"Кодирование информации". 3-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 3


Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: дать представление о кодах и способах кодирования информации.

Задачи:

  • образовательная: познакомить учащихся с различными способами кодирования информации;
  • развивающая: способствовать формированию навыков ввода информации в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; развивать память, мышление, внимание.
  • воспитательная: способствовать формированию мотивации к изучению информатики , развивать кругозор детей, соблюдать правила безопасности при работе с компьютером, воспитывать аккуратность.

Вид урока: комбинированный (урок – объяснение, урок-беседа, урок-практика).

Технология: на деятельностной основе.

Технические условия: компьютерный класс.

Используемое оборудование: компьютеры с установленной операционной системой Windows XP; мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Мотивация. Актуализация знаний

– У меня сегодня радостное настроение. И это настроение я хочу передать вам. Для того чтобы передать хорошее настроение, достаточно посмотреть друг на друга и улыбнуться.
– Сегодня на уроке мы с вами на время перестанем быть просто учениками, и проверим, можем ли мы быть разведчиками. А кто такие разведчики?
(Люди добывающие информацию.)
– Вспомним, что такое информация?

(Информация – знания полученные из окружающего мира.)

В какой форме мы можем представить информацию? (звуковой, текстовой, графической, числовой…)

А какие действия с информацией выполняют разведчики?
(Передавать, обрабатывать, искать, хранить, обмениваться…)

2. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке мы узнаем какое действие можно еще выполнять с информацией. А какое действие мы узнаем из слайда. (Слайд)
Кто догадался?
– Тема нашего урока: “Кодирование информации”. Сегодня на уроке мы узнаем что же такое кодирование информации? Зачем оно нужно?

Вы выполните самостоятельную практическую работу за компьютером.

– Какую одинаковую информацию сообщают водителям этот дорожный знак? (Осторожно, дети.)

Как вы об этом узнали, ведь на нём вообще нет надписей – ПОЧЕМУ? (По рисунку. Знак будет понятен всем, даже иностранцу.)

– Какая информация закодирована данными знаками? (Звуки, ноты.)

Пример звучания нот.

– Вспомните первый класс, какими знаками вы научились кодировать сведения о количестве предметов? (Числами.)

А слова с помощью чего кодировали? (Букв.)

Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить, но и расшифровать его.

– Какую информацию вы получаете когда слышите школьный звонок? (Собирает ребят на урок, или извещает их о перемене.)

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы.

– Например, если мы слышим 2 сигнала школьного звонка мы получаем информацию о школьной линейке. 3 звонка сообщают о совещании для учителей.

Мы договорились об этих сигналах.

– Давайте сделаем вывод: что же такое кодирование информации?

Кодирование – передача информации с помощью условных знаков (кодов).

Зачем люди кодируют информацию? (Чтобы информацию можно было сохранить и передать на носителе.)

А теперь проверим, годимся ли мы в разведчики?

Первое, что должен уметь делать разведчик, это получать и обрабатывать информацию.
– Рассмотрим таблицу, в которой показано, как можно разными способами закодировать одну и ту же информацию о пяти шариках (задание на слайде).

(Рабочая тетрадь № 2.) (Оцениваем лепестком.)

Графические данные о шариках Текстовые данные о шариках Числовые данные о шариках

•••••

Пять шариков

5

Рассмотрим несколько правил кодирования (рассматриваются различные алфавиты кодирования):

Семафорная азбука.

Пляшущие человечки.

Кодировочная таблица.

3. Физкультминутка.

Разведчики должны вовремя отдохнуть и вовремя работать. Вот и наступило время отдыха. Легли все на парту, поспим. Проснулись, потянулись, зевнули. Побили себя по щекам, погладили щечки.

4. Работа на компьютере.
А теперь вы отправляетесь на очень важное задание. Вам предстоит получить и передать шифровку, используя предоставленную кодовую таблицу.

Для выполнения этого задания очень тихо отправляемся к своим компьютерам. (задания из электронной рабочей тетради (параграф 9, задание №2). За каждое верно выполненное задание – цветной лепесток “семицветика”.

5. Домашнее задание.
А теперь все разведчики получают секретное домашнее задание. С помощью кодировочной таблицы закодировать пословицу “Без труда не вынешь и рыбку из пруда”.

6. Решение задачи.

Под компьютерами спрятано следующее задание для разведчиков. Возьмите их и садитесь на свои места. (Выполненные задания – лепесток “семицветика”.)

– Кто не успел выполнить задание, выполните дома.

7. Подведение итога урока.

Вы доказали, что можете быть настоящими разведчиками.

  • Что нового узнали разведчики на уроке?
  • Чему вы сегодня научились?
  • На следующих уроках мы с вами познакомимся с другими видами кодирования информации.
  • Некоторые разведчики сегодня на уроке за правильные ответы получали лепесточки. Какой предмет можно составить из этих лепесточков? (“Семицветик”.)
  • У кого собрался полный “семицветик”? Тот получает оценку “5”, у кого не хватает лепестков – оценка “4”.

8. Рефлексия.

Теперь каждый разведчик закодирует свою информацию с помощью мимики – понравился урок или нет.