Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа элективного курса "Ты и рынок"

Разделы: Экономика


В современной России, пожалуй, нет необходимости убеждать кого-либо в том, что выпускники школ, которым предстоит принимать ответственные решения, как в повседневной, так и в общественной жизни страны, должны знать основы рыночной экономики. Для многих наших соотечественников рынок является одновременно и притягательным, завораживающим и непонятным пугающим феноменом. Тем важнее уже в школе начинать объяснять смысл, значение и роль рынка в жизни общества.

Современная действительность требует формирования у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, гражданско-общественной и социальной деятельности. Данные компетенции позволяют осознанно и успешно выполнять роли гражданина, избирателя, потребителя, необходимы для успешной социализации в будущей взрослой жизни. Они развивают экономическое мышление современного человека, расширяют общую культуру личности, готовят школьника к хозяйственной деятельности в условиях сложной рыночной экономики современной России и мира в целом.

В этих условиях особенно важно соответствие содержания образования потребности общества в формировании нового типа работников – предприимчивых, экономически грамотных, профессионально образованных, способных быстро адаптироваться в различных рыночных ситуациях.

В связи с этим одной из основных целей перехода к профильному обучению является расширение возможности социализации учащихся, в частности создание более эффективной системы подготовки выпускников к профессиональному самоопределению в новых экономических условиях. От того, насколько молодые люди будут готовы к жизни и активной работе в условиях рынка, зависит путь развития нашего общества в настоящем и будущем.

Любой, желающий определить свое место в жизни страны, должен обладать знаниями о функционировании новой экономической системы. Ведь в условиях рыночной экономики каждый гражданин должен выполнять различные функции (например, функции предпринимателя, потребителя, владельца капитала, избирателя, представителя различных объединений, менеджера, политика). Позицию каждого гражданина можно определить только с учетом общих экономических взаимосвязей, а также индивидуальных и коллективных интересов других лиц, групп людей и организаций. С этой точки зрения изучение данного элективного курса можно рассматривать как необходимый духовный ресурс не только для понимания, но и для дальнейшего развития рыночной экономики.

Все вышесказанное обуславливает актуальность изучения элективного учебного курса “Ты и Рынок”.

Настоящая программа предназначена для учащихся 10-х и 11-х классов в объеме 34 учебных часа.

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся путем приобретения ими специальных знаний и представлений о рынке и рыночных отношениях, знакомство с рыночными механизмами и инструментами, которые составляют основу рыночной экономики.

В соответствии с данной целью в программу курса включен материал, способный вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющий для них несомненную ценность. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует основной цели обучения.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • формировать начальный уровень рыночной грамотности, понимания рыночных законов жизни современного общества, а также важнейших механизмов рыночного регулирования;
  • содействовать социальной адаптации учащихся и адекватности их поведения на рынке, уметь соизмерять свои потребности и реальные возможности в условиях рыночных отношений;
  • развивать навыки принятия эффективных экономических решений в повседневной жизни;
  • формировать творчески мыслящих людей, способных к совершенствованию и обновлению своих трудовых умений и навыков, поиску;
  • осуществлять профессиональное самоопределения в условиях рынка труда и профессий, экономической направленности.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

  • понятия “рынок”, “рыночный механизм”, “ограниченность ресурсов”, “альтернативная стоимость (издержки)”;
  • историю возникновения и развития рынка;
  • основные условия функционирования рыночного механизма;
  • виды рынков;
  • основные модели современного рынка и особенности ценообразования на рынках разной структуры;
  • участников рыночной деятельности взаимосвязь между ними.
  • закон спроса, факторы, влияющие на спрос, характер изменения спроса, в зависимости от изменения влияющих на него факторов.
  • понятия: “предложение” и “величина предложения”, закон предложения, факторы, формирующие предложение.
  • понятие: “рыночное равновесие”, механизм формирования рыночных цен.
  • определение предприятия, основные признаки предприятия;
  • постоянные и переменные издержки производства, понятия: “выручка”, “прибыль”, условие максимизации прибыли.
  • типы профессий; как определить сферу профессиональной деятельности, типичные ошибки при выборе профессии;
  • сущность и содержание предпринимательской деятельности;
  • характерные черты и качества предпринимателя, факторы, влияющие на предпринимательский успех;

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • определять предмет и задачи курса;
  • приводить примеры элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем, в том числе, из российской практики;
  • анализировать плюсы и минусы рынка;
  • анализировать причины рыночных событий и явлений;
  • принимать решения в типичных жизненных ситуациях с учетом альтернативной стоимости;
  • приводить примеры рынков, близких к рынку совершенной конкуренции олигополии, монополистической конкуренции, монополии из российской и зарубежной практики;
  • строить простейшую модель кругооборота деловой активности.
  • анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;
  • анализировать изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и предложения;
  • находить на условных примерах равновесную цену и равновесное количество;
  • анализировать признаки, характеризующие предприятие;
  • рассчитывать разные виды издержек, вычислять на условных примерах общую, среднюю и предельную выручку и прибыль фирмы;
  • ориентироваться в мире современных профессий, связанных, в частности, с экономикой, многими ее отраслями и направлениями.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе, основные теоретические положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, решением ситуационных задач, чтобы учащиеся на практике, в конкретных жизненных ситуациях могли применять полученные знания. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как деловая игра.

Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Выполнение практических работ по завершении основных разделов программы курса помогает установить степень усвоения материала. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме итогового тестирования.

Тематическое планирование курса “Ты и Рынок”

№ п/п

Наименование тем

Количество
часов

I

Современная рыночная система.

10

1.1.

Введение. Цели и задачи курса.

1

1.2.

Понятие рынка и его функции.

1

1.3.

История возникновения и развития рынка.

1

1.4

Основные факторы рыночного саморегулирования.

1

1.5

Проблемы выбора и ограниченности ресурсов.

1

1.6

Плюсы и минусы рынка.

1

1.7

Виды рынков.

1

1.8

Модели современного рынка и их признаки.

2

1.9

Участники рыночной деятельности.
Модель кругооборота деловой активности.

1

II

Механизм функционирования рынка: спрос и предложение.

10

2.1.

Понятие о спросе. Закон спроса.

1

2.2.

Факторы, влияющие на изменение спроса и величины спроса.

1

2.3.

Взаимосвязанные (дополняющие и заменяющие) товары.

1

2.4.

Эластичность спроса по цене.

1

2.5.

Понятие о предложении. Закон предложения.

1

2.6.

Факторы, влияющие на изменение предложения и величины предложения.

1

2.7.

Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке.

1

2.8

Анализ взаимосвязанных рынков.

2

2.9

Анализ спроса и предложения на конкретном рынке.

1

III

Предприятие в рыночной системе.

7

3.1.

Понятие о предприятии (фирме). Основные признаки предприятия.

1

3.2.

Общая производственная структура предприятия.

1

3.3.

Понятие производительности труда. Факторы, влияющие на производительность труда.

1

3.4.

Расчет и анализ производительности труда, в зависимости от заданных условий.

1

3.5.

Понятие стоимости производства (издержках).

1

3.6

Понятие о выручке и прибыли.

1

3.7

Расчет издержек, выручки и прибыли предприятия, исходя из конкретных условий.

1

IV

Профессиональное самоопределение и карьера в условиях рынка.

7

4.1.

Типы профессий. Тест “Профессиональные предпочтения” (ДДО) (по классификации типов профессий Е.А. Климова).

1

4.2.

Рынок и его требования к профессионалу.

1

4.3.

Виды профессий экономической направленности.

1

4.4.

Предпринимательство – профессия или призвание?

1

4.5

Характеристика предпринимателя. Его роль в социально-экономической жизни общества.

1

4.6

Азбука предпринимательского мышления.

1

4.7

Итоговое занятие-зачет по курсу “Ты и Рынок”.

1

 

Итого:

34

Содержание курса “Ты и Рынок”

I. Современная рыночная система.

Введение. Цели и задачи курса. Понятие рынка, его функции. История возникновения и развития рынка. Основные вопросы рыночной экономики (что производить, как производить, кто получит результаты). Основные факторы рыночного саморегулирования. Ограниченность ресурсов по сравнению с потребностями. Необходимость выбора. Плюсы и минусы рынка. Виды рынков. Основные модели современного рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Участники рыночной деятельности. Модель кругооборота деловой активности.

Написание рефератов на тему:

  1. Типы экономических систем: от традиционной до смешанной.
  2. Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода;
  3. Рынок, его структура и инфраструктура.

Выполнить задание:

1. Подготовка презентации на тему: “Основные типы экономических систем и их отличительные черты”.

II. Механизм функционирования рынка: спрос и предложение.

Понятие о спросе. Закон спроса. Величина спроса. Спрос. Шкала спроса. Кривая спроса. Факторы, формирующие спрос. Изменение величины спроса и изменение спроса. Факторы,

влияющие на изменение величины спроса и спроса. Взаимосвязанные (заменяющие и дополняющие) товары

Эластичность спроса по цене. Коэффициент эластичности спроса по цене. Основные факторы, определяющие эластичность спроса по цене. Типы эластичности спроса по цене.

Понятие о предложение. Закон о предложении. Величина предложения. Предложение. Шкала предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение. Изменения величины предложения и изменение предложения.

Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Влияние изменений спроса и предложения на равновесные цены и равновесное количество.

Практическая работа.

“Анализ взаимосвязанных рынков”.

“Анализ спроса и предложения на конкретном рынке” (деловая игра “Market game”).

III. Предприятие в рыночной системе.

Понятие о предприятии (фирме). Основные признаки предприятия.

Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства

Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.

Понятие о стоимости производства: постоянные и переменные издержки производства. Общие (валовые), средние и предельные издержки. Краткосрочный и долгосрочный периоды производства.

Выручка фирмы: общая, средняя и предельная выручка фирмы. Прибыль фирмы. Условие максимизация прибыли: равенство предельных издержек и предельного дохода.

Практическая работа.

“Расчет производительности труда, в зависимости от конкретных условий” (деловая игра “Книжная фабрика”).

“Расчет издержек производства”.

Написание рефератов на тему:

1. Методы расчета производительности труда.

IV. Профессиональное самоопределение и карьера в условиях рынка.

Типы профессий. Типичные ошибки при выборе профессии. Тест “Профессиональные предпочтения (ДДО) (по классификации топов профессий Е.А.Климова).

Структурная перестройка экономики. Понятие о менеджменте, маркетинге, предпринимательстве. Рынок труда. Безработица, ее виды. Кто может считаться безработным.

Предпринимательство – профессии или призвание? Характеристика предпринимателя, его роль в социально-экономической жизни общества. Основные черты и качества современного предпринимателя. Азбука предпринимательского мышления.

Практическая работа.

“Выявление и оценка предрасположенности к предпринимательской деятельности”.

Итог: Итоговое занятие-зачет по курсу “Ты и Рынок”

Литература:

Учебники:

  1. Иванов С. И. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов / С.И. Борисов – М. Вита-Пресс, 2002. – 325 с.
  2. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 316 с.
  3. Борисов, Е.Ф. “Основы экономики. Практикум. Задачи, тесты, ситуации: учеб. пособие / Е.Ф. Борисов – М.: Высшая школа, 2001 – 304с.
  4. Куликов, Л.М. Основы экономической теории: Учеб. Пособие /Л.М.Куликов – М.: Финансы и статистика, 2005. – 400с.
  5. Носова, С.С. Экономическая теория Дистанционное обучение: учеб. пособие / С.С.Носова. – М.: КНОРУС, 2008 – 256с.
  6. Рябикина А.А., Быкова Т.В. “Основы микроэкономики” / А.А. Рябикина., Т.В.Быков – Санкт-Петербург “Петербургская книга”, 2000. – 262 с.
  7. Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.

Методическая литература:

  1. Волков, О.И. Экономика предприятия (фирмы): Практикум / проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 314с.
  2. Камаев В.Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории /В.Д.Камаев – 2-е изд., стер. – М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 272с.
  3. Слагода, В.Г. Экономическая теория: учеб. пособие /В.Г.Слагода. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2005. – 368с – (Профессиональное образование).
  4. Сборник программно-методических материалов по экономике и праву. Составитель Л. Н. Поташева, Москва, “Вита-Пресс”, 2008 г.

Дополнительная литература:

  1. Журнал “Экономика. Вопросы школьного экономического образования”.
  2. Журнал “Экономика в школе” с вкладкой “Школьный экономический журнал” и “Финансовым приложением”.