.

Сейчас я предлагаю вам выбрать правильное суждение

Стихийные явления это

1) победа над человеком
2) изменения рельефа
3) жертвы среди населения 
4) польза для человека  и природы
5) извержение вулканов

Посмотрите на экран, о чем эта фотография вам говорит?

Правильно.

Итак, давайте с вами запишем новый термин: антропогенное влияние – это?
Одна из антропогенных форм рельефа находится не далеко от нас, в 400 км, в Ростовской области, в городе Шахты. Все, кто проезжает по трассе М-4, невольно обращает внимание на эти конусообразные красно-бурые холмы, возвышающиеся над степными просторами и придающие им какой-то фантастический, внеземной вид. А если проезжать мимо них ночью, то можно заметить огоньки на склонах, чаще всего голубоватые, призрачные...
Это терриконы (на самом деле правильно — терриконники) — в переводе с французского «коническая насыпь», — отвалы породы, остающиеся после угледобычи.
Дальше — больше... Температура внутри террикона может достигать 1200°С; на поверхности появляются дымящиеся выходы газов — фумаролы, как на вулканах... Как водится, ничего полезного для здоровья человека в этом процессе не выделяется, наоборот, ядовитые газы — сероводород, угарный газ, диоксиды серы и азота, — наполняют воздух вокруг террикона в таких концентрациях, что в отдельных случаях нахождение вблизи чревато самыми печальными последствиями... Почти все снимки, которые показывают  крупные планы были сняты буквально «на бегу» — дышать было невозможно, от резкого запаха слезились глаза. От этих терриконах нужно держаться подальше!

Работа с путевыми листами (Приложение 1)

Работа со слайдами № 3 , 4, 5, 7. (Презентация)

Ответ: есть горы и равнины, будем их изучать;
Есть добыча полезных ископаемых – будем их изучать. Это Земля.

Ответ: литосфера

 

Запись темы в путевых листах

Обучающиеся высказывают свои предположения, гипотезы

Ответ: человек или машина

Ответ: отрицательное. Положительное

 

 

 

 

Работа со слайдом

Это литосфера – каменная оболочка земли.

 

Работа с текстом учебника, заполнение схемы в путевых листах.
Сбор схемы на доске

Работа с раздаточным материалом

Построение схемы на доске

Работа со слайдами

Обучающиеся высказывают свои предположения: результат стихийных природных явлений.

Ответ: карта, разломы литосферных плит

Сообщение о землетрясении в Нефтеюганске, о вулкане Ключевская Сопка, о гейзерах и их применении.

Ответ: человек влияет на литосферу, загрязняет ее. Это плохо.

Обучающиеся высказывают свои предположения

 
4. Рефлексия Цель: формирование целостного представления влияния человека на литосферу «Выберите  лишнее»
  • Литосфера – вулканы – землетрясение – отвертка.
  • Полезные ископаемые – человек – терриконы – ящерица
  • Нефть – газ – человек – машина – вулканы

Давайте с вами вспомнить цель нашего урока: влияние человека на литосферу  положительное или отрицательное? Вы подумаете и в помощь для вас я предлагаю посмотреть вам небольшой видиоролик

Работа у доски

 

 

Вспоминают цель урока, смотрят видиоролик.

 
5. Подведение итогов урока Цель: Формирование целостной системы знаний по теме, выделение мирровозренческих идей Итак, в начале урока вы выдвинули ряд предположений о влиянии человека на литосферу. Как вы думаете, мы ответила на вопрос: отрицательное или положительное влияние оказывает человек на литосферу.
Перед вами листы самооценок, за выполнение каждого задания вы ставили оценки, сейчас эти оценки необходимо поделить и найти среднее значение. Такой и будет ваша оценка за урок.
 Выставление оценок за урок  
6. Информация о домашнем задании и оценивании обучающихся Обеспечение понимание цели, содержании и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей Домашнее задание параграф 16,
эссе по теме «наше будущее в наших руках»
или
ответить письменно на 1,2 вопрос в конце параграфа.

Коррекция оценок.

Заполнение листа самооценки (Приложение 2)