Психотерапевтическая помощь при переживании горя утраты

Разделы: Школьная психологическая служба


Часто в психологической практике встречаются ситуации когда родители, либо воспитатели приводят детей к психологу с проблемой переживания горя, а точнее утраты близкого человека. Горе это естественный процесс в который не стоит вмешиваться посторонним людям, это функциональная необходимость нашей психики, но не как ни слабость. Это способ пережить и восстановиться после потери. Приведу пример толкования слова "горя" из словаря Владимира Даля:

ГОРЕ ср. беда, бедствие, несчастие, злополучие, напасть; тоска, печаль, скорбь, кручина[1]

Рассмотрим понятие горя, как сильные эмоции, которые сопровождаются при переживании утраты близкого человека. Хотя преобладающая эмоция в горе это печаль, горе взаимодействует и с эмоциями вины, гнева, страха и стыда. Классик в изучении горя Д.В. Ворден предложил вариант описания переживания горя не по стадиям или фазам, а через четыре естественных задачи, которые должны быть выполнены горюющим при нормальном течении горя, а так же отрефлексированны самим горюющим. Д.В. Ворден считает этот подход наиболее удобным и близким к теории Фрейда о работе горя. И так конкретнее о четырех естественных задачах горя:

1 задача - это признание факта потери. Сроки проявления процесса (1,5-2 недели)

Отрицание факта потери, не законченность его проявления либо вовсе отказ от него будет являться помехой для проработки второй задачи и следовательно в дальнейшем всех остальных, что приведет за собой психосоматические заболевания или расстройство поведения. Этот процесс напоминает цепную реакцию атомов, при наличии такой ситуации стоит обратиться к специалисту. Определить ситуацию отрицания факта потери возможно по следующим критериям, если человек более полтора месяца не может признать утрату, и говорит об усопшем как в реальном мире, то следует его направить к терапевту.

2 задача - это переживание боли утраты. Сроки проявления процесса (1,5 месяца)

На этом этапе человек должен испытывать боль после признания факта потери, которая проявляется через физиологические и психологические реакции такими как плач, крик, скорбь, печаль и все возможными нормальными для этого состояния эмоциями. Терапия понадобится человеку в том случае, если он не сможет это все прожить, впадет в шок, испытает апатию, пропадет двигательная активность. То на терапии нужно позволить нашему клиенту адекватно ситуации отреагировать выше перечисленными эмоциями и физиологическими реакциями.

3 задача - это реорганизация социальных связей и ролей. Сроки проявления процесса (1 год)

При жизни человек занимает различные роли, он может быть сыном, дочерью, мужем либо женой, отцом или матерью, дедушкой, бабушкой и т.д. Берет на себя функции и обязанности такие как кормильца в семье, собеседника, помощника в быту, любимого человека. В течении года в естественном ключе, восстанавливается эта потеря социальной и психологической, а возможно и материальной роли человека в семье. Это может быть разделение между членами семьи обязательств, возможная ликвидация роли или обязанностей из ходя из не надобности, либо замена на альтернативное его проявление.

4 задача - это формирование нового отношения к покойному. Сроки проявления процесса (бессрочные)

Не в коем случае нельзя говорить, что нужно изменить отношение к человеку. Процесс горя должен идти своим путем, и не пытаться его контролировать. Примером может послужить роман  Сесилии Ахерн “P.S. Я люблю тебя” (PS, I Love You, 2002). Где в художественном стиле описывается процесс утраты, и возможность терапевтического воздействия. Четвертая задача должна сформироваться и дать восстановиться личности горюющего, ответить на боль и страдание в виде облегчения, поднятия тонуса, возможности существовать полноценно и радоваться жизни.

Состояния горя

Состояние острого горя это действующий процесс начала реализации четырех задач горевания. Хроническое горе это непроработанное горе, то есть одна из четырех задач не была выполнена на каком то уровне, а была забыта и привела к возможным последствиям, таким как психосоматические заболевания и расстройства личности. Реже всего люди обращаются к специалисту в состоянии острого горя, чаще это состояния хронического горя.

Патологические реакции горя могут проявляться в:

  • повышении активности без чувства утраты,
  • чрезмерно затянувшемся периоде горевания,
  • появлении у человека симптомов болезни умершего,
  • развитии на фоне утраты психосоматических расстройств,
  • нарушениях сна, питания,
  • серьезных изменениях в отношениях с друзьями и родственниками (отгороженность, раздражительность и т.д.),
  • устойчивой враждебности к определенным людям (например, врачам, лечившим умершего),
  • утрате социальной активности (потере контактов, потере интереса к ранее интересовавшей работе),
  • появлении различных форм самоповреждающего, опасного и саморазрушительного поведения (алкоголизм, опасная езда за рулем),
  • суицидных попытках.

Диагностирование

Явные признаки - прошел год после утраты, а поведение человека говорит о том, что сфера социальных отношений не организованна и горевание не прожито. Говорит о покойном в настоящем времени, разговоры вызывают боль, одевает вещи ушедшего, ведет беседы с предметами, фотографиями, образы про тело в гробу. Хроническое горе это не обязательно слезы навзрыд, если произошло нарушение его естественного процесса и купировались проживание чувств утраты. Не стабилен эмоциональный фон, развитие заболеваний.

Симбиоз - когда нет границ в общении и потребностях друг друга, утративший человек признает все от покойного своим. То есть перенимает вредные привычки покойного, начинает общаться с его друзьями, манеру шутить, любимые блюда и т.д.

Идентификация с умершим - если отношения с покойным имели созависимый характер, то человек встает перед задачей самоопределения, вопросом "Кто Я?", "Кем теперь буду?", переживает свою идентификацию.

Проективная идентификация - проблема с самооценкой человека, клиент декомпенсировал себя с умершим. Потеря уверенности в себе.

Социальная зависимость от умершего - это люди которые не могут адаптироваться в социуме. Несовершеннолетние, старики, инвалиды, люди с различными тяжестями заболеваний.

Методы помощи при обращении

1) Объяснение первой и второй задачи горя:

следует рассказать человеку о признание факта потери, о переживании боли утраты и позволить клиенту отреагировать.

2) Десенсибилизация и переработка движением глаз  (ДПДГ):

этот метод применяется если клиент находится в ступоре, при апатии, в состояниях заморозки эмоций связанных с фиксацией психики на образе травмирующих ситуаций. ДПДГ позволяет нам разрывать связь с ассоциациями психотравмирующих образов у человека. Клиент рассказывает травмирующий его момент от своего имени, и зрительно следит в этот момент за движением какого-либо предмета на уровне его глаз, обычно это шариковая ручка. Продолжая наблюдать за предметом, должен рассказать все подробности увиденного им, но без эмоциональной окраски. Возможна помощь клиенту в этой техники, это наводящие вопросы об обстановки, цветах, времени года, пространства для того, что бы на максимум использовать возможность памяти человека и добиться продуктивного результата.

3) Дыхательный способ:

этот способ заключается в том, что терапевту нужно быть внимательным к дыханию клиента. Попробовать подстроиться по его дыхание и подышать вместе. Либо в зависимости от ситуации заставить человека дышать глубокими вдохами и плавными выдохами.

4) Телесная опора:

травмы влияют на наше тело, особенно в тех частях, где находятся более сильные импульсы и нервные узлы. В таких ситуациях нужно воспользоваться заземлением. Положить ладонь на нижнюю часть затылка и подержать некоторое время, это применять в состоянии острого горя. Следующий вариант, положить ладонь на спину между лопатками, так же подержать некоторое время. И отдельные два телесных приема, которые лучше использовать близким людям горюющего. Первое, это подержать прислонив ладонь к спине на уровне крестца на некоторое время, возможно даже при объятиях. Второе, это положить ладонь на верхнюю часть живота горюющего и так же подержать ее там некоторое время. Использовать второй способ можно индивидуально, не только при утратах, но и при испытании чувства страха, волнения, тревоги, положив себе на солнечное сплетение свою ладонь.

Терапевтические идеи:

  • новое отношение к себе,
  • самоопределение (кем Вы стали сейчас?, кем были? кем хотели бы стать?),
  • медикаментозная помощь,
  • напоминания о смысле жизни,
  • напоминание ответственности о детях, семье, близких.

Список литературы

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866 гг.

2. Дж. Вильям Ворден. Консультирование и терапия горя - М., 2001 г.