Рейтинг@Mail.ru

Анализ продуктов питания на содержание нитратов

Разделы: Химия, Экология


Форма проведения мероприятия: занятие.

Цель занятия: сформировать у учащихся элементарные навыки определения качества продуктов питания.

Задачи:

  • образовательные – сообщить дополнительные знания по химии пищевых продуктов; развивать интерес к химии;
  • развивающие – способствовать развитию логического мышления (умению сравнивать, выделять главное), развивать творческие способности и познавательную активность, освоить навыки проектно-исследовательской деятельности;
  • воспитательные – воспитывать самостоятельную активность учащихся, содействовать осознанному выбору профиля дальнейшего обучения.

Предполагаемый метод проведения: практическая работа

Целевая аудитория: учащиеся 8–9 классов.

Условия для проведения: наличие специализированной (химической) аудитории, спецодежды (халатов) у участников мероприятия

Оборудовании, оформление: чашки Петри, ножы, ступки с пестиком, пипетки, сернистый дифениламин, образцы растительного происхождения (картофель, капуста, морковь, яблоки и др.), инструкция по определению нитратов, компьютеры с доступом в интернет, информационные листы (приложение 1 и 2).

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация темы – 2 мин.
  3. Ознакомление учащихся с теоретическими вопросами – 5 мин.
  4. Проведение эксперимента – 22 мин.
  5. Обработка полученных результатов – 10 мин.
  6. Итог урока – 3 мин.
  7. Домашнее задание – 2 мин.

Ход проведения мероприятия

1. Организационная часть.

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, сообщение темы, постановка цели занятия.

2. Актуализация темы: в вводном слове учитель обращает внимание на проблему влияния нитратов на человека, сообщает на какие органы и системы воздействуют нитраты, приводит данные о смертельной дозе употребления нитратов. И выводит учащихся на формулировку проблемы: Можно ли определить нитраты в растениях, употребляемых в пищу?

Учащиеся выдвигают свои предположения и гипотезы.

3. Ознакомление учащихся с теоретическими вопросами:

Учитель предлагает ответить учащимся на ряд вопросов, используя различные информационные источники.

Учащиеся произвольно делятся на 4 группы по 4 человека. Каждая группа выбирает один из предложенных вопросов:

  1. указать природные источники нитратов; антропогенные источники нитратов;
  2. нитраты в растениях и причина их накопления;
  3. распределение нитратов в различных частях растениях;
  4. нитраты в растительных продуктах питания и способы уменьшения их концентрации.

Результаты работы обсуждаются. Результатом обсуждения становится выбор растений для качественного анализа.,

4. Экспериментальная часть работы.

Учащиеся проводят исследование, используя инструктивную карту (Приложение 1).

5. Обработка полученных результатов: Результаты работы оформляют на отдельном листе, которые по завершению работы собираются в единую таблицу и оформляют результаты (Приложение 2).

6. Итог занятия: Учащиеся под руководством учителя подводят итог урока, отмечая области с повышенной концентрацией нитратов в рассматриваемых пищевых продуктах растительного происхождения и выявляя причины их локализации.

7. Домашнее задание. Оформление тезисов работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми на НПК.

Методические рекомендации по проведению. При проведении данного занятия педагог выступает в роли научного руководителя и тьютора. Роль научного руководителя в рамках занятия включает в себя: знакомство с основными составляющими научного исследования; помощь в постановке целей и задач, выдвижении гипотезы исследования; руководство экспериментом, инструктаж по ТБ; оказание помощи в оформлении промежуточных и итоговых результатов исследования, подготовка доклада с учащимися, составление отзыва на УИР, подбор рецензента или научного консультанта. В качестве тьютора педагог должен произвести отбор качественно выполненных учебно-исследовательских работ (отбор осуществляется на основе конкурса оформленных тезисов), осуществить поиск и подбор соответствующих конкурсов УИР, помочь в подготовке к участию в конференции.

Список литературы:

  1. Айвазян, JI.K. Морфологические исследования в токсикого-гигиенической оценке нитратов / JI.K //Гигиена и санитария. 1986. -№ 11.-С. 72– 73.
  2. Андрющенко, В.К. Содержание нитратов в овощах. / В.К Андрющенко //Вопросы питания. 1981. № 5. – С. 57– 59.
  3. Анохина, В.И. Содержание нитратов в плодоовощном сырье и возможности их снижения / В.И. Анохина, И.Ф. Овчинникова //Проблемы индустриализации общественного питания страны: тез. докл. 2 Всес. научн. конференции. Харьков, 1989. – С. 259– 260.
  4. Антипина, В.Д. “Нитратная проблема” и пути ее решения / В.Д. Антипина, З.П. Фалунина, Ю.Б. Моисеев, Н.Н. Рощина М.: Мосгорагропром НПО “Хранение”, 1990. – 42 с.
  5. Варламов, В. Коварное благо или о том, что все знают / В. Варламов //Химия и жизнь. 1988. – № 5. – С. 440 49.
  6. Великая, Е.И. Лабораторный практикум по курсу общей технологии бродильных производств / Е.И. Великая, В.Ф. Суходол -М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. 310 с.
  7. Гоженко, А.И. Методика определения нитрит-нитратной экологической нагрузки на организм человека / А.И. Гоженко, И.Г. Славина, С.Г. Катюжинская и др. //Медицина труда и промышленная экология. 2001. – № 3. – С. 38– 39.
  8. Дерягина, В.П. Содержание в продуктах питания нитратов и нитритов и оценка их поступления с суточным рационом / В.П. Дерягина, Г.Ф. Жукова, С.А. Хотимченко //Вопросы питания. – 1993. – № 4. – С. 47– 53.
  9. Зарубин, Г.П. Гигиеническая оценка нитратов в пищевых продуктах / Г.П. Зарубин, М.Т. Дмитриев, Е.И. Приходько и др. //Гигиена и санитария. 1984. – № 7. – С. 49– 52.
  10. Звягинцев, А.П. Об использовании продуктов растениеводства с повышенным содержанием нитратов / А.П. Звягинцев, Г.Л. Шеховцева //Военно-медицинский журнал 1999. -№ 6. – С. 20– 22.
  11. Жукова, Г.Ф. Методы определения нитратов и нитритов в пищевых продуктах: обзорная информация / Г.Ф. Жукова М.: ВНИИТЭИ Агропром, 1989. – 34 с.
  12. Жукова, Г.Ф. Методы определения нитратов и нитритов в пищевых продуктах / Г.Ф. Жукова //Вопросы питания № 6. – 1991. – С. 55– 60.
  13. Жукова, Г.Ф. Содержание в продуктах питания нитратов и нитритов и оценка их поступления с пищевым рационом / Г.Ф. Жукова, В.П. Дерягина, С.А. Хотимченко //Вопросы питания. – 1993. – № 4.– С. 47– 52.
  14. Журавлев, В.Ф.Токсичность нитратов и нитритов / В.Ф. Журавлев, М.М. Цапков // Гигиена и санитария. 1983. – № 1. – С. 62– 65.
  15. Ильницкий, А.П. Нитраты как новый средовый фактор, оказывающий влияние на здоровье населения / А.П. Ильницкий // Там же. – С. 130.
  16. Ильницкий, А.П. О регламентировании нитратов в сельскохозяйственных продуктах растительного происхождения / А.П. Ильницкий //Вопросы питания. 1991. № 6. – С. 12– 15.
  17. Кучма, В.Р. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков / В.Р. Кучма// Гигиена и санитария. 2002. – № 4. – С. 51– 53.
  18. Макарова, Л.Г. Технологические особенности снижения нитратов в овощных блюдах / Л.Г. Макарова, А.Ф. Крюкова //Проблемы влияния тепловой обработки на пищевую ценность продуктов питания: тез. Всес. научн. конференции. Харьков. – 1990.-С. 121– 123.
  19. Марин, С.В. Стоит ли бояться нитратов? / С.В. Марин, П.И. Сидоров //Военно-медицинский журнал. 1999. – № 6. – С. 23–24.
  20. Методические рекомендации по использованию продуктов растениеводства с повышенным содержанием нитратов /Разработаны Ильницким А.П., Иваницким A.M., Митченковым В.Т.и др. / А.П. Ильницкий, A.M. Иваницкий, В.Т. Митченков и др. – М., 1992. – 23 с.
  21. Методические рекомендации: Пути снижения содержания нитратов в овощах и картофеле в Сибири/Разработаны Назарюк В.М., Якименко В.Н., Прозоров А.С. и др. / В.М. Назарюк, В.Н. Якименко, А.С. Прозоров и др. . Новосибирск, 1989. – 38 с.
  22. Новиков, Ю.В. Влияние нитратов и нитритов на состояние здоровья населения / Ю.В. Новиков, И.И. Окладников, Сайфутдинов, И.А. Андреев // Гигиена и санитария. 1985. – № 8. – С. 58–62.
  23. Опополь, Н.И. Об особенностях токсического воздействия нитратов, содержащихся в растительных пищевых продуктах / Н.И. Опополь //Вопросы питания. № 6. – 1991. – С. 15–20
  24. Ш.Пенчук, Я. Проблемы определения нитрат-иона в овощах физико-химическими методами / Я. Пенчук, Ю. Халдна //Изв. АН ЭССР: Химия, 1988. 37. – № 3. – С. 201–209.
  25. Раснаускайте, М.Б. Особенности отравления детей нитратами / М.Б. Раснаускайте, Р.С. Пташекас, Д.Г. Красильщиков //Педиатрия. 1990. – № 4. – С. 62–65.
  26. Рахманин, Ю.А. Методологические проблемы оценки угроз здоровью человека факторов окружающей среды / Ю.А. Рахманин, С.М. Новиков, Г.И. Румянцев //Гигиена и санитария. 2003. – № 6.– С. 5–10.
  27. Рымарь-Щербина, Н.Б.Экологически чистые продукты питания и сохранение здоровья населения / Н.Б. Рымарь-Щербина, А.И. Селюченко, О.И. Цыганенко //Гигиена и санитария. 1995. – № 1. 0 С. 18–22.
  28. Рымарь-Щербина, Н.Б. Гигиеническая оценка овощей с высоким содержанием нитратов при длительном хранении / Н.Б. Рымарь
  29. Щербина, О.И. Цыганенко //Вопросы питания. 1991. – № 6. – С. 42–45.
  30. Самохвалов, С.Г. Определение нитратов в продукции / С.Г. Самохвалов, В.Г. Прижукова //Химизация сельского хозяйства. 1990. – № 8. – С. 44–47.
  31. Семенов, В.М. Закономерности накопления нитратов в продукции растениеводства / В.М. Семенов, В.А. Агаев, О.А. Соколов //Вестник сельскохозяйственной науки. 1989. – № 1. – С. 122–129.
  32. Сухолотюк, И.С. Содержание нитратов в овощах не требующих кулинарной обработки / И.С. Сухолотюк, Н.И. Валентинова //Проблемы индустриализации общественного питания страны: Тез. докл. 2-й Всес. научн. конференции. Харьков, 1989. – 366 с.
  33. Химический состав пищевых продуктов /Под ред. И.М. Скурихина, В. А Шатерникова М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 328 с.
  34. Химический состав пищевых продуктов /Под ред. И.М. Скурихина, М.Н. Волгарева. М.: Агропромиздат, 1987. – Кн. 2. -С. 344–347.
  35. Цыганенко, О.И. О путях снижения содержания нитратов в продуктах питания / О.И. Цыганенко, Н.Б. Рымарь-Щербина //Гигиена и санитария. 1991. – № 5. – С. 38–42.