Методические рекомендации. Подготовка будущих первоклассников к школе

Разделы: Начальная школа


ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе перехода школы на стандарты второго поколения перед учителем стоит задача: воспитать ученика, готового жить в современном обществе.

Первоклассник испытывает трудности в усвоении нового материала. В целях избежания стрессовых ситуаций в период адаптации к новым условиям, необходимо проводить подготовительные занятия с будущими первоклассниками.

В последнее время выделилась категория детей не готовых к школьному обучению. И эта проблема актуальна. В целях подготовки к обучению в школе, адаптации детей к новым условиям, необходимо проводить с дошкольниками занятия по подготовке будущих первоклассников к школе. Эти занятия закладывают основу для формирования грамотной личности, готовой к обучению в начальной школе, и должны проводиться в системе и в определенной последовательности, поэтому создание методических рекомендаций по подготовке будущих первоклассников к занятиям в начальной школе сегодня является одним из актуальных вопросов.

Целью создания пособия “Методические рекомендации” является обобщение и систематизация опыта работы по подготовке дошкольников к обучению в первом классе начальной школы. В пособии указаны характерные ошибки, которые допускают первоклассники. Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать первоначальные умения: устно отвечать на вопросы, внимательно слушать, запоминать, припоминать и воспроизводить материал, анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать предметы, действовать по алгоритму, проводить аналогии и делать выводы. В “Методические рекомендации” включена тематика уроков, конспекты уроков чтения и математики.

Главной задачей в период обучения чтению является развитие фонематического слуха ребенка. Научить слышать звук, правильно произносить его и обозначать буквой, делить слова на слоги, находить ударный слог и составлять звуковую схему слова. На занятиях дошкольники учатся говорить, слушать, читать и писать. На уроках письма учитель показывает, как правильно держать ручку, знакомит с разлиновкой тетради, с рабочей строкой, с элементами букв, начинает работу по формированию правильного наклона и плавности письма. Задачей учителя является: сформировать умение правильно писать элементы букв, дать понятие о верхнем и нижнем соединении, последовательности написания элементов букв. Учитель обращает внимание на развитие тонкой моторики пальцев и формирование правильной посадки ученика за партой.

Уроки математики формируют навыки счета: умение получать предыдущее и последующее число по алгоритму. В процессе занятий школьники знакомятся с действиями “сложение” и “вычитание” путем практической работы со счетными палочками; учатся классифицировать геометрические фигуры по форме, цвету, размеру, изменяют форму, цвет и размер фигуры. Учителю необходимо развивать память и мышление. Большое место отвожу практической работе с палочками: пересчитать палочки, дополнить до числа, составить примеры по составу числа путем передвижения палочек, назвать части числа.

На занятиях дети отрабатывают умение правильно готовиться к уроку, вовремя доставать тетради, учебники, карандаши и ручки. Учитель тренирует детей: положить предметы справа и слева, показать правую и левую руки. Проводится работа по ориентации в пространстве. В тетради по математике можно проводить диктанты: поставить точку в правый верхний угол клетки, провести вправо по линии клетки, провести вниз, влево на две клетки и т. д. Очень полезно письмо по образцам, письмо различных фигурок. Это упражнение способствует отработке умения отсчета клеток. На занятиях закладываются основы формирования универсальных учебных умений.

“Методические рекомендации” открыты для всех технологий.

Формой проведения занятий является урок. Методы работы: фронтальная беседа, диалог, практическая работа, рассказ, работа в паре, устная работа, письмо по образцам и др.

Целью создания пособия “Методические рекомендации” является: предупреждение типичных ошибок будущих первоклассников и обобщение опыта работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Начальная школа создает фундамент для обучения в старшей школе. Подготовка шестилеток к школе – это очень важный этап в жизни будущего первоклассника. Здесь учитель закладывает прочные знания, умения, навыки Ритм научно - технического прогресса и информационных технологий заставляют изменить подход к обучению младших школьников. Уже в шестилетнем возрасте необходимо готовить ребенка к предстоящему обучению в школе. Дать определенный уровень культуры, ориентации в пространстве и знаний по обучению грамоте, письму и счету. Без подготовки шестилетки будут испытывать трудности в обучении в 1 классе. Занятия рассчитаны на двенадцать дней. Ежедневно учитель проводит три урока по 35 минут. Программа занятий по подготовке будущих первоклассников к обучению в школе предусматривает соответствующий уровень знаний, умений и навыков, который необходим для каждого первоклассника при поступлении в школу. Закончивший курс подготовки, может учиться по развивающим методикам и по учебникам стандартов второго поколения без проблем. Подготовка шестилеток к школе – это очень важный этап в жизни будущего первоклассника.

Обучение грамоте. Уроки обучения чтению

На занятиях по обучению грамоте перед учителем стоят задачи сформировать важные умения: ставить ударение, слышать звук в сильной и слабой позиции, произнести и охарактеризовать звук. Важно научить будущих первоклассников выполнять звуковой анализ слов, ставить ударение, делить слова на слоги, составлять звуковую схему слова, на слух определять слияния звуков. Все эти умения являются фундаментом для формирования грамотного письма.

В чем же причина безграмотности? Одним из ответов на этот вопрос является то, что первоклассники не умеют выделять звук в слове, правильно произносить звук и сопоставлять звук и букву. Это неумение приводит к безграмотному письму. На занятиях они научатся правильно проводить звуковой анализ слов, слышать звук и различать на слух звонкие, глухие, твердые, мягкие согласные, делить слова на слоги, постановке ударения. Эти знания являются базовыми для обучения в первом классе. Чтобы сформировать умение правильно проводить звуковой анализ слова, можно использовать различные цвета для обозначения звуков в словах. Как правильно организовать работу по изучению звука? Сначала произносим слово, выделяем гласные и согласные звуки, обозначаем гласные красным квадратиком, твердые согласные - синим квадратиком, мягкие согласные звуки - зеленым квадратиком. Наглядно обозначаем каждый звук и при этом его характеризуем. Дети понимают, что каждый звук обозначается буквой. Звук мы произносим, а букву пишем. В процессе подготовки к занятиям в школе, провожу работу над словарными словами. С этой целью произношу звук двояко. Например: пенал и пинал. Обращаю внимание, что в одном слове разное произношение одного и того же звука, значит это слово надо запомнить и на данном этапе произносить так как оно пишется.

Важным умением является понимание слияния согласного и гласного звуков. Чтобы дети поняли, что такое слияние я произношу звуки отдельно, а затем их произношу слиянии как один звук. Задаю вопрос: как звучат звуки, как один или два звука? Составляем звуковую схему и делаем вывод, что это слияние двух звуков и читается как один звук.

На этапе закрепления произношу слияние звуков и составляем прямые слоги из букв разрезной азбуки. На этот момент большинство шестилеток знают буквы. По исследуемому мной вопросу, рекомендую проводить урок обучения чтению, используя следующие виды работ:

1.Организационный момент. Чтение по ленте букв. Буквы читаем как звуки.

2. Сообщение темы урока. Создание проблемной ситуации.

3.Знакомство с новым звуком. Использование занимательного материала, загадок, скороговорок в изучении звука. Выделение звука в слове. Произношение звука. Сильная позиция звука. Слабая позиция звука.

4. Характеристика звука. Характеристика звуков в слове.

5. Закрепление. Назвать звук в других словах.

6.Узнать в азбуке букву, которой обозначается звук. Печатание этой буквы.

7. Составление слияний с этим звуком и чтение этих слияний.

8. Работа по азбуке. Составление предложений и маленьких рассказиков. Работа со схемой предложения. Составление предложений по схеме. Название картинок в азбуке и постановка ударения. Составление звуковых схем к картинкам и отдельным словам.

9. Физминутка.

10. Чтение с доски слогов по цепочке и хором. Составление слов из слогов.

11. Итог урока. С каким звуком познакомились на уроке? Каким по счету стоит новый звук в конкретном слове? Придумайте слово, в котором новый звук звучит во втором слоге.

При прохождении курса подготовительных занятий у дошкольника не возникнет проблем с обучением в первом классе. При наборе первого класса у меня возникали трудности в проведении уроков обучения грамоте. Как правило, это было неумение учащихся выполнять звуковой анализ слова, что приводило к тому, что ребенок не мог сложить слоги, а из слогов сложить слова. В результате у школьника складывалось негативное отношение к занятиям в школе. Чтобы ребенок в школе получал позитивные эмоции и мог преодолеть трудности школьной программы, его необходимо подготовить к поступлению в школу. Это и воодушевило меня на создание “Методических рекомендаций”, которые помогут учителю в проведении занятий по подготовке к школе будущих первоклассников.

Дети научатся выполнять звуковой анализ слов, соединять из букв слоги, из слогов составлять слова. У первоклассников не возникнут трудности при чтении слияний, при определении твердости и мягкости согласных звуков, звонкости и глухости. Быстро научатся плавному чтению. В рекомендациях указаны приемы и методы, которые помогают учителю реализовать задачи, поставленные стандартами второго поколения. Интерес к обучению поддерживается игровыми ситуациями, сменой видов деятельности, похвалой учителя с выходом на практическую работу у доски, работа с наборным полотном, составление из букв слогов и слов. Огромный интерес вызывает у ребят работа с кассой букв, это практическая работа учащихся.

Очень полезным занятием при обучении чтению является чтение по ленте букв. Надо научить читать буквы как звуки. Этот вид работы является переходным мостиком к обучению слоговому чтению. Чтение по ленте букв можно провести как в начале урока, так и в середине, и в конце урока.

Уроки обучения письму

На уроках письма необходимо сформировать умение правильно держать ручку, различать рабочую строку и междустрочное пространство, научить писать элементы букв, запомнить их название и последовательность написания этих элементов. Только после усвоения этих умений, можно приступать к написанию букв и слов. Выделяю трудности, которые встречаются при формировании безотрывного письма. Неправильное написание палочек маленькой и большой. Элементы маленькая и большая палочки встречаются во многих буквах. В связи с этим перед учителем стоит задача: предупредить ошибку в написании заглавных букв Т, П, Р. Обычно первоклассники пишут эти буквы неправильно. Надо писать их строго сверху вниз. Объяснение: ставлю точку выше верхней рабочей строки, веду вниз на нижнюю рабочую строку. Закругляю на нижней рабочей строке. Ставлю ручку на уровне первой палочки, веду вниз до нижней рабочей строки, закругляю направо.

Типичной ошибкой является неправильное написание палочки с закруглением внизу. При написании этого элемента нужно показать середину прямой палочки, поставить точку на прямой палочке и рядом написать палочку с закруглением внизу. Вести закругление до середины прямой палочки. Элементы: маленькая прямая палочка и палочка с закруглением внизу выполняются на одном уроке. Дети ориентируются на середину прямой палочки при написании закругления.

Написание овала. Необходимо сформировать умение написания овала. Нередко родители учат писать овал неправильно и трудно исправить эту ошибку. При написании овала ставим точку выше нижней рабочей строки, ведем вниз, закругляем вправо, ведем вверх, закругляем влево, ведем влево вниз, пишем палочку влево- это нижнее соединение буквы О с буквами Л, М, В, Б. Необходимо следовать этому правилу написания буквы О с нижним соединением и сравнить написание буквы О с верхним соединением. Пишем овал и ведем ручку по овалу вправо, закругляем вниз и ведем вверх, доводим ручку выше середины палочки, ставим точку, закругляем влево вверх и присоединяем сверху к следующей букве. Нужно создать игровую ситуацию: буква О подала ручку сверху букве Н - это верхнее соединение буквы О с буквой Н. Предупредить ошибку в умении правильно писать верхнее соединение буквы О с буквами: С, Р, Т, Н. Остановить внимание на нижнем соединении буквы О с буквами М, Л, Я.

Особенно трудно первоклассникам соблюдать интервал по ширине букв. Чтобы овладеть этим умением, необходимо формировать пространственные представления и развивать глазомер. Надо научить ставить точки на верхней рабочей строке и на нижней рабочей строке на расстоянии одной клетки. Это упражнение способствует выработке глазомера, что особенно важно при письме букв Ш, Щ, Ж Ч, П, Т, М.

Одним из главных умений является развитие тонкой моторики кисти пальцев. С этой целью я ввожу элемент лепки букв. Можно использовать мозаику и работу с конструктором.

На подготовительных занятиях отводить время для письма росчерков на листочках бумаги. Письмо росчерков воспитывает уверенность в написании буквы. Ребенок пробует писать росчерк и становится уверенным в правильном написании буквы.

Письмо в воздухе - очень важный этап при изучении новой буквы. Созданный образ буквы в воздухе помогает с легкостью воспроизвести эту букву на бумаге. Таким образом, формируются пространственные представления о написании букв.

На уроках письма овладеть умениям соединения некоторых элементов букв снизу, сверху, в середине. Надо заметить следующее: все соединения показывает учитель на доске, дети повторяют за ним, пишут в тетради, а затем находят их на буквах, показывают и называют: верхнее, нижнее, среднее соединение. Складывается образ соединения (верхнее, нижнее, среднее) в памяти ученика.

По окончании занятий дети овладевают умениями: различать рабочую строку, правильно писать элементы букв, уметь ориентироваться в пространстве, правильно держать ручку и правильно сидеть за партой. Правильная посадка – хорошее здоровье ученика.

Схема проведения урока письма

1.Гимнастика пальчиков.

2.Знакомство с новым элементом буквы. Из каких частей состоит новый элемент?

3.Разминка пальчиков. Скатать из пластилина шарик. Вылепить элемент буквы, изученный на прошлом уроке.

4. Знакомство с новым элементом. Лепка нового элемента из пластилина. Нахождение нового элемента в словах и буквах, показ указкой на доске этого элемента. Физминутка.

5. Письмо нового элемента.

6. Нахождение нового элемента в начертаниях букв.

7. Выполнение росчерка.

8. Повторение изученного материала. Письмо по образцу в тетради. Нахождение верхнего, нижнего, среднего соединения в словах.

9. Штриховка. Обведение по трафарету.

10. Письмо фигурок по образцам в тетради, закрашивание фигурок.

11. Другие виды работ. Устная работа. Деление слов на слоги. Постановка ударения. Чтение букв алфавита как звуков. Пение гласных звуков. Произношение звонких и глухих согласных, определение звонких согласных в результате практической работы. Письмо элементов букв под диктовку. Составление звуковых схем слов. Подбор слов под схему. Составление из азбуки слов.

12. Итог урока. Найти изучаемый элемент в словах, написанных на доске, назвать и показать его. Обращаю ваше внимание на штриховку. Именно этот вид работы поможет выработать правильный наклон букв. Виды работ подбираются в зависимости от темы урока.

При прохождении курса подготовительных занятий у дошкольника не возникнет проблем с обучением в первом классе. При наборе первого класса у меня возникали трудности в проведении уроков письма. Как правило, это было неумение учащихся писать букву в той последовательности, как требует формирование безотрывного письма. Невыполнение этих правил приводило к искажению почерка. При включении памяти дети не запоминают письмо букв с первого раза. В результате тренировки у ребенка складывается мысленный образ буквы.

Математика

Общие вопросы методики проведения занятий по математике. Одно занятие с будущими первоклассниками проводится 35 минут. На уроке математики третья часть времени отводится работе со счетным материалом. Формируется понятие “ число”, как количество элементов множества. Доступно происходит сравнение чисел: устанавливается соответствие количества элементов первого и второго множества. Практическая работа на каждом уроке. На первых занятиях математикой формируются навыки устного счета, развивается логическое мышление. Дети учатся выделять существенные признаки для классификации предметов, узнают названия геометрических фигур. Занятия по математике построены с учетом изучения учебного материала программы первого класса, что поможет развивать логическое мышление.

Распределение времени на уроке делится на три части: десять минут отводится на устный счет и работу с демонстрационным материалом, десять минут на практическую работу с палочками, со счетным материалом, десять минут на работу в тетради. Важно научить вести тетрадь: научиться отсчитывать три клетки между столбиками примеров, две клетки между заданиями, записывать номер, рисовать фигурки предметов по аналогии, отсчитывать четыре клетки вниз между работами.

Для снятия напряжения и усталости учитель проводит физкультурные минутки. Можно физкультурные минутки проводить несколько раз на уроке.

“Методические рекомендации” учитель рассматривает в соответствии с уровнем умственного развития класса, с собственным опытом работы. В соответствии с этим подбираются конкретные методы и методические приемы, дозировка учебного времени, использование наглядности, использование игры и игровых моментов. При использовании методических рекомендаций учитель должен помнить, что недопустимы учебные перегрузки.

По исследуемому мной вопросу, рекомендую проводить уроки математики по следующей схеме:

1.Счет предметов. Ритмический счет через 1 и хлопок на счет 2.

2.Работа с наборным полотном. Счет предметов. Обратный счет. Применение различных игр.

3. Новый материал. Практическая работа с палочками. Образование числа. Сравнение с предыдущим и последующим числами. Название числа. Сделать вывод: каким способом получили число. (Путем прибавления 1, или путем вычитания 1).

4. Составление модели числа из палочек или точек. Сравнение количества элементов способом установления соответствия палочек в первом и во втором ряду. Составление из палочек на парте различных предметов.

5. Знакомство с цифрой. Нахождение цифры в числовом ряду. Показ печатной цифры.

6. Знакомство с прописной цифрой. Показ учителем на доске письма цифры. Письмо учащимися на доске изученной цифры. Нахождение ошибок в начертании цифры.

7. Письмо в тетради изученного числа, названного цифрой.

8. Составление модели числа из точек и запись в тетрадь.

9. Запись математических выражений на сложение и вычитание с этим числом.

10. Работа над развитием логического мышления. Классификация геометрических фигур. Выведение признаков классификации предметов: классификация по форме, по размеру, по цвету.

11. Изменение цвета фигуры, формы, размера.

12. Порядковый счет. Использовать демонстрационные картинки. Работать над формированием понятия: порядковый счет.

13. Итог урока. Какие вопросы были рассмотрены на уроке? Составить математические выражения по теме урока.

На уроках математики рассматриваются модели чисел от 1 до 10.

Наиболее трудные моменты в подготовке шестилеток к школе – развитие внимания, воображения, мышления, умения слушать объяснение учителя на уроке, трудно приучить правильно сидеть за партой и правильно держать ручку.

Для выполнения этих задач необходимо проводить на уроке разные виды работ, также практическую работу с палочками и счетным материалом.

Учитель планирует занятие, меняя виды деятельности учащихся. Смена видов деятельности помогает настроить внимание. Очень важно выработать определенный алгоритм по изучению числа. Действие по алгоритму развивает ум и способности ученика, учит развивать мысль. “Методические рекомендации” полезны каждому учителю.

Приложение.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ивановская О.И. “Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников?” Журнал “Начальная школа”№1,1999г., С.61-62.

2. Аристова Т.А. “Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму”. Журнал “Начальная школа”№1,1999г.,С.64-66.

3. Петерсон Л.Г. “Программа дошкольной подготовки по математике детей 3-6лет.” Журнал “Начальная школа” №3,1999г.,С.22-31.

4. Федосова Н.А. “Подготовка детей к школе, не посещающих дошкольные учреждения”.Журнал “Начальная школа” №8,1999г., С21-23.

5. Собода Р.В. “Проблема адаптации детей к обучению в школе”.Журнал “Начальная школа плюс до и после”.№2, 2008г., С. 66.

6. Финогеева Н.В. “Формирование навыков общения у детей в период предшкольной подготовки”. Журнал “Начальная школа плюс до и после”.№12, 2008г.,С.29.

7. Чиндилова О.В. “Педагогическая диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе”.№8, 2010г.,С.7-10.Журнал “Начальная школа плюс до и после”.

8. Система требований к содержанию и процедуре обследования детей старшего дошкольного возраста. Готовность дошкольников к обучению в начальной школе: Методическое письмо Минобрнауки.-М., 2007г.

9. Пособие для учителя “Обучение в 1 классе”. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы в двух книгах. Под редакцией Б. И.Фоминых. Рекомендовано Министерством просвещения РСФСР Москва “Просвещение” 1988г.

10. Горецкий В.В., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. “Азбука”. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Москва “Просвещение”, 1998 г.