Разработка урока русского языка по теме "Обстоятельство". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тема урока Обстоятельство.
Тип урока «Открытие» нового знания.
Педагогическая цель урока Формирование понятия «обстоятельство».
Результат Находить  обстоятельства в тексте.
Определять, какой частью речи они выражены.
Знать  виды обстоятельств.
Употреблять обстоятельства в речи.
Ресурсы 1. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (Т. А. Ладыженская,
2. М. Т. Баранов, Л.А.Тростенцова). Москва, «Просвещение», 2010 г.
3. Мультимедийное оборудование.
4. Карточки с кроссвордом, карточки с текстами, алгоритм.
Основные понятия темы Синтаксис, словосочетание, второстепенные члены предложения, обстоятельство, группы обстоятельств.
Межпредметные связи Литература.
Используемые методы,  технологии Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке к уроку; технологии деятельностного метода обучения; применение продуктивных (частично-поискового, проблемного) и репродуктивного (объяснительно-иллюстративного) методов.
Формы организации познавательной деятельности Фронтальная, групповая, парная.
Формирование УУД:
Предметные УУД:
 
Метапредметные УУД: регулятивные:
определять и формулировать цели деятельности; понимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; составлять план действий по решению проблемы  и его реализовывать; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
познавательные: приобретать новые знаний  из различных источников и разными способами; формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения;
формировать умения ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы  на вопросы.
личностные:  уважительное отношение к родному языку;
формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; стремление к речевому самосовершенствованию
Коммуникативные УУД: развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; соблюдать правила работы в группах, в парах, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

Цель:

– создание условий для возникновения
у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на парте.
Проблемный диалог.
– Здравствуйте! Я рада видеть вас и надеюсь, что наше общение сегодня на уроке принесет вам новые открытия.

– Вы знаете, я вчера вечером перелистывала книгу Мудрых советов, особенно мне понравилось  высказывание Л.Н. Толстого.
– Прочитайте его.

– Почему именно это высказывание мне захотелось показать вам?

– А как вы думаете, в какой области русского языка мы сделаем открытия?

– Почему?

– А о каких именно?

– Назовите их.
– Как вы думаете, какие члены предложения нас могут интересовать сегодня  на уроке?
– С чего нам необходимо начать работу на уроке?
– Предложите план ваших действий.

–  Чтобы увидеть результаты сегодняшнего урока, я предлагаю вам создать Созвездие успеха.
– У вас на партах карточка (Приложение 1), на которую вы будете заносить свою оценку (звезду) за каждый этап работы.

– Желаю вам успешной работы.

Настраиваются на работу.

 

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

 

 

Чтение высказывания  учеником.

– Сегодня на уроке мы приобретём знания, которые добудем сами (самостоятельно).

– В разделе «Синтаксис».

– В течение нескольких уроков мы  говорим о членах предложения.
– О второстепенных.

– Дополнение, определение.
– Второстепенные.

– Сначала выясним, что мы не знаем.
– Для этого надо выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и выяснить его причину. Затем сами построим новое знание.

Обучающиеся рассматривают карту самооценки «Созвездие успеха».

 

 

 

Знание только тогда знание, если оно приобретено усилиями своей мысли.
Л.Н.Толстой.
(Слайд 2)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем. (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(4 мин)
Цель:
подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии
– Прежде оформим работу.

– Как вы думаете, с чего начнем наше познание нового?

– Предлагаю вам разгадать кроссворд, работая в группах,  определить ключевое слово сегодняшнего урока.
(Приложение 2)

Карточки с кроссвордом раздаются обучающимся.

Запись числа и темы урока.

– С повторения.

 

Обучающиеся заполняют кроссворд, тем самым повторяют  изученные понятия из раздела «Синтаксис».

(По мере разгадывания кроссворда появляется слово обстоятельство)

Вопросы к кроссворду.

1. Определите вид предложения по наличию главных членов: Идёшь по лесу и любуешься его красотой.
2. Определите вид предложения по цели высказывания: Спой, пожалуйста, нам песню.
3. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.
4. Знак препинания в конце повествовательного предложения.
5. Каким членом предложения является слово зубастый в предложении: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.
6. Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Не будь упрям а будь прям.
7. Чтение вот лучшее учение. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?
8. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.
9. Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Девочка чистила пылесосом ковёр.
10. Какое это предложение по интонации: Как хорош лес осенью!
11. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
12. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила постановки знаков препинания.
13. Сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически.
14. Члены предложения делятся на две группы: главные и …

Актуализировать имеющийся опыт учащихся для введения нового знания (Регулятивные, познавательные УУД)

Совершенствовать навыки работы в группе (Коммуникативные УУД)

III. Выявление места и причины затруднения (4 мин.)

Цель: организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

– Проверим, насколько правильно вы заполнили кроссворд.
– Называем слова по цепочке.

– Значение всех  слов вам понятно в кроссворде?
– Оцените свою работу.

– Можете ли вы без моей помощи определить лексическое значение выделенного слова?
– Почему мы сразу не можем дать однозначный ответ  на данный вопрос урока?
– Так давайте сейчас сформулируем  тему и цель нашего урока.

Обучающиеся называют слова, повторяя  изученные понятия из раздела «Синтаксис».
– Нет. Нам непонятно значение слова «обстоятельство».
(Обучающиеся дают разные ответы)
Оценивают свои знания по теме.
– Тема урока обстоятельство.
– Научимся опознавать в предложении обстоятельства, подчеркивать их;  определять, какой частью речи они выражены, на какие группы  делятся.
 (Слайды 3, 4.)

img1.gif (7884 bytes)

(Слайд 5)

Совершенствовать умение находить и, назвать тему и цели урока (Регулятивные, познавательные УУД), уметь доказывать свою точку зрения, использовать имеющийся опыт (Личностные УУД)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (7 мин.)

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

–  Ваша задача, работая в парах, составить алгоритм нахождения обстоятельств в тексте.  (Слайд 6)
– Помогут  вам в этом текст и знания, полученные  ранее.
– Если у вас возникнут затруднения, можете воспользоваться любой справочной литературой (учебник, таблицы).

(Приложение 3) (текст)

Обучающиеся выбирают способ построения нового знания.
Строят алгоритм выполнения действия:
по вопросам определяют виды обстоятельств (место, время, образ  действия)

На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы, выделяют ключевые понятия.

  1. Русалочка подплыла к кораблю близко (образ действия).
  2. Матросы громко пели и танцевали (образ действия).
  3. Потом на палубу вышел молодой красивый принц (время действия, место действия).
  4. Все торжественно поздравляли его (образ действия).
  5. Никто не заметил, как быстро приблизилась буря (образ действия).
  6. Вскоре корабль затрещал и заскрипел (время действия).

 (По Х.К.Андерсену)

(Слайд 7 – образец для проверки)

Алгоритм нахождения обстоятельств в тексте:

  1. Найду в предложении слова, которые обозначают ____________.
  2. Поставлю от них вопросы:  _______________.
  3. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
  4. Если есть, значит – это ________________.
  5. Определю его вид __________________.
  6. Подчеркну обстоятельство ___________.
  7. Подпишу, какой частью речи выражено ____________________.
Учиться находить выход из проблемной ситуации, искать разные пути решения (Регулятивные и познавательные УУД), оценивать собственные знания и видеть перспективу работы (Личностные УУД)
V. Реализация построенного проекта (3 мин)

Цели: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

– Что у нас получилось?
– Проверим алгоритм по эталону.
– Оцените свою работу.

На основе результатов работы обучающихся учитель подводит к названию основных групп обстоятельств, их характеристикам.

Обучающиеся осуществляют проверку алгоритма, называя виды обстоятельств, определяя, какой  частью речи они  выражены.

– Работают в карте результативности.

(Слайд 8)

Алгоритм нахождения обстоятельств в тексте:

  1. Найду в предложении слова, которые обозначают действие.
  2. Поставлю от них вопросы:  где? когда? как? каким образом?
  3. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
  4. Если есть, значит – это обстоятельство.
  5. Определю его вид
  6. ( место, время, образ действия)
  7. Подчеркну обстоятельство (пунктир с точкой) _ . _ . _ . _
  8. Подпишу, какой частью речи выражено (существительное,  наречие).
Уметь решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма;
проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 мин.)

Цели: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов в первичном осмыслении изученного материала, проведение коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка (1 мин)

– Посмотрим, насколько наш алгоритм действенен и практичен.
(Слайд 9)
– Предлагаю, найти обстоятельства в тексте, действуя по алгоритму, записать  их в тетрадь:
1 группа – обстоятельства места,
2 группа – обстоятельства времени,
3 группа – обстоятельства образа действия.
(Приложение 4)

– Проверим работу каждой группы.

– Оцените свою  работу и работу ребят группы.

– Я читаю предложения.
– Если в нем встречается обстоятельство места, вы наклоняетесь вперёд, назад, вправо, влево.
– Если в нем встречается обстоятельство времени – приседаете.
– Если в нем встречается обстоятельство образа действия, вы выполняете бег  на месте.

– Оцените свою работу.

Работают в группе, действуя по алгоритму, проговаривают выводы.
(Текст на карточках №3 у каждого обучающегося)

 

Обучающиеся выполняют проверку.

Самостоятельно составляют устный ответ на основе собственного опыта, дополняют ответы и оценивают их.

Задание: Прочитайте текст, озаглавьте его. Найдите в этих предложениях обстоятельства, действуя по алгоритму.

Этот случай произошел недавно. Овечье стадо паслось далеко в горах, когда пастух неожиданно потерял сознание.
Собака, сторожившая стадо, проявила редкую сообразительность. Сначала она загнала овец в загон. Потом вернулась обратно на пастбище и оттуда потащила своего хозяина вниз, к селению.
Вскоре жители горной деревушки увидели, что собака приволокла к порогу дома потерявшего сознание человека. Они тотчас же послали за доктором.

(По Г. Скребицкому)

(Слайд 10)

Дом противной мухи где?
Ох, я думаю везде:
Высоко и низко,
Далеко и близко.

Солнце в Африке когда?
Разумеется, всегда.
(Мы не глупые – поем,
Что не ночью солнце –днем!)

Полку рак танцует как?
Так же лихо, как гопак:
Славно, мило, симпатично,
Потрясающе, отлично!

Развивать умение
логически строить цепь собственных суждений; формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания; развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы
(Коммуникативные УУД), самоопределение личности (Личностные УУД)

Личностные: бережное отношение к своему здоровью

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

Цель:
– проверить умение  работать с информацией;
– организовать выполнение задания с взаимопроверкой; самооценка.

Организует самостоятельную работу по учебнику и индивидуальную работу в тетрадях. Обучающиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий, обменявшись тетрадями, осуществляют проверку правильности  выполнения работы по эталону. (Слайд 11)
1. Работа по учебнику. Стр.78, упр.188.
Задание: Спишите. Подчеркните обстоятельства, укажите, какой, частью речи оно выражено, определите его вид.
Развивать умение осознанно строить
речевое высказывание
(Познавательные и коммуникативные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
 VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)

Цели:
– развивать умение выявлять границы применимости нового знания.

Задание творческого характера.

Проверку осуществляем по цепочке.

– Оцените свою работу.

Обучающиеся записывают предложения. (Слайд 12)
Задание: составьте  и запишите со словом степь три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством).
Совершенствовать умение делать выводы (Регулятивные  и познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин.)

Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

– Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим наш урок?
– Какую цель мы поставили в начале урока?

(Слайд 13)
– Вы достигли поставленной цели?

– Были ли у вас затруднения? Какие?

– Удалось ли создать Созвездие успеха?

– Как бы оценили свою работу?

– Подвести итоги.

– Научиться находить в предложении обстоятельства, подчеркивать их.
– Определять способы  выражения).

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Карта самооценки «Созвездие успеха».

2 балла – допущено свыше 5 ошибок.
3 балла – допущено от 3 до 4 ошибок.
4 балла – допущено от 1до 2 ошибок.
5 баллов – ошибок в работе нет.
Оценка ученика за урок_______
Оценка учителя______________

   Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Уметь соотносить цель и результаты деятельности;
Производить самооценку результатов деятельности
(Познавательные УУД)
Уметь формулировать свои мысли высказывать,
обосновывать свою точку зрения
(КоммуникативныеУУД:
X. Домашнее задание. (1 мин.)

Цели:

– обеспечить  понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Комментирует домашнее задание. Выполняют запись домашнего
задания в дневниках.

Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

(Слайд 14)

Для всех обучающихся: упражнение 187, повторить теоретические сведения § 37-39.
Индивидуальное задание для  обучающихся, имеющих повышенную мотивацию к учению – найти происхождение наречия начеку.
Задание повышенной сложности (по желанию): написать рассказ (синквейн, стихотворение, сказку) о второстепенных членах предложения.

(Слайд 15)

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Русский язык: 5 класс: Книга для учителя.– М.: Издательство «Первое сентября», 2003.– 232с. (Я иду на урок).
  2. Голуб И.Б. Русский язык. 5 класс. Сборник проверочных заданий/И.Б. Голуб.– М.: ОЛМА Медиа групп, 2008.– 251с.– (КЛАССная работа).
  3. Рик Т.Г.Русский язык: Как живешь, Наречие? – М.: ООО «Издательство Астрель», 2000. – 96 с.
  4. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные разработки по русскому языку: 5 класс.– М.: ВАКО, 2010.– 384 с.– (В помощь школьному учителю).
  5. zanimatika.narod.ru
  6. urok.1sept.ru
  7. http://pedsovet.su