Реализация метапредметного подхода на уроках информатики

Разделы: Информатика, Организация школьной библиотеки


Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
Хуторской А.В.

Вопросы метапредметного обучения проявлялись всегда. Со времен появления процесса обучения существовали вопросы проникновения одного предмета в другой. Но сам процесс формирования понятий метапредмет и метапредметный подход в обучении проходил на протяжении всего XX века. В его основу легли учения психологов и педагогов, направленные на создание условий для психического развития и обучения учащихся. Развитие психолого-педагогической науки привело к созданию положений деятельностного обучения, являющегося основным в реализации метапредметного подхода. И так родился “метапредмет” то, что по словам Хуторской А.В. “стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними”

Но раньше этому вопросу не уделялось столько внимания. И только в новых ФГОС были утверждены метапредметные требования к результатам обучения. Которые сейчас составляют основу реформирования системы образования.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий [1].

В современной системе обучения метапредметный подход выходит на ключевые позиции, занимая главенствующее место. Уже нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метопредмет. И в этой связи информатика занимает центральное место. Ведь информатика, стоящая на стыке естественно научных и общественно научных дисциплин включает в себя все основные принципы построения этих наук. Информационные процессы вытекают из описания природных и социальных процессов. Ни один другой предмет не имеет более мощного аппарата, чем информатика. Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному, что и предполагают ФГОС.

Метапредметные результаты обучения предполагают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий [1].

На уроках информатики использование ИКТ-технологий позволяет учащимся реализуя активно-деятельностноый подход в обучении заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (физики, математики, экономики, географии литературы, истории, русского и иностранного языков, МХК и т.д.). При этом они должны научиться чётко формулировать задачу, решать ее и оценивать результат.

Я хотела бы выделить только некоторые задачи из разных предметных областей, где использование метапредметного подхода раскрывает, согласно ФГОС, активно-деятельностноый подход в обучении:

Изучаем тему “Табличные вычисления на компьютере” (построение электронной таблицы, абсолютная и относительная адресация, деловая графика), Электронные таблицы и математическое моделирование на примере экономических районов по географии в 9 кл. Вспомним “Технологии мультимедиа” (создание интерактивной модели с помощью презентации, карта экономических районов и нанесение на нее с использованием триггеров обозначений отраслей специализации). Темы метапредметных проектов: Развитие производства “Русьавто”, “Воздействие человека на климат”.

Хранение и обработка информации в базах данных (создание структуры БД с описанием типов полей, запросы простые и сложные), используя материалы истории России (9 кл.) “Великая Отечественная Война” создадим базу данных Полководцы (ФИО, биография, сражения, награды, мемуары, фото), Вооружение (Вид вооружения, создание, тактико-технические характеристики, использование в г. ВОВ в каких сражениях, фотографии); материалы из истории Олимпийского движения, “Олимпийские победы по разным видам спорта”. Межпредметные проекты - Сайт “Олимпийское движение”, “Параолимпийцы”, “Зимние виды спорта”, “Летние виды спорта”; “Битва под Бородино”;

По географии, изучая Евразию можно создать базу данных государств (название государства, площадь, население, столицы, политический строй и т.д.). Создание многотабличных БД. На примере изучения раздела экономики “Системы национальных счетов” Совместить работу с базами данных и Электронными таблицами. (1. Основные макроэкономические показатели. 2. Формулы расчета макроэкономических показателей. 3. Основные показатели Российской экономики. 4. Динамика. 5. Проблемы Российской экономики на основе анализа макроэкономических показателей.)

Изучая темы информатики “Табличные вычисления на компьютере. Деловая графика” реализуем их на алгебраических примерах (9 кл.), из тем “Свойства квадратичной функции. Свойства функции y=k/x. Функция у=ax2+b и ее свойства. Степенная функция, парабола, гипербола. Движение графиков на координатной плоскости. Растяжение и сжатие графиков”. Или на примере биологии лабораторная работа по темам “Изучение модификационной изменчивости организмов”. “Построение вариационного ряда и вариационной кривой” (на этом примере удобно изучить функции, min, max, сумма, среднеарифметическое, счет и др.) В (10 кл.) “Применение sin, cos при изучении темы электричество в физике” “Исследование максимумов и максимумов функций”. “Изучение Экстремумов функции”.

Основы логика, физические представление и построение комбинаторно-логических схем базируется на физических темах (8 кл.) электричество. Закон Ома для участка Цепи. Закон Джоуля-Ленца. Сила тока, напряжение, сопротивление, параллельное и последовательное соединение.

Задачи алгоритмизации и программирования, привязываются к примерам задач из математики, экономики, физики.

Отрабатывая навыки работы в текстовом, редакторе запись формул, форматирование текста подстрочные символы, заимствуем материалы химии (8 кл.).

Изучаем графический редактора Paint (копирование, перенос, поворот, текст). На примере из химии типы химических связей (молекулярная, ионная металлическая) и кристаллические решетки.

Создание графической модели химического производства: установки производства аммиака, азотной кислоты, серной кислоты.

Прямые и обратные алгоритмы решения задач. Линейные и ветвящиеся алгоритмы. На примере решения расчетных задач на массовую долю выхода продукта реакции. (9 кл.).

Решение Экономических, задач можно предложить совместить с темой “Управление и алгоритмы”, “Алгоритмизация и программирование” темы ветвление, цикл.

Темы “Технологии мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. Компьютерные презентации.”, “Таблицы в текстовом редакторе. Форматирование и редактирование текста” строится на темах русского языка и литературы: “Поэтические образы родного города”. (8 кл.). (Создавая презентацию, редактируя музыку (вырезая часть мелодии), выбирая в таблицу элементы ассоциативного ряда и работая над сочинением-миниатюрой). 10 кл. Систематизация тропов. На, примере, “Поэтических образов родного города”. Сопровождая их аудио- видео- фрагментами ведется и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Вопросы компьютерной графики (элементы работы в Photoshop) совместить с материалами МХК (8 кл.) по теме “Архитектура античности”, монтируя коллаж из элементов характеризующих разные виды ордера (дорический, конический, коринфский), создавая готовые ансамбли.

Мультимедиа технологии (9 кл.) межпредметные проекты по английскому языку “Реклама” Развитие рекламы в Коломне. “Стоунхендж”. Моделирование и тема “День рождения”.

Метапредметные результаты обучения предполагают освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, овладение способностями их использования в социальной, познавательной и учебной практике. Их усвоение подразумевает самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками и построение индивидуальной образовательной траектории. Данные требования реализуются через применение в обучении метапредметного подхода, создании межпредметных проектов.

В традиционной системе обучения использовались элементы метапредметности, системное внедрение началось, только с введения ФГОС. А информатика, имея свой уникальный аппарат, позволяет наиболее наглядно и всесторонне реализовать метапредметный подход, обосновывая его необходимость, многогранность, востребованность.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года.
  2. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.
  3. Перминова Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения. Педагогика. 10, 2011.