Рейтинг@Mail.ru

Анализ отдельных электронных пособий по экономике

Разделы: Информатика, Экономика


На уроках экономики я использую несколько электронных пособий, которые имеют универсальное применение и могут быть использованы в учебном процессе различными способами. В частности, на уроке:

• в классе с одним компьютером с большим экраном или проектором – в виде иллюстративного материала (демонстрация сюжетов классу с последующим разбором и обсуждением по собственному плану преподавателя; коллективный выбор ответов на вопросы и задания курса и т.п.);

• в компьютерном классе – в виде сборника справочных и нормативных материалов при выполнении заданий преподавателя (для выполнения самостоятельных работ по поиску решений в нормативных документах или оформления документов по имеющимся типовым образцам и шаблонам);

• дома или факультативно в компьютерном классе – по индивидуальному плану.

Следует оговориться, что не ставится вопрос о переносе всех уроков в компьютерный класс и о том, чтобы все изложение учебного материала перепоручалось компьютеру. Преподаватель просто получил еще один источник информации и еще одну возможность чередовать различные формы уроков и приемы обучения. Это сделает урок менее скучным, однообразным, но более динамичным, интересным и, как следствие, поможет ученикам быстрее и глубже усвоить курс.

Надо учитывать, что любая форма работы над темой с использованием персонального компьютера на рабочем столе ученика или на рабочем столе учителя имеет серьезные преимущества перед традиционными формами уроков – например, лекциями уже потому, что обладает большими возможностями предъявления ученикам наглядных и звуковых средств, документальных и справочных материалов.

Имея значительный опыт работы с готовыми электронными пособиями в педагогической деятельности, я провела анализ отдельных изданий, и хочу поделиться с коллегами советами по их применению. В этой статье я привожу анализ трех наиболее популярных у педагогов экономики электронных пособий, анализ других электронных учебников по экономике и географии будут опубликованы в других статьях. То есть выйдет серия моих статей, посвященных анализу готовых электронных пособий для преподавания экономики, выпущенных разными авторами и издательствами.

Для преподавания экономики школьникам можно использовать следующие электронные приложения:

1. Компьютерное приложение к учебнику “Экономика” 10–11 классы автора А.П. Киреева, издательство “Вита-Пресс” выпущено в 2007 году. Это не электронный учебник, а именно приложение к бумажному носителю, которое включает три раздела: “Практикум”, “Презентации” и “Интернет-ресурсы”. Каждый из разделов дублирует темы учебника. Например, глава 1 включает семь презентаций, названия и содержание которых полностью соответствует учебнику: “Экономика и человек”, “Экономические системы”, “Рыночная система”, “Экономический оборот”, “ История экономической науки”. В конце каждой главы дается “Резервный час” в виде презентации, где представлено обобщение материала по всей главе. Раздел “Практикум” содержит практические задания, направленные на формирование умений, знаний и закрепления навыков. Экономика – это прикладная наука, поэтому такие практикумы помогают учащимся вместе с учителем отработать и применить полученные знания на практическом уроке. Я называю их “экономические практикумы”. Это задания на заполнение таблиц методами расчета, сравнение количественных показателей, построение графиков, анализ данных и другое. Экономические практикумы разработаны автором для каждой темы. Если глава включает семь тем (уроков), то в электронном пособии также есть семь презентаций и семь практикумов. Названия практикума соответствует названию изучаемой темы. И последний раздел электронного приложения – интернет-ресурсы. Для каждой темы есть ссылки на определенные сайты, на которые можно зайти, если компьютер подключен к источнику Интернета. Например, для той же главы первой “Экономика и человек” предлагается более 6-7 ссылок на сайты: тема “Экономика и человек”: www.economy.gov.ru, www.cbr.ru, www.gks.ru, http://rian.ru, http://www.itar-tass.com, www.interfax.ru, www.rbc.ru. Учитывая, что школы города Москвы обеспечены компьютерами, почти в каждом кабинете имеется выход в Интернет, то такой раздел очень полезен. Нажав мышкой на указанный адрес сайта в электронном приложении, Вы сразу попадаете на нужный сайт и выбираете необходимую для себя и учеников информацию.

Работа с таким электронным приложением достаточно проста, не требует от учителя особых знаний компьютера, достаточно уровня простого пользователя. Но содержание приложенного к учебнику диска является хорошим подспорьем для подготовки учителя к уроку. Учитель может полностью провести урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, используя готовую продукцию: презентацию и практикум с диска, а может взять за основу лишь фрагмент урока и сделать свою авторскую презентацию, используя материал с электронного приложения. Удобно расположены в бумажном учебнике сноски на электронное приложение. В конце каждой темы автором даны вопросы и задания, рекомендации по использованию Интернет-ресурсов. Единственное, что не хватает учителю и ученику при работе с диском – это отсутствие контрольных заданий и тестов для проверки усвоенных знаний. Данное электронное приложение к учебнику “Экономика” может использовать не только учитель для своих уроков, но и ученик, изучающий экономику самостоятельно дома или в школе. Презентации, к разработанным темам, хорошо иллюстрированы, включают фрагменты небольших анимаций, наглядны при изучении разных разделов экономики. Практическая часть часто содержит статистические данные, которые быстро устаревают, поэтому долгосрочного использования их явно не предусмотрено.

2. Компанией “1С” разработаны два электронных издания по экономике для старших классов: CD-ROM “Экономика и право” и CD-ROM “Экономика. Практикум” для учащихся 9-11 классов. Издания представляют собой мультимедиа-курсы, ориентированные на методическую поддержку преподавания экономики и права в 9-11 классах общеобразовательных и профильных школ, а также на повышение учебной самостоятельности и творческой активности школьников при изучении экономики.

Оба издания содержат обширный справочный и методический материал для проведения занятий по экономике, истории, обществознанию, праву и смежным дисциплинам, в том числе и элективным курсам. Издание включает теоретический материал по школьному курсу экономики, комплект обучающих и контролирующих заданий, наглядный иллюстративно-справочный материал (словарь, галерея, хрестоматия, методика), интерактивные модели и игры, а также учебную версию базы данных по законодательству. Электронные пособия полностью соответствуют государственным стандартам общего образования по экономике, обществознанию и праву.

От электронного приложения “Экономика” , автора Киреева А.П., работа с которым описывается выше, отличается содержанием экономическим тем, наличием тестов и заданий, которые ученик может самостоятельно выполнять. При этом ученик имеет возможность получить оценку за проделанную работу, выставленную компьютером, а не учителем, в зависимости от процента правильных ответов. Все задания, выполненные учеником, фиксируются в персональном электронном дневнике учащегося, который является неотъемлемой частью данного электронного пособия.

Электронное пособие “Экономика и право” содержит 56 “жизненных” сюжетов, с комментариями юриста и экономиста; около 40 практических заданий на основе интерактивных экономико-математических моделей; более 300 тренажерных заданий, позволяющих закрепить изученные понятия; 30 видеосюжетов, более 20 анимированных слайд-шоу и 800 иллюстраций. В качестве дополнительного материала диск содержит разделы “Справочник”, “Словарь”, “Интерактивная хронологическая шкала развития экономической мысли” и “Правовая база данных”.

Электронное пособие “Экономика 9-11 классы. Практикум” под редакцией В.С. Автономова выполнено в одинаковом цветовом и оформительском стиле, что и электронное пособие “Экономика и право”. Оно же схоже и в использовании на основе платформы “1С:Образование 3.0”. Данный “Практикум” содержит около 40 практических заданий, более 1500 вопросов и 500 иллюстраций, 5 развивающих игр. Кроме раздела “Практикум”, диск содержит “Теоретические материалы”, раздел “Лабораторные работы” по 24 основным темам школьного курса, “Справочник”, “Словарь”, а также дублирует разделы электронного пособия “Экономика и право”.

При установке на компьютер электронного пособия необходимо сначала установить программы “1С: Образование 3.0” и “1С:ХроноГраф Школа”, которая прилагается на отдельном диске, а потом установить образовательную программу “Экономика и право” и “Экономика. Практикум”. Эти две программы в результате образуют единое информационное пространство школы по экономике для учителя. Учитель может в любое время просмотреть электронный классный журнал, где фиксируются результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ, тестов учениками класса. Классный журнал показывает, насколько часто ученик пользовался данным электронным пособием, какие задания выполнял и процент их успешного завершения.

При традиционном уроке учитель – ретранслятор знаний. Информационные технологии предлагают педагогам удобные и сравнительно доступные средства для решения широкого круга учебных задач. В процессе урока компьютерные технологии используются учителем для демонстрации учебного материала, разнообразных средств контроля, выполнения практических и самостоятельных работ, построения схем, моделей, графиков и диаграмм. Использование мультимедиа технологий позволяет сделать урок наглядным и эмоционально насыщенным, а научное содержание – более доступным.

Учителю предоставляются широкие возможности для творческого использования предлагаемых материалов: можно создать любые варианты разных типов уроков по экономике: урок-лекция с применением презентаций РР, комбинированный урок, модульный урок, другие варианты уроков для активного метода обучения. Для этого необходимо использовать материалы, предназначенные для ознакомления. Их учитель может давать как для самостоятельного изучения, так и для работы по вопросам в классе. В зависимости от варианта урока предлагается использовать задания практикума в качестве как поэтапного закрепления, так и для тестовых проверочных заданий в конце урока. На их основе удобно проводить рефлексию учеников (контрольное тестирование – текущее, промежуточное и итоговое – с использованием компьютерных технологий приобретает для учащихся новый характер).

Видеоматериалы и анимацию из диска “Экономика и право” удобно использовать в качестве иллюстраций в ходе урока. При этом необходимо поставить конкретные задания для учеников перед просмотром.

Шкала времени (хронологическая шкала) используется для исторического наполнения урока. Кроме того, она дает возможность взять исторические иллюстрированные материалы для проведения вводной части элективных курсов по экономическим дисциплинам. Простое использование компьютера предполагает возможность создания иллюстраций по различным проблемам, которые изучаются в базовом и углубленном курсе, подготовку презентаций в Рower Рoint. Выполнение заданий, предварительно поставленные перед учениками, позволяет углубить и расширить их знания по предмету. Кроме того, исторические связи в рамках эпизодов дают возможность проследить развитие терминов и понятий в историческом ключе.

Дополнительные материалы галереи экономистов и предпринимателей позволяют дать дополнительные задания как по персоналиям основного курса, так и элективных куров по истории экономической мысли, истории экономики, истории предпринимательства, истории российского предпринимательства, страхованию, менеджменту, маркетингу и другим курсам.

В методических материалах даны рекомендации по использованию различных форм и методов обучения как на уроке, так и во внеурочной работе. Образцы творческих работ, эссе, докладов, маркетинговых исследований учеников помогут школьникам в их работе над проектами, исследовательской деятельности, при подготовке рефератов, докладов, сообщений.

В приведенном анализе использовались рекомендации авторов, выпущенных электронных пособий.