Авторская разработка урока литературы по теме "Литературный портрет: Печорин". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели.

1. Формирование понятия о Печорине как о литературном герое, формирование умения создавать словесный портрет героя, оперируя такими понятиями, как внутренний монолог, пейзаж, мотив, эпизод.

2. Развитие навыков выразительного чтения, импровизации; развитие мышления и воображения и умения обосновывать свою точку зрения.

3. Воспитание интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова.

Форма урока: проект, групповая.

Метод: частично-поисковый, исследовательский и репродуктивный.

Оборудование: текст романа “Герой нашего времени”, “Словарь русского языка” под редакцией С.Ожегова, рисунки - пейзажи Кавказа, музыкальное сопровождение (Шопен, ноктюрн фа-минор, ноктюрн №1; минус романса “Выхожу один я на дорогу”).

Предварительное домашнее задание:

1) инсценировать эпизод “Дуэль Печорина с Грушницким”,

2) выучить наизусть стихотворение “И скучно и грустно”,

3) исполнить романс “Выхожу один я на дорогу”,

4) выразительно читать монологи Печорина,

5) в дневниковых записях Печорина обозначить моменты, в которых герой говорит о себе,

6) сделать рисунки по роману.

Ход урока

Организационный момент. Целеполагание.

Учитель. Портрет нашего современника крайне противоречив. В нем встречаются самые противоположные качества, которые часто ускользают от нашего пристального внимания. Так, может быть, воздадим дань уважения таланту человека, сумевшему создать портрет целого поколения, портрет своего современника.

Итак, цель нашего урока - создать портрет “Героя нашего времени” - Печорина.

Формирование ЗУН

1. Работa по группам. Учащиеся получают задания на карточках и раздаточный материал, необходимый для выступления. Работа длится 7-10 мин.

2. Выступления творческих групп.

Выступление 1 группы “Художников”

Выступление 2 группы “Экспертов”

Выступление 3группы “Актеров”

Вопросы и задания для 1 группы. “Художники”

Задание 1. “Звуки его голоса были то густы, то резки, смотря по влиянию текущей минуты; когда он хотел говорить приятно, то начинал заикаться и вдруг оканчивал едкой шуткой, чтобы скрыть собственное смущение... Жесты его были отрывочны, хотя часто они высказывали лень и беззаботное равнодушие, которое теперь в моде и в духе века... Но сквозь эту холодную кору прорывалась часто настоящая природа человека...”. (М.Ю. Лермонтов)

Вопрос 1. Перед вами психологический портрет Печорина. Дополните его цитатами из разных повестей романа. Чем объяснить изменчивость и внутреннюю противоречивость героя?

Предполагаемый ответ. В создании психологического портрета Лермонтов обращает наше внимание на голос и речь Печорина, на выражение его лица, улыбку, жесты, осанку и походку, которые скрывают ищущего и страдающего человека.

Например: “Воды, воды!..” - говорила она хриплым голосом, приподнявшись с постели. Он сделался бледен как полотно, схватил стакан, налил и подал ей”. (глава “Бэла”). Сравнение как полотно выражает крайнюю взволнованность героя.

Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!” (глава “Тамань”) Риторический вопрос и риторическое восклицание передают разочарование главного героя в самом себе.

“Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани...” (глава “Княжна Мери”) Развернутое сравнение с матросом выражают душу мятежную, ищущую и непокорную обстоятельствам судьбы.

“Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера - напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!” (глава “Фаталист”)

Сомнение и решительность, взаимоисключающие друг друга качества, сочетаются в Печорине, раскрывая его противоречивую натуру.

Вопрос 2. Какова “настоящая природа” этого человека? Почему в нем идет постоянная борьба с самим собой?

Предполагаемый ответ. “Настоящая природа” Печорина заключается в том , что за внешней маской равнодушия скрывается человек, стремящийся проникнуть в человеческую психологию, понять человеческую душу. Невостребованность огромного духовного потенциала Печорина, его творческих сил, ума приводит его к социальной пассивности, что выражается в разочаровании окружающим миром.

Задание 2 “Нередко в роли особых знаков внутреннего состояния героя в романе Лермонтова выступают зарисовки картин природы, перерастающие из описания места действия в психологизированный "пейзаж души"”. (Б. Т. Удодов)

Вопрос 1. Каков один из приемов психологического анализа состояния души в романе М.Ю. Лермонтова?

Предполагаемый ответ. Один из приемов создания образа литературного героя является пейзаж, помогающий выразить внутреннее состояние героя.

Вопрос 2. Как вы понимаете смысл выражения “пейзаж души”? Приведите описания картин природы, сопровождающие действия Печорина, когда он направляется к месту дуэли и после ее окончания. Как они отражают сложнейшее психическое состояние героя?

Предполагаемый ответ. В дневнике Печорин пишет:“Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной. Мы ехали молча”. По дороге на дуэль Печорин напряжен до предела, что все окружающее им воспринимается предельно четко и ясно. Чувства его обострены, сердце чутко.

“Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого. Я невольно закрыл глаза... Отвязав лошадь, я шагом пустился домой. У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели. Не доезжая слободки, я повернул направо по ущелью. Вид человека был бы мне тягостен: я хотел быть один. Бросив поводья и опустив голову на грудь, я ехал долго, наконец очутился в месте, мне вовсе не знакомом; я повернул коня назад и стал отыскивать дорогу; уж солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску, измученный, на измученной лошади”. После дуэли Печорин в смятении, ведь совершил убийство человека. И внешние обстоятельства тому не причина. Чтобы развеять тяжесть, которая поглотила его сердце, он уходит из города.

Вопросы и задания для 2 группы. “Эксперты”

Задание 1. Прокомментируйте стихотворение Лермонтова “Скучно и грустно”, наиболее ярко иллюстрирующее внутренний мир Печорина. Прочитайте стихотворение выразительно.

Предполагаемый ответ. Лирический герой одинок. Он разочарован в жизни, и нет у него никого, с кем он мог бы поделить свою грусть

Звучит ноктюрн фа-минор Шопена. Ученик читает стихотворение наизусть.

Задание 2. “Два человека, присутствие которых чувствует в себе Печорин, - это не только человек мыслящий и человек действующий: вместе с тем один из них - это "естественный", потенциальный, возможный человек, и другой - человек, реально действующий, детерминированный обществом. Осуждая второго, Лермонтов всецело на стороне первого”. (Е.Н. Михайлова)

Вопрос 1. Найдите в толковом словаре значение слов “потенциальный”, “детерминированный”.

Вопрос 2. В чем причина двойственности Печорина? Найдите в тексте романа рассуждения об этом самого героя. Прочитайте выразительно высказывание Печорина.

Предполагаемый ответ. Печорин - натура двойственная . В нем сочетаются и человек мыслящий и человек действующий. Как человек мыслящий, он анализирует себя, размышляет о своих поступках и желаниях. Это “естественный” Печорин. Как человек действующий, он совершает поступки согласно своему аристократическому воспитанию и положению в обществе. Печорин проповедует свободу, но сам от законов общества он не свободен и поступает согласно принятым правилам.

Из дневника Печорина перед дуэлью. (Звучит ноктюрн №1 Шопена)

“Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова... прощайте!..Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая га чувства, их радости и страданья - и никогда не мог ‘насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся — мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние!

И, может быть, я завтра умру!., и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!

Задание 3

“Исследование природы человеческой личности, ее возможностей и реальной судьбы ведут одновременно и автор, и герой. В романе не случаен повторяющийся как лейтмотив образ дороги, сопровождающий и героя, и автора-повествователя. В дороге человек, в пути общество, человечество. Все сместилось, все в движении, в поисках ускользающих прочных ценностей. ...Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы своего романа героя, который прямо ставил перед собой главные вопросы человеческого бытия - о цели и смысле жизни человека, о его назначении”.. Т. Удодов)

“Мир в дороге... Все чего-то ищет, ищет уже не вне, а внутри себя... Мысль о строении как себя, так и других делается общею... Всяк чувствует, что он не находится в том именно состоянии своем, в каком . должен быть, хотя и не знает, в чем именно должно состоять это желанное состояние”. (Н. В. Гоголь)

Вопрос 1. Какую роль играет образ дороги в идейном замысле романа?

Образ дороги имеет значение поиска смысла жизни, поиска самого себя, поиска ответов на жизненно важные вопросы. Печорин ставит перед собой главные вопросы человеческого бытия - о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Решая их, герой ищет свой путь.

Вопрос 2. Прокомментируйте монолог Печорина (гл. “Максим Максимыч”), в котором образ дороги становится лейтмотивом (главным мотивом) в создании образа Печорина, для которого дорога – это символ жизни, цель в жизни, смысл жизни, для которого постижение сути людей, их характеров и поступков есть сама жизнь, то есть дорога.

Предполагаемый ответ. Печорин говорит о себе, что он становится причиной несчастия других, что ему неимоверно скучно жить и ничто не может развеять его тоску. Остается одно средство: путешествовать. Так мотив дороги появляется в характеристике этого образа.

Вопрос 3. Романс “Выхожу один я на дорогу”, написанный Е. Шашиным на слова М.Ю.Лермонтова, наполнен высокой одухотворенностью и чувством одиночества и тоски одновременно, что усилено возникающим в стихотворении мотивом дороги. Как данное стихотворение связано с образом Печорина?

Лирический герой стихотворения одинок и несчастен, и только в слиянии с природой он находит покой.

Звучит романс в исполнении ученика.

Вопросы и задание для 3 группы. “Актеры”

Задание 1. “Гуманные в своей основе стремления и цели Печорина - открыть, вызвать в человеке человеческое - осуществляются им отнюдь не гуманными средствами. Печорин нередко переступает грань, отделяющую добро от зла, так как, по его убеждению, в современном ему обществе они давно утратили свою определенность. Он свободно меняет их местами, исходя не из бытующей морали, а из своих представлений. Это смешение добра и зла придает Печорину черты демонизма. Давно поняв призрачность счастья как личного благополучия в обществе "всеобщего неблагополучия", Печорин разрушает его и у сталкивающихся с ним людей”. (Б.Т. Удодов)

Вопрос 1. Кто стал жертвой своеволия Печорина?

Вопрос 2. Почему герой свободно меняет местами добро и зло?

Вопрос 3. Счастлив ли Печорин, удовлетворяя “жажду своего ненасытного сердца” и еще более ненасытного ума, с жадностью поглощающих радости и страдания людей?

Вопрос 4. Почему Печорин последовательно и неумолимо лишает Грушницкого его “павлиньего наряда”? Для чего он хочет вызвать к жизни “в человеке человека”?

Вопрос 5. В каких случаях мы можем наблюдать в Печорине “понимание тайных пружин поведения человека”?

Задание 2. Инсценируйте эпизод “Дуэль Печорина с Грушницким”.

Закрепление.

Задание к классу. Основываясь на высказывании литературоведа Бориса Удодова, написать мини-сочинение “Мой Печорин”.

“Печорин чрезвычайно современен для нас своей принципиальной установкой на старую, но никогда не тускнеющую истину: Не хлебом единым жив человек". И в этом он герой не только своего, но и нашего времени”. (Б.Т. Удодов)

Подведение итогов . Ученики зачитывают мини сочинения.

Домашнее задание. Написать сочинение “Портрет Печорина”.

Приложение 1

Приложение 2