Урок обучения грамоте на тему «Звуки [т], [т']. Буквы "Т, т"». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: познакомить учащихся с парными (по твердости - мягкости) согласными звуками [т], [т'] и буквами Т,т, обозначающими эти звуки на письме.

Задачи:

  • способствовать формированию навыков орфоэпического, слогового, сознательного, выразительного чтения;
  • создать условия для восприятия на слух и понимание художественного произведения, развития речи, внимания, фонематического слуха, расширения кругозора;
  • содействовать формированию и воспитанию коммуникативных качеств, любознательности, интереса к чтению.

Планируемый результат:

  • должны усвоить, что звуки [т], [т'], обозначаю буквой Т,т.
  • должны научиться давать общее название каждой группе слов, объяснять значение новым словам, пользоваться справочной литературой, читать слова и текст с изученной буквой, отвечать на вопросы по прочитанному тексту и озаглавить его

Оборудование учителя: учебник “Букварь”, рабочая тетрадь к “Букварю”, изображение “Буратино”, “Пьеро”, черепахи Тортилы, презентация к уроку, карточка с буквой “Т,т”, цветные магниты, словари.

Оборудование учащихся: учебник “Букварь”, рабочая тетрадь к “Букварю”, цветные квадраты, ручка, карандаши.

№ п/п Обучающие и развивающие этапы урока УУД
1. Орг. момент. (поворачиваются к гостям)

Придумано кем-то мудро и просто
При встрече здороваться: “Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым
И доброе утро длится до вечера.

Подготовка класса к работе

Личностные УУД: самоопределение (мотивация), организация своего рабочего места

Коммуникативные УУД- выступать перед аудиторией

2. Актуализация знаний

- Повернитесь. Начнем урок.

А) Чистоговорки (на слайде)

Ба-ба – на крыше труба.
Бей-бей – прилетел воробей.
Ко-ко-ко – мост над речкой высоко.
Ке-ке-ке – рыба плавает в реке.
Ду-до-да- гудят провода.

Б) Скороговорки.(устно)

На дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова.

- Какой звук чаще всего встречается в данных скороговорках? [д] [т]

В) Фонетический анализ

- Подберите из этой скороговорки, слова, которые походят к данной схеме

Слайд с рисунками “дрова”, “трава”

- Дайте характеристику первому звуку в слове “дрова”. (согласный, твердый, звонкий)

- А в слове “трава”, дайте мне первый звук? Произнесите его.

- Дайте ему характеристику? (согласный, твердый, глухой)

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

 

 

Познавательные УУД: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделение звука, поиск и выделение необходимой информации, знаково-символическое

 

 

 

 

 

 

Различать звуки, мягкий–твердый

3 Постановка темы и цели урока.

А) Работа в группах и у доски.

– На столах у вас лежат предметные картинки. Вы должны составить схемы к словам, обсудить с соседом по парте. Что эти картинки объединяет? А в чем отличия?

!!! Параллельно работа у доски, с аналогичными картинками.

- Проверьте. Кто согласен? (показывают знак рукой.)

Аналогично со вторым словом.

- Дайте характеристику данным звукам? (согласный, глухой, может быть мягким или твердым)

Регулятивное целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); контроль - осуществление самопроверки, коррекции, оценка

Познавательно УУД - логические - анализ звуков, с целью выделения признаков у звука, моделировать звуковой состав слова, с использованием цветных квадратиков для фиксации качественных характеристик звуков.

3. Б) Ввод персонажа

- В гости к нам на урок пришли знакомые вам сказочные герои (показ рисунков Буратино, Пьеро)

- Из какой они сказки? (“Золотой ключик, или приключение Буратино”)

- Кто автор сказки? (А.Н. Толстой)

- Как вы думаете, кого они привели с собой в гости из этой сказки? (слайд – рисунок черепахи)

- Почему она к нам пришла? (хочет познакомить с новой буквой п.) КАРТОЧКА

– При чтении звук [т], [т,]. обозначают буквой Т, т.

- На что похожа буква? КАРТИНКА

Д. На молоток.

Молоточек стучит: “Тук-тук”!

- Букве Т я старый друг!

- Определите тему нашего урока?

Личностное УУД - нравственно-этическое оценивание друг друга в процессе выполнения задания

Коммуникативные УУД – сотрудничество в выполнение заданий с соседом по парте

Метапредметная связь – с литературой, с окружающим миром

4. Физминутка

Где спрятался звук?

- Встаньте. Вам нужно будет найдите положение звуков [т], [т’] в словах. Если вы услышите звук в начале слова – хлопаете в ладоши один раз. Если звук в середине слова – присесть. А если звук в конце слова, то вы молчите.

Таня, станок, тигр, кот, стол, стул, цветок, картина, рот, парта, портфель, кисточка, ластик, тетрадь.

Познавательные УДД – общеучебные: классифицировать звуки по месту нахождению в слове, определять наличие данного звука в слове
5. А) Чтение слов и слогов в учебнике на странице 63

- Откройте букварь на с. 63.

- Найдите 1 столбик. Приготовились читать.

- Скажите одним словом, кто это? (животные, мебель, транспорт, люди)

Б) Аналогична работа 2,3,4 столбиках.

В) Словарная работа (дети из словаря зачитывают значение слов “комод”, “капитан”, “матрос”, “туристы”, одновременно появляются картинки на слайдах)

- Найдите и прочитайте трехсложные слова? Двухсложные слова.

Познавательные УДД – общеучебные:
  • классифицировать слова в соответствии с их значением, уметь давать общее название каждой группе слов;
  • объяснять значение слова- давать развернутое толкование,
  • пользоваться справочной литературой;

Регулятивные УУД-коррекция

6. Работа над текстом

А) - Прочитайте текст про себя, подчеркните слова, смысл которых вы не понимаете.

Б) Словарная работа.(слайды)

- Какие незнакомые слова встретились

Пассажир- это человек, который совершает поездку на транспорте

Застыли- неподвижно стоят на месте

Трап- лестница на корабле

Палуба – это перекрытие корабля, по которому ходят люди

Команда – многозначное слово: приказ командира, коллектив людей

- Аделя, прочитает нам еще раз текст, а вы придумайте заголовок.

- Прочитайте напутствие отплывающим?

- Какие слова еще можно сказать тем, кто уезжает куда- либо (Счастливого пути)

 

Коммуникативные УУД - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

читать текст с изученными буквами, выборочное чтение,

отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

Познавательные УУД общеучебные- объяснять значение слова - давать развернутое толкование,

пользоваться справочной литературой;

Метапредметная связь – с литературой, с окружающим миром

7. Физминутка.

Дети изображают буквы, которые называет учитель.

Метапредметная связь - физкультура

Коммуникативные УУД - участвовать в совместной работе

8. Работа в рабочих тетрадях с. 30

А) - Очень важно правильно писать слова.

- Что же может произойти, если буквы неправильно написаны, нам написал Б. Заходер “Кит и кот”.

В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ
Плывет по океану,
КИТ
Из блюдца ест сметану.

Б) самостоятельная работа в парах

- Я уверена, что задание в тетради к Букварю, вы полните правильно.

- Откройте тетради, на странице 30, найдите задание № 4, возьмите ручку в руки и вставьте пропущенные буквы.

- Поменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД - участвовать в совместной работе, обосновывать свою точку зрения, выслушивать своих одноклассников

 

 

 

Познавательные УУД - логические

Метапредметная связь – с литературой, с окружающим миром

Регулятивные УУД - контролировать этапы работы, оценивать процесс и результат выполнения заданий

9. Итог урока

- С какой буквой мы познакомились?

- Дайте характеристику изученному звуку?

- Кто все понял, хорошо работал на уроке, правильно составил схему слова, без ошибок, аккуратно выполнил работу в тетрадях – погладьте себя по голове, похвалите себя , а кто допустил ошибки – тоже похвалите себя, но только со словами – я обязательно постараюсь и выполню всю работу правильно.

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Познавательные УУД – рефлексия, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД - самоопределения

10. Дополнительный материал

Учебник с 63

Обычные буквы- специальные знаки

Представьте, что в город приехали туристы из другой страны. На улицах они увидели знак-букву Т и просят вас разъяснить, что она означает.

объяснять, что обозначают буквы - значки в дорожных указателях;