Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Ответственность". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели.

  1. Познакомить с нравственным качеством человека “ответственностью”.
  2. Вспомнить значение слов “доброта”, “милосердие”, “чуткость”, “забота”.
  3. Воспитывать любовь к природе, родным и близким, к животным.

Наглядность: портрет писателя, цитаты из Библии, рисунки Маленького принца и Лиса, фонохрестоматия “Жизнь идёт” Поля Мориа, учебник под редакцией Т.Д. Шапошниковой “Основы светской этики”, плакат с изображением планеты Добра, звездочки у каждого ребенка.

1. Оргмомент.

Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем всем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня мы с вами должны постичь истину - “Добру откроется сердце”.

Чтение высказывания известного русского писателя М.Ф. Достоевского об ответственности “ Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все”.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, ребята, о каком нравственном качестве человека мы будем говорить сегодня на уроке?

- Как вы думаете, что такое ответственность? Как вы понимаете?

(Размышления детей)

Сегодня мы с вами будем говорить об ответственности, о доброте, о милосердии.

3. Работа по учебнику.

1) Чтение определения нравственного качества человека -“ответственности” (стр. 61).

2) Беседа.

- А вы знаете, что такое басня? (Если дети затрудняются ответить на данный вопрос, прибегаем к помощи словаря стр.144)

- Какие басни вам известны?

- Можно ли считать басню произведением, которое учит людей этике? Обоснуйте свой ответ.

- А каких баснописцев вы знаете? (Ответы детей)

3) Рассказ учителя об Эзопе.

- Сейчас вы прослушаете басню, постарайтесь определить, о каком нравственном качестве идет речь?

2) чтение по ролям подготовленными учащимися басни .

- Почему Эзоп ответил Ксанфу, что человек в бане только один?

- Как вы думаете, почему остальных людей Эзоп не посчитал настоящими людьми?

- Какое нравственное качество проявил один единственный человек в этой басне?

1) Работа по сказке Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

Живет на свете уже много-много лет удивительная сказка Антуана де Сент-Экзюпери “маленький принц” - сказка о добре, о взаимопонимании, о чувстве ответственности за других. Удивительна она тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы, отвечать на которые порой приходится всю жизнь.

- Что вы можете сказать о Маленьком принце? (Он живет на маленькой планете – астероиде Б-612. Там росла прекрасная роза, за которой он ухаживал)

- Как вы думаете, зачем Маленький принц отправляется путешествовать?

(Действительно, поссорившись с розой, Маленький принц почувствовал себя одиноко. А ведь он мечтал о настоящем друге, который бы его понимал. И он отправляется искать другой такой же красивый цветок – мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг)

Прежде чем оказаться на планете Земля, принц облетел много звезд и планет. Почти отчаявшись найти свою мечту, он прилетает на Землю. Ласково встретила малыша наша планета. И, увидев ее, он подумал, что здесь он мог бы найти себе друга.

- Давайте представим, что увидел Маленький принц, прилетев на нашу Землю?

Музыка - “Жизнь идет”, Поль Мориа

- Что вы увидели? (Раскрываются и тянутся к солнцу цветы, от легкого ветерка колышутся деревья и травы)

- Какое настроение было у Маленького принца? (Грустное)

- Почему? (Он облетел много звезд и планет, но друга так и не нашел)

- Кого он встречает на нашей планете? (Лиса)

- О чём они говорят? (Лис просит, чтобы малыш его приручил)

- Как вы понимаете, что значит “приручить”?

- Сразу ли согласился Маленький принц? Почему? (У меня мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи).

- Как ответил ему Лис? (Узнать можно только те вещи, которые приручишь)

- Почему Лис говорит, что для того, чтобы приручить кого-то, нужно запастись терпением?

(Ответы детей).

Слова только мешают понимать друг друга. Понять другого нужно не только умом, но душой, сердцем, научиться сопереживать. Эти слова Антуана Сент-Экзюпери можно отнести к взаимоотношениям в нашем классе, в семье.

Учитель: говорят, что если есть в человеке доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье. Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив.

- А как вы думаете, какого человека можно назвать добрым? (Добрый человек, это тот, кто приходит на помощь в трудную минуту. Это тот, кто помогает попавшему в беду, не ожидая взамен благодарности или награды, потому что делает доброе дело по велению своего сердца)

- Можно ли доброго человека назвать заботливым и ответственным?

- Какие ещё качества присущи доброму человеку?

Учитель: К сожалению, в мире есть место не только доброму, но и злому началу. Но не стоит на зло отвечать злом. Злой человек не станет счастливым. Он мучается сам, доставляя при этом массу неприятностей окружающим его людям. С добрым, открытым человеком всегда приятно общаться, к нему тянутся люди. Он наполнен теплом, радостью и дарит их окружающим.

- Давайте припомним ситуацию, когда вас кто-то обидел. Скажите, какие чувства вас охватили в тот момент?

- Как вы считали, справедливо ли с вами поступили?

- А можно было поступить по-другому? А как?

Учитель: В Евангелии написано “во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки. Каждый на земле хочет, чтобы окружающие люди любили его, заботились о нем, но не каждый знает, что все это надо заслужить. Ведь человек родился на земле для того, чтобы делать добро. Добро всегда противостоит злу.

- Какие пословицы о доброте вы знаете?

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Добрые слова дороже богатства.

Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.

Если человек любит только себя, ищет в дружбе выгоду, то он не имеет ни товарищей, ни друзей. Как вы относитесь к малышам, к старикам, к слабым и беззащитным - по этим поступкам судят о человеке. Какой он? Из далекой-далёкой древности, один греческий философ послал нам мудрое предостережение: “Помните, что дети, ваши дети, будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями”.

А в Библии записано: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую господь, Бог твой, даёт тебе”.

- Давайте прочитаем одну поучительную историю, которую написал нам Лев Толстой.

4. Чтение притчи “Старый дед и внучек”.

- Почему дедушку не сажали за стол?

- Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

- А Миша зачем сделал лоханку?

- Почему заплакали родители?

- Как вы думаете, изменилось отношение к дедушке у родителей?

- Зачем Толстой рассказал нам эту историю?

- Есть ли в вашей семье старики? Как вы относитесь к ним? Не обижают ли ваши родители кого-нибудь?

Учитель: Если ты будешь добрым, внимательным с людьми, то они отплатят тебе тем же. За добро добром платят.

Нельзя причинять самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те люди, которые обижают животных. Пусть для вас станет примером отношение поэта Сергея Есенина “и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове”.

Вернемся к Маленькому принцу, к сцене прощания.

(Чтение фрагмента из сказки “Маленький принц” учебник стр. 63)

- Каким был час прощания для Лиса и Маленького принца?

- Что понял Маленький принц, глядя на розы?

- Какой секрет открыл маленькому принцу Лис? (“Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”)

Учитель: Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. Откройте свои сердца навстречу друг другу!

5. Итог урока.

Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдет любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.

И если вы осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу планету, понять ее, украсить и подарить своим детям. Помните, что Родина – это твоя колыбель, твой дом, очаг твоего счастья. Сделайте так, чтобы вместо зла в твоем сердце было добро.

“Ты в ответе за тех, кого приручил…” - так сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Обнимите свою маму, бабушку и тихонько скажите друг другу слова “Я люблю тебя”. Вот увидите, что от ваших слов, от вашего тепла, от вашего доброго сердца обязательно любой день станет добрым и светлым.

И ещё, запомните правило Маленького принца: “Проснулся утром, убери за собой свою планету”. Это означает, что мы постоянно должны следить за чистотой своей планеты, как это делал Маленький принц.

В светлом доме этом стоквартирном нашем
Мы порой с соседом незнакомы даже.
Здравствуйте, скажите, честь нам окажите
Сторониться бросьте, приходите в гости!

Лучше не с пакетом, лучше не с букетом,
А зато с улыбкой, а зато с приветом.
Не с коварным зельем, что вредит здоровью
А зато с весельем, а зато с любовью.

Дружат пусть под светлым небосводом
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости,
В гости приглашайте, приходите в гости!

- Ребята, а вы хотите побывать на Планете Добра? Как знать, может, кто-то откроет такую планету, а я вам предлагаю создать свою. Возьмите свои звездочки, напишите на них свои имена. Давайте их приклеим на плакат. Пусть наши звездочки освещают нам путь к добру.