Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы

Разделы: Работа с родителями


«Не в количестве знаний заключается образование,
 а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь .»
                                                                А.Дистервег

(Приложение 1. Презентация.)

Начальные классы занимают особое место в школьном образовании. В начальной школе ребенок открыт для формирования и развития эмоциональной культуры, воображения и образного мышления,  способности к творчеству: «…младшешкольное  детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно». (Ш.А.Амонашвили)

         Проектная деятельность в рамках школы учит детей:

  • распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
  • ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
  • оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
  • добывать информацию  из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
  • планировать свою работу;
  • оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • выявлять и анализировать допущенные ошибки;
  • публично представлять результаты исследования.

Цели проектно – исследовательской деятельности:

  • Развитие познавательных умений и навыков;
  • Умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • Умения самостоятельно конструировать свои знания и интегрировать их из различных областей наук;
  • Умения критически мыслить.

     Как выбрать тему исследования?

  • Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

     Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

  •  Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам расследования.

     Необходимо выбрать тему, в которой ребёнок максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения, навыки.

  •  Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности.

     Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному.

  •  Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

     Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, целенаправленно работать в одном направлении у младшего школьника ограничена.

Типы работ:

  • Реферат - освещение выбранной темы в рамках одной или нескольких предметных областей основанное на работах различных авторов, может включать собственную точку зрения на выбранный вопрос.
  • Исследование - авторская работа, направленная на подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы в рамках удовлетворения собственного интереса или решения какой-либо научной или социально значимой проблемы с использованием выбранных научных методов.
  • Проект - авторская работа, направленная на выявление, описание и решение определенной проблемы в целом или по частям; в проектной работе должна быть описана оригинальная идея, способствующая решению определенной проблемы, улучшению сложившейся ситуации; проектная работа может содержать исследование, чертежи, технические описания, иллюстрации, макет и прочие материалы.
  • Изделие - авторский материальный продукт, изготовленный с использованием известных технологий или оригинальной технологии разработанной автором.

Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Наша задача – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.
Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и  при доведении всего дела до логического завершения.
Традиционно выделяются три этапа проектной деятельности:

1. Подготовительный этап.
«Для полного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела»  Бэкон Френсис.
На нём возникает идея, ставятся цели и задачи, составляется план работы, определяются способы её выполнения, подбирается необходимый материал.
Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию, какие источники могут быть использованы для этого.
Составим план:

  • Подумаем, что нам известно о……
  • Посмотрим справочники и научно-популярную литературу…
  • Посмотрим специальные видеоматериалы(телепередачи)…
  • Обратимся к компьютеру…
  • Понаблюдаем…
  • Проведём эксперимент (опыт)…

2. Исполнительский этап.
Здесь осуществляется создание проекта по заранее разработанному плану
(с корректировкой в процессе деятельности).
Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – весело и приятно, а вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослых.

3. Итоговый этап.
Проходит защита проекта или презентация, представляется изделие.
В зависимости от выбранного типа работы - аннотация имеет различную форму (состоит из различных частей).

Формы аннотации для учащихся 1-4 классов

Актуальность - необходимо описать, почему была выбрана данная тема, назначение (какие проблемы позволит решить проделанная работа и пр.)

Проблема - вопрос или задача, возникшие в ходе познавательной деятельности, и требующие решения путем исследования

Цель - предполагаемый результат исследовательской деятельности
Объект - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения

Предмет - то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем объект в целом, выделяя его главные, наиболее существенные признаки

Задача - путь и способ достижения поставленной цели. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, как будет проводиться исследование

Этапы работы - описание последовательности проведенных этапов исследовательской деятельности

Сроки выполнения - временные границы выполнения проекта

Форма представления результатов - текстовая презентация и ее иллюстративное обеспечение

Библиография - основные источники информации в алфавитном порядке с указанием выходных данных книг и печатных изданий, ссылки на Интернет-ресурсы с указанием даты, когда была взята данная информация.
На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. (Приложения 2, Приложение 3)

 Что это даёт учащимся?

  • позволяет удовлетворить собственные интересы;
  • позволяет решать значимые личностные проблемы;
  • формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми;
  • способствует повышению мотивации к учению;
  • способствует решению учебных затруднений;
  • стимулирует личностный рост;
  • способствует развитию индивидуальности. (Приложение 4)

Дополнительная литература:
М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков, И.В.Таврель «Как корректно провести учебное исследование. От замысла к открытию.» ; «5 за знания», Москва, 2007 г.