IT-технологии на уроке информатики по теме "Условия выбора, простые и сложные выражения. Сортировка". 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Тип урока: урок объяснения и усвоения нового материала в 9 классе.

Продолжительность урока: 90 минут.

Оборудование: компьютерный класс, проектор, интерактивная доска.

Программное обеспечение урока: стандартное приложение Windows – программа MS Access.

Цели.

Образовательные: познакомить учащихся с понятием о логического выражения, истинности и ложности простого логического выражения, начать формирование умения формулировать простые запросы на языке логических выражений, формирование знаний учащихся об объектах СУБД, освоение технологических приемов по созданию запросов в среде СУБД.

Развивающие:  развивать  внимание, зрительную память, умение сравнивать; развитие приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;

Воспитательные: воспитание аккуратности, терпения, добросовестности, достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися, формирование умения работать самостоятельно.

План урока

  • Организационный момент (2 мин.)
  • Актуализация знаний (10 мин.)
  • Объяснение нового материала: Условия выбора, простые логические выражения (20 мин.)
  • Практическая работа 1 за компьютерами (15  мин.)
  • Зарядка для глаз (2 мин.)
  • Объяснение нового материала: сложные логические выражения (15 мин.)
  • Практическая работа 2 за компьютерами (15 мин.)
  • Объяснение нового материала: Сортировка (5 мин.)
  • Практическая работа 3 за компьютерами (7 мин.)
  • Подведение итогов (2 мин.)
  • Домашнее задание (1 мин.)

 Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием логического выражения, операциями отношения, простыми и сложными запросами. Но сначала мы проверим домашнее задание, познакомимся с новой темой и выполним практическую работу.

2. Актуализация знаний.

Давайте вспомним, основные вопросы рассмотренные на прошлом уроке по теме Базы данных. Вопросы из учебника, Семакина И.Г. «Информатика и ИКТ 9 класс» стр. 65.

  • Что такое база данных? (Организационная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения)
  • В чем различие между фактографическими и документальными БД? (Фактографические БД содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате. Документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.)
  • Что такое распределенная БД? (Такая БД, в которой части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью.)
  • Что такое информационная система? Приведите примеры Информационных систем. (Информационная система – это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для её хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем. (Система продажи билетов на поезда и самолёты,WWW-глобальная информационная система.)
  • Что такое реляционная БД? (База данных с табличной формой организации.)
  • Что такое запись, поле записи? Какую информацию они содержат? (Строка таблицы - запись, столбец - поле)
  • Что такое главный ключ записи? Какие бывают ключи? (Главный ключ – поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей. Ключом может быть одно поле (простой ключ) или несколько полей(составной ключ))

Вопросы из учебника, стр. 70 и 73.

  • Как расшифровывается СУБД? (Система управления базами данных.)
  • Какие СУБД называются реляционными? (Системы работающие с реляционными базами данных)
  • На каком устройстве и в какой форме хранятся таблицы, созданные с помощью реляционной СУБД? ( На компьютере, в табличной форме)
  • Какие основные типы полей используются в БД?
  • Что такое справка?

3. Этап усвоения новых знаний

1) Теоретическая часть. (Приложение 4)

Условия выбора и простые логические выражения.

Слайд 2.

Чаще всего для справки требуются не все записи, а только часть из них, удовлетворяющая какому-нибудь условию. Это условие называется условием выбора. В командах СУБД условие выбора записывается в форме логического выражения.

Логическое выражение – это выражение, состоящее из имени поля логического типа или одного отношения.

Логическое выражение, подобно математическому выражению, выполняется (вычисляется), но в результате получается не число, а логическое значение. Логическое значение – это всегда ответ на вопрос, истинно ли данное значение. (истина или ложь).

Слайд 3.

Операции отношения.

  • Отношение «равно» истинно для двух символьных величин, если их длины одинаковы и все соответствующие символы совпадают. Следует учитывать, что пробел — это тоже символ.

Слайд 4.

  • Символьные величины можно сравнивать и в отношениях <, >, <=, >=. Здесь упорядоченность слов (последовательностей символов) определяется по алфавитному принципу(в алфавитном порядке, по правилам русского языка). Вот фрагмент из орфографического словаря, выстроите слова в алфавитном порядке: квартет, компонент, конверт, конвульсия.

С точки зрения математической логики между этими словами истинны следующие отношения:

квартет < компонент;

компонент < конверт;

конверт < конвульсия

Слайд 5.

Значения полей типа «дата» при выполнении отношений сравниваются в соответствии с календарной последовательностью. Например, истинны отношения:

3.12.1998 < 23.04.2001;

24.09.2004 > 23.09.2004.

В некоторых СУБД используется тип «время» со следующим форматом значений: ЧЧ:ММ:СС (часы, минуты, секунды). При выполнении отношений учитывается хронологическая последовательность. Например, истинны отношения:

12:53:08 > 03:40:00;

23:05:12 < 23:05:13.

Работа на магнитной доске двумя группами. (Приложение 1) (На доске в беспорядке расположены величины разного типа.)

Поставить знаки сравнения между величинами.

(Результат выполнения задания)

Задание первой группе

Задание второй группе

дверь < дерево

26.06.2010 > 30.07.2001

15:20 > 03:15

Галерея < Галилей

28.05.1598 < 27.09.1598

14:58:02 > 02:47:59

календарь > калейдоскоп

03.12.1945 < 30.11.1954

17:58 > 05:17

веер < ветер

28.02.2008 < 02.03.2008

22:15:59 > 12:45:01

Слайд 6

С помощью операций отношений можно делать запрос в БД. Запрос мы будем рассматривать как инструмент обработки информации в среде MS Access.

Запросы осуществляют поиск данных в БД. Результатом выполнения запроса является таблица. Запросы позволяют отобрать те записи, которые удовлетворяют заданным условиям.

Запросы бывают простые и сложные. Простой запрос содержит одно условие, а сложный запрос содержит несколько условий для различных полей.

В процессе создания запроса можно отбирать не только записи, но и поля, которые будут присутствовать в запросе.

Запрос – объект БД, который позволяет проводить основные операции по обработке данных – сортировку, фильтрацию, объединение данных из разных источников – и сохранять результаты с некоторым именем, чтобы в дальнейшем применять эти операции по мере необходимости.

Подготовка к практической работе

Работа с интерактивной доской. (Приложение 5)

Расставьте правильно знаки отношений.

Откройте учебник на странице 79 №6а (показывать через проектор/интерактивную доску как сделать запрос).

Осадки = «Дождь»

- Открываем свою БД.

- В диалоговом окне БД выбираем Запросы, Создание запроса в режиме конструктора.

- Добавляем нужную таблицу.

- Добавляем поля для запросов.

- В строке Условие отбора вводим нужный нам запрос.

- Сохранить, дать имя запросу.

Практическая работа 1 на компьютерах с СУБД Access.

Раздаточный материал. (Приложение 2)

Практическое задание

Тема: Условия выбора и простые логические выражения в СУБД Access.

Выполняем Задание 1 в практической работе.

- На вкладке БД выбрать объект Запросы/Создание запроса в режиме конструктора/Создать/Конструктор/Ок

- Добавление таблицы/Таблицы/Добавить/Закрыть.

- Для создания запроса выбрать Поле и Условие отбора

- Дать имя запросу.

Для таблицы «Погода» составить следующие запросы:

1. Давление <= 70

2. Температура > 0

3. Осадки = снег

Для таблицы «Успеваемость» составить следующие запросы:

1. Физика >= 4

2. Фамилия «Ботов»

Для таблицы «Домашняя библиотека» составить следующие запросы:

1. Год = 1987

2. Автор = Беляев А Р

3. Выберите книги с номером больше 6

Закрепляем результат выполнения работы на интерактивной доске

Перетаскивание строчек (Приложение 6)

- Найти все книги с названием «Избранное»;

- В какие дни температура была 3,4оС;

- Какие ученики по химии имеют оценку 5?

Сложные логические выражения.

Сложные логические выражения содержат логические операции.

Познакомимся с 3 логическими операциями:

Операция логического умножения (конъюнкция) знак операции и;

Объяснение на примере БД «домашняя библиотека» по запросу

Автор = «Беляев А Р» и год >=1990

Операция логического сложения (дизъюнкция) знак операции или;

Объяснение на примере БД «Домашняя библиотека» по запросу

Автор = «Толстой Л Н» или Автор = «Тургенев И С»

Операция отрицания, знак операции не.

Объяснение на примере БД «Погода» по запросу

Осадки не туман

Запомните! Логические операции, как и в арифметики, имеют разный приоритет (старшинство). По убыванию старшинства лог. Операции располагаются в таком порядке:

  • отрицание (не)
  • конъюнкция (и)
  • дизъюнкция (или)

Работа на местах. (Приложение 7)

Проверяем ответы открывая шторку

БД «Погода» В какие дни шел снег или дождь?

В какие дни не было снега и давление не опускалось ниже 744 см рт. ст.

БД «Успеваемость» Найдите ученика с оценкой по русскому языку 4 и не было 2 по физике.

Найдите ученика с именем Аликин Петр и оценкой по физике 4.

БД «Домашняя библиотека» Найдите книги на 5 полке, изданные ранее 1990 года.

Найдите книги автора Кервуд Д. или Тынянов Ю. Н.

Практическая работа 2 на компьютерах с СУБД Access.

Практическое задание (Приложение 3)

Тема: Условия выбора и сложные логические выражения в СУБД Access.

Выполняем Задание 2 в практической работе.

На вкладке БД выбрать объект Запросы/Создание запроса в режиме конструктора/Создать/Конструктор/Ок

- Добавление таблицы/Таблицы/Добавить/Закрыть.

- Для создания запроса выбрать Поле и Условие отбора

- Дать имя запросу.

Для таблиц «Погода», «Успеваемость», «Факультативы» и «Домашняя библиотека» составить следующие сложные запрос:

-   Влажность > 60 и Осадки = «Без осадков»

-   День >=15.03.1997 и (Осадки = «Дождь» или Осадки = «Снег»)

-   Фамилия = «Семенов» и (Геология или Цветоводство)

-   Геология или не Танцы

-   Автор = «Беляев А Р» или «Олеша Ю Л» и полка = 5

-   Ученик = «Аликин Петр» и (Физика = 4 или Физика = 5)

-   Какие книги стоят на 5 полке, изданные с 1985

-   Какие оценки у Галкиной Нины по русскому, алгебре, химии, физики, истории и музыки.

Сортировка БД

Очень часто записи в таблицах бывают упорядочены по какому-либо правилу.  Например, ваши фамилии в журнале расположены в алфавитном порядке; расписание движения поездов – в порядке времени отправления.

Процесс упорядочения записей в таблице называется сортировкой.

Для выполнения сортировки важно знать: (показывать через проектор БД)

1. по значению какого поля проводить сортировку;

2. в каком порядке сортировать записи.

Поле, по значению которого производится сортировка наз. Ключом сортировки.

Возможно 2 варианта. Сортировка по убыванию значений ключа и по возрастанию значений ключа.

Практическая работа 3 на компьютерах с СУБД Access.

Практическое задание (Приложение 8)

Тема: Сортировка в СУБД Access.

Задание 1. Отсортируйте БД «Погода» по убыванию значений влажности.

Задание 2. Отсортируйте БД «Домашняя библиотека» в алфавитном порядке по фамилии автора; сортировка в порядке возрастания года издания книги.

Нередко случается так, что нужно отсортировать таблицу по нескольким ключам. Например, я хочу, что бы в БД «Домашняя библиотека» фамилии авторов были отсортированы в алфавитном порядке по возрастанию, а названия их произведений по убыванию.

(Показать, как это сделать на данном примере)

Задание 3. Сортировка по 2 ключам: Автор и Год, исключая книги Беляева А.Р.

Задание 4. Сортировка по 2 ключам: Температура – по убыванию. Давление – по возрастанию. Какая запись окажется во второй строке таблицы? (0;750)

Обратная связь.

1. Что такое логическое выражение?

2. Какое логическое выражение называется простым?

3. Какие виды отношений используются в логических выражениях?

4. Какие логические операции употребляются в сложных логических выражениях?

5. Как определяется порядок выполнения логических операций?

6. Что понимается под сортировкой БД?

7. Что такое ключ сортировки?

5. Итоги урока.

Выставление оценок, учитывая работу на уроке.

6. Домашнее задание.

§ 13, 14, вопросы и задания в конце каждого параграфа.

§ 15 (1-3 вопросы).

Литература

Семакина И.Г. «Информатика и ИКТ 9 класс»