Урок информатики по теме "Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места". 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


Цели урока:

  • повторить правила техники безопасности и организации рабочего места в компьютерном классе;
  • показать, что компьютер является универсальным средством для работы с информацией.

Педагогические задачи:

  • актуализовать знания учащихся, полученные в 5 классе.

Цифровые образовательные ресурсы и др. оборудование к уроку:

  • плакат “Техника безопасности” из набора ЦОР к УМК;
  • Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова. 2-е изд. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2010;
  • Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса\Л.Л. Босова. – 3-е изд. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012;
  • видеоролик с правилами работы и безопасного поведения в кабинете информатики с сайта учителя Тарасова http://videouroki.net;
  • раздаточный материал (тест);
  • одноимённый видеоурок с сайта учителя Д. Тарасова http://videouroki.net;
  • памятка “Упражнения для глаз”;
  • клавиатурный тренажёр “Руки солиста. 7 класс” с сайта http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=
    %F0%F3%EA%E8+%F1%EE%EB%E8%F1%F2%E0&tg=
    &interface=catalog&rub_guid%5B%5D=016ec3e5-0000-fadf-80a3-80ef82b62bcf

Примерный план урока:

  1. Организационный момент.
  2. Инструктаж по ТБ.
  3. Выполнение тестовых заданий.
  4. Физминутка.
  5. Объяснение новой темы. Работа с тетрадью.
  6. Компьютерный практикум.
  7. Обобщение и подведение итогов. Запись домашнего задания.

Ход урока

Орг. момент – приветствие учащихся, сверить списки учеников. Рассказать о целях и задачах урока.

Рассказать о принадлежностях к урокам информатики. Обратить внимание на наличие “Рабочей тетради для 6 класса” и тетради для записей на 18 листов.

Инструктаж по ТБ.

На стене кабинета висит плакат по технике безопасности [Приложение 1].

Итак, по традиции начнём урок с повторения правил ТБ. Ребята, как вы думаете, почему? (потому что вы находитесь в кабинете повышенной опасности, здесь необходимо соблюдать определённые правила поведения и работы для того чтобы не испортить техническое оборудование и самое главное – сохранить ваше здоровье).

- Просмотр видеоинструктажа [Приложение 2].

А теперь ответьте на несколько вопросов. Раздать тест. [Приложение 3].

Тест по технике безопасности для учителя (с ответами):

Какое воздействие на человека оказывает работа на ПК?

  1. вызывает усталость и снижение работоспособности;
  2. плохо влияет на зрение;
  3. человек получает определённую дозу излучения.

(все ответы верны)

Можно ли положить вещи (тетрадь, учебник, ручку) на компьютер?

  1. можно только на системный блок;
  2. можно только на монитор;
  3. нельзя.

На каком расстоянии от монитора должен работать ученик?

  1. 15-20 см;
  2. 50-70 см;
  3. 40 см.

При каких условиях можно работать на компьютере?

  1. При хорошем освещении и нормальном самочувствии;
  2. при недостаточном освещении;
  3. при плохом самочувствии.

Что нужно делать при появлении запаха гари?

  1. прекратить работу, выключить аппаратуру;
  2. сообщить преподавателю;

все данные ответы верны.

Что нужно сделать, войдя в кабинет информатики?

  1. сразу сесть работать за компьютер;
  2. побегать по классу;

спокойно занять своё рабочее место, ничего не трогая на столе.

Что обязан сделать ученик, если в кабинете информатики возникла чрезвычайная ситуация?

  1. делать то же, что делают все;
  2. спокойно ожидать указаний преподавателя;
  3. немедленно покинуть кабинет.

Через сколько минут после непрерывной работы за компьютером надо делать упражнения для глаз?

  1. через 10 минут;
  2. через каждый час;
  3. делать не надо.

Выполнение тестовых заданий.

  1. Самостоятельное выполнение заданий в тетради в течение 3-5 минут.
  2. Совместная проверка работы и самооценка работы.

Физкультминутка.

Выполнить несколько простых упражнений для снятия утомления с глаз.

Например,

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном

дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Упражнения:

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1 – 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4-5 раз

Посмотреть на кончик носа на счёт 1 – 4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1 – 6 Повторить 4-5 раз

Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз – вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4-5 раз

Объяснение новой темы.

Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока. Просмотрим видеолекцию [Приложение 4] и запишем основные моменты:

Универсальный – значит пригодный для многих целей, с разнообразным назначением, выполняющий разнообразные функции.

Данные информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером.

Обработка данных осуществляется на компьютере при помощи программ.

- Устно ответьте на вопросы:

Почему компьютер является универсальной машиной для работы с информацией?

Какие действия с информацией может выполнять компьютер? (хранить, обрабатывать, передавать).

Кто использует компьютер в своей профессиональной деятельности? (врачи, банковские работники, дизайнеры, бухгалтеры и т.д.)

Приведите примеры использования компьютера в вашей жизни.

- Выполним задание в тетради.

Заполните схему: в соответствующих блоках укажите название программ, с помощью которых обрабатывается информация на компьютере. [Рисунок1].

(Схема и названия программ приведены на доске. Учащиеся перерисовывают схему в тетрадь и заполняют её).

- С какой информацией работает компьютер? (числовой, текстовой, звуковой, графической).

Названия программ: Калькулятор, Блокнот, Word Pad, MS Power Point, Paint, Звукозапись, MS Excel, Movie Maker.

Ответ:

Компьютерный практикум.

Работа на клавиатурном тренажёре в режиме “Практика со словами”.

Обобщение и подведение итогов, выставление оценок за работу на уроке. Запись домашнего задания:

Параграф 1.1. читать; РТ №1,2 стр.3.

Список источников для подготовки к уроку:

  • Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса на 2013-2014 учебный год/Рыпенко Е.В., МБОУ “СОШ №32”, 2013;
  • Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова. 2-е изд. – М: Бином. Лаборатория знаний, 2010;
  • Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса\Л.Л. Босова. – 3-е изд. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012;
  • Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 6 класса: методическое пособие/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2011;
  • Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. Поурочные разработки по информатике: 6 класс. М.:ВАКО, 2010;
  • Материалы сайта http://videouroki.net.