Обмен инновационными технологиями в педагогическом сообществе

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное положение учителя представляется довольно сложным, следуя за изменением ситуации в образовании ему необходимо освоить новые подходы к проведению учебных занятий. Для того чтобы соответствовать новым требованиям (в том числе и требованиям ФГОС) нужно изменить методику преподавания, приемы работы. Изменяется профессиональный педагогический язык, в последние годы стали применяться многие новые понятия, обычными стали аббревиатуры и термины: ФГОС, УУД, ТРИЗ, ТРКМ, портфолио, дебаты, кластеры, синквейн. Встают вопросы: Как понять? Где узнать? Как учить?

В данной ситуации на помощь учителю могут прийти его коллеги, педагогическое сообщество, под которым можно понимать и всю педагогическую общественность (города, региона, страны) и тех учителей, которые работают в одной школе. Чтобы начать применять технологии, про них нужно узнать! В Санкт-Петербурге способствовать внедрению технологий могут:

  • Курсы АППО, ИМЦ, различных ВУЗов;
  • Совещания, педагогические советы, работа МО школ;
  • Дружеские советы, рекомендации, неформальное взаимодействие учителей.

Усилия педагогов школы направлены на внедрение инновационных педагогических технологий, для создания условий активной, свободной и творческой деятельности обучающихся на уроках. Важным становится выработать единые требования к условиям и понятные для учеников правила работы на уроках, что отражено в программе развития школы. "Программа развития предполагает переход школы на новый уровень деятельности, прежде всего, инновационной, для обеспечения возможностей реализации целевых программ и проектов. Это связано с потребностью учащихся в самоосуществлении в условиях школы за счет большего разнообразия проектов, в том числе, информационных, лингвистической и медийной направленности, исследовательских и социальных, кросс-культурных и социокультурных" (из программы развития школы).

Творческое, активное взаимодействие учащихся невозможно без взаимодействия, взаимопомощи и искренней заинтересованности педагогов. Взаимообучение учителей, создание творческих групп приводят к росту компетентности каждого и обогащают педагогические методики, применяемые в школе, работают на конечный образовательный результат. "Активизация творчества, создание системы взаимодействия педагогических групп, рост компетентности педагогов в исследовательской работе и образовательных технологиях (100% повышение квалификации педагогических кадров, переход на новую систему повышения квалификации, реализация программ внутришкольного повышения квалификации)" (из программы развития школы).

Почему же так важно стало внедрение инновационных педагогических технологий в повседневный труд учителя? "Проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучения". Информация, услышанная на лекции, усваивается всего на пять процентов, прочитанная - на десять, в процессе группового обсуждения усвоение вырастает до пятидесяти процентов, и, если обучать других, то происходит более полное запоминание. Где можно применять образовательные технологии? На уроках в начальной школе, в средней и старшей школе, во внеклассной работе. Рассмотрим, что дает такую возможность. Прежде всего, определим, что понимается под педагогической технологией. "Технология от греческого "techne" - искусство, мастерство "logos" - наука", таким образом, технология - наука о мастерстве. В толковом словаре "Технология" определена, как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле. В педагогику это понятие приходит из промышленного производства. "Промышленная технология - это определенный способ производства какого-либо продукта, построенный на использовании технических или иных средств производства под управлением человека". Четкий алгоритм действий, нацеленность на конечный результат - вот черты технологии.

"Педагогическая технология" ("технология обучения") - это системный метод создания и осуществления всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования" (декларация ЮНЕСКО)

Изучением и внедрением в педагогическую практику образовательных технологий занимается ряд отечественных и зарубежных специалистов.

И. В. Муштавинская определяет цель применения образовательных технологий, как "развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений:)".

Технологию "Развитие критического мышления" разработали американские педагоги К. Мередит, Д. Огл, Д. Стил, Ч. Темпл. Основу технологии составляет трехфазовая структура:

  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.

"Технологии представляют собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологий - работа с информацией - чтение и письмо" (И. В. Муштавинская).

В начальной школе применяется работа в группах сменного состава, "зигзаг", "синквейн".

ТРКМ имеет широкие возможности применения в средней и старшей школе, на различных предметах.

На уроках русского языка возможно применение алгоритма создания письменного текста (с последующей публикацией), создание текстов: письмо для развития критического мышления. В основе создания письменного текста в технологии критического мышления лежат два принципа:

1. Наличие алгоритма создания письменного текста.

2. Понимание письма как письменной рефлексии.

Алгоритм создания письменных текстов, состоит из 5 основных этапов: Стадия вызова:

Инвентаризация, т. е. сбор информации, актуализация собственного опыта по теме.

Составление чернового текста.

Стадия осмысления:

Правка.

Редактирование

Стадия рефлексии:

3. Издание или публикация.

На уроках математики - "синквейн", на уроках ОБЖ - "Фишбон", на уроках географии - "Кластеры", работа в группах сменного состава, "зигзаг", "синквейн".

Применение приемов ТРКМ на уроках по различным образовательным дисциплинам и в классах разного возраста способствует формированию единой технологической образовательной среды школы и подразумевает тесное взаимодействие педагогов, членов внутришкольного педагогического сообщества.

Литература:

  1. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М., "Просвещение", 2011. - 223 с.
  2. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления. КАРО, СПб, 2009. - 141 с.
  3. "Начальная школа" -2007 № 6
  4. "Перемена" - международный журнал №3 2002- Синквейн, №4 2001- Отметка, умение задавать вопросы

Приложение.