Урок внеклассного чтения: "Учитель, кто заслуживает это имя?" А.В. Костюнин "Рукавичка", И.И. Зюзюкин "Под знаменем цвета надежды". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели и задачи:

  • знакомство с рассказом А.В. Костюнина «Рукавичка» и литературным очерком И.И. Зюзюкина «Под знаменем цвета надежды»; активизация познавательной деятельности, актуализация знаний (урок проводится после изучения рассказа В. Распутина «Уроки французского»);
  • сопоставительный анализ образов и проблематики произведений; развитие умения перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского замысла; развитие интегративных качеств мышления и художественного восприятия, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие творческих способностей учащихся, эмоционально-нравственной сферы учащихся;
  • воспитание способности сопереживать, проявлять милосердие; показать учащимся, что роль учителя в жизни ребенка, в становлении его характера очень велика; воспитание умения работать в команде.

Этапы урока:

  • вступительное слово учителя, конкретизация темы урока;
  • слово о писателях (подготовленные дети);
  • первые читательские впечатления от прочитанного;
  • работа с произведениями: беседа, выявление того, как понята основная мысль, проблемы произведений;
  • составление киносценария по рассказу «Рукавичка» (сцены «В кабинете домоводства», «Сцена досмотра»);
  • работа по содержанию произведений, характеристика героев;
  • словарная работа: отверженный, бессердечный, сострадание, нравственность;
  • составление ассоциативного ряда понятий, относящихся к проблеме урока;
  • сопоставление произведений, выявление ассоциаций, возникших при прослушивании музыки, сопровождавшей беседу;
  • подведение итогов урока: постановка проблемного вопроса, работа с эпиграфами (работа в парах), работа с афоризмами (обсуждение в четверках), выводы, рефлексия (создание синквейна «Доброта» или «Учитель»), выставление отметок;
  • домашнее задание (сочинение «Учитель, кто заслуживает это имя?»).

Оборудование: презентация PowerPoint (Приложение №1), тексты (рассказ «Рукавичка» Костюнина А.В., литературный очерк «Под знаменем цвета надежды» Зюзюкина И.И.), запись музыкальных произведений («Адажио» Антонио Вивальди (Приложение №2), «Лунная соната» Людвига Ван Бетховена (Приложение №3)).

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь.
Аристотель

Я требую от учителя только добрых нравов, так же, как я потребовал бы их от каждого гражданина.
Дени Дидро

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.
Иоганн Вольфганг Гёте

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

(слайд №1) Здравствуйте, милые воспитанницы, те, кто с большим интересом ищет ответы на «вечные» вопросы жизни.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.В. Костюнина «Рукавичка» и литературным очерком И.И. Зюзюкина «Под знаменем цвета надежды» и постараемся понять, что связывает эти такие разные произведения. Тема нашего урока «Учитель, кто заслуживает это имя?» (слайд №2) Перед вами эпиграфы, но мы обратимся к ним чуть позже.

Слово о писателях (подготовленные дети):

(слайд №3)

Александр Викторович Костюнин – наш современник, карельский писатель, учредитель конкурса «Купель». Родился А.В. Костюнин (р.1964) в г. Медвежьегорске в Карелии, окончил художественную школу. Учился в Петрозаводском госуниверситете. Сейчас работает на стратегическом предприятии ОАО «Судостроительный завод «Авангард» в городе Петрозаводске. Увлекается живописью, фотографией, литературным творчеством. У автора две книги: «В купели белой ночи» и «Ковчег души». А. Костюнин – член Союза писателей РФ. За сборник рассказов и повестей «В купели белой ночи» награждён званием лауреата премии им. А.И. Куприна с вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу» и званием лауреата премии «Облака» в номинации «Лучшая книга 2007 года» России. Памятный знак вручил С. Михалков, известный автор детских стихотворений и гимна РФ. Народный артист СССР Вячеслав Тихонов хотел снять фильм по рассказу «Рукавичка».

(слайд №4)

Иван Иванович Зюзюкин, (р.1932). Родился в Зеленодольске ТАССР. Русский прозаик, более известный произведениями драматических жанров. Является автором романа на стыке научной фантастики и фэнтези – «Черная бабочка» (1988); к научной фантастике можно также условно отнести новеллы о школе будущего из сборника «Государство Школа» (1977), автор школьного романа «Из-за девчонки», многих литературно-публицистических очерков-портретов великих людей: полководцев и знаменитых путешественников, талантливых художников и артистов, известных писателей и ученых всех времен и народов – от Александра Македонского до Билла Гейтса.

II. Впечатление от прочитанного.

Слово учителя.

Читательские впечатления – это то, что будет нашей отправной точкой. Говорить мы будем о человеке и его поступках, идее, побуждениях, во имя которых человек совершает поступок, о человеке в сложных взаимоотношениях с самим собой и обществом.

Мы поговорим о выборе человеком своего пути, о его дороге к героическому поступку, о нравственных истоках подвига и позора, а также об одиночестве, к которому неизбежно приводят жестокость и равнодушие. Таковы мотивы, объединяющие рассказ А.В. Костюнина «Рукавичка» и литературный очерк И.И. Зюзюкина «Под знаменем цвета надежды».

(слайд №5)

– Вы прочитали рассказ А.В. Костюнина «Рукавичка». Какие ваши впечатления?

– Что в рассказе удивило вас, показалось необычным?

– Что особенно взволновало?

– С каким чувством вы закончили чтение рассказа?

– Как вы думаете, почему мы сегодня говорим еще и о литературном очерке И.И. Зюзюкина «Под знаменем цвета надежды»?

III. Работа с произведениями.

1) Беседа, выявление того, как понята основная мысль, проблемы произведений.

– Насколько внимательны вы были, читая рассказ «Рукавичка»? Почему герой нечасто вспоминает школу?

– Почему ярче всего запомнился случай с рукавичкой?

– Вы согласны с автором, назвавшим рассказ «Рукавичка»?

– Чем стала рукавичка в жизни Юрки Гурьева?

– Почему мальчик взял рукавичку? Подготовьте рассказ о семье Юрки от имени героя. Поразмышляйте, много ли в его детстве было причин для радости.

– Из чьих уст впервые прозвучало в рассказе слово «преступление»?

(слайд №6)

Словарная работа:

  • Преступление – 1. Действие по глаголу преступить, преступать (книжн. устар.). 2. Общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности (юр.). Толковый словарь Ушакова

(слайд №7)

– Литературный очерк – это жанр, дающий художественное описание, автор изучает своего героя, пишет его с натуры. И.И. Зюзюкин в очерке «Под знаменем цвета надежды» рассказывает о великом педагоге и гуманисте 20 века Януше Корчаке. Расскажите кратко, как происходило становление будущего замечательного педагога.

2) Составление киносценария по рассказу «Рукавичка» (по группам). Попытаемся составить цепочку событий, повлиявших на становление характера, будущую судьбу Юрки Гурьева.

(слайд №8)

На что следует обратить внимание:

  • Первый и второй план кадра.
  • Как будет наезжать камера? Почему это важно?
  • Что следует показать крупным планом и почему? Помните о важных деталях, ведь деталь – королева сюжета.
  • Какое звуковое решение вы бы предложили, какое бы дали музыкальное сопровождение?
  • Обратите внимание на детские иллюстрации к рассказу «Рукавичка», сопоставьте чужое видение со своим.

Сцена 1. В кабинете домоводства.

Вопросы-помощники:

– Почему в кабинете домоводства свершилось настоящее чудо?

– Почему автор употребляет так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

– Выделите самые яркие детали?

– На каком противопоставлении построен этот эпизод рассказа?

Составьте раскадровку сцены.

Сцена 2. Сцена досмотра.

Вопросы-помощники:

– Какую роль в начале эпизода с допросом играет описание закончившейся перемены? Как вы ее покажете?

– Зачем автор так подробно описывает мел?

– Найдите яркие детали портрета учительницы домоводства. Почему у нее в рассказе нет имени?

– Найдите яркие детали портрета первой учительницы, Аллы Ивановны Гришиной. Психологи считают, что ничто так не ласкает слух человека, как звук его имени. А называя правильно полное имя человека, мы проявляем к нему уважение. Рассказчик по этой причине дает полное имя первой учительнице?

– Очень много внимания автор уделяет образу Светки Кондроевой (ее досматривали первой), почему? Какие детали одежды, ее вещей выписаны особо тщательно, зачем?

– Как показать досмотр ребят между Светой и Юрой (автор немногословен, всего две строки, слез нет)? Передайте сцену по задумке автора. Чем это оправдано?

– Как рассказать предысторию Юрки? Важна ли она, или можно обойтись без нее? Почему Юрка расплакался, почему перешел на карельский язык? Как показать переживания мальчика?

Составьте раскадровку сцены.

3) Работа по содержанию произведений, характеристика героев.

– Вы считаете Юрку Гурьева преступником?

– Кто виноват в том, что он стал отверженным?

– Какова роль учителей Аллы Ивановны Гришиной и учительницы по домоводству?

– Почему Юрку, который больше никогда ничего не крал, унижали? Зачитайте эти строки. Почему его не защищали братья?

(слайд №9)

Словарная работа (Толковый словарь Ожегова):

  • Отверженный – отвергнутый людьми, обществом, презираемый ими.
  • Бессердечный – чуждый мягкости, сердечности в отношениях с людьми, жестокий.
  • Сострадание – жалость, сочувствие, вызванные несчастьем другого человека.
  • Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Составьте ассоциативный ряд, включив в него слова счастье, рукавичка, жестокость. (Подводим детей к возможному ответу: радость – счастье – рукавичка – взял – жестокость – отверженный – преступник – несчастье – гибель)

(слайд №10), музыкальный фон: Вивальди «Адажио»

– Когда произошла гибель Юры Гурьева?

– А когда началась моральная гибель? Почему? Кто в этом виноват?

– Рассмотрите внимательно детские иллюстрации к рассказу «Рукавичка», прокомментируйте их.

(слайд №11), музыкальный фон: Бетховен «Лунная соната»

– Кто такой педагог, по мнению Я. Корчака?

– Почему Я. Корчак зачитывался «Дневником школы в Ясной Поляне» Л.Н. Толстого?

– Какие заповеди Януша Корчака вам запомнились? «Как любить ребенка» по Корчаку? Как свои идеи он воплощал в жизни, в том числе в стенах Дома сирот?

– Почему старый доктор, имея возможность спастись, вместе с детьми пройдя по улицам оккупированной Варшавы, уезжает с ними на верную гибель в газовые камеры и крематории Треблинки? Перескажите этот эпизод очерка.

– Понравилась ли вам музыка, сопровождавшая нашу беседу (называю музыкальные произведения)? Почему?

IV. Подведение итогов урока.

1) Постановка проблемного вопроса.

(слайд №12)

– Попытайтесь сформулировать проблемный вопрос сами. («Кто такой настоящий учитель?» или «Каким должен быть человек, избравший профессию учителя?»)

2) Работа с эпиграфами. Решение проблемного вопроса.

(слайд №13)

– Прочитайте, обсудите в парах эпиграфы. Придите к общему мнению, дайте развернутый ответ-рассуждение на вопрос: «Какой из эпиграфов более удачен, соответствует рассказу, а литературному очерку? (Возможен ответ: несколько)».

3) Навстречу авторскому замыслу.

(слайд №14)

  • Почему А.В. Костюнин начинает и завершает рассказ библейскими сюжетами? Как они соотносятся с содержанием «Рукавички»?
  • Вспомните притчу о блудном сыне. Прокомментируйте последние слова рассказа. Что имел в виду автор?
  • Конец произведений горек. Дают ли авторы надежду читателю?
  • Почему И.И. Зюзюкин назвал литературный очерк «Под знаменем цвета надежды», а не по-другому?

4) Работа с афоризмами.

(слайд №15)

– Мы много говорили сегодня о доброте. Обсудите в четверках афоризмы, выберите самые удачные, на ваш взгляд, запишите и запомните, постарайтесь им следовать в своей жизни.

 

  • Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (Виктор Гюго)
  • Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л. Бетховен)
  • Доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение. (Василий Великий)
  • Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла. (Сенека Младший)
  • Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе — не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает уже большую радость. (Сенека Младший)

5) Выводы.

  1. Бывали ли у вас случаи, ситуации, когда вы обижали кого-то или проявляли равнодушие к людям?
  2. Только ли о том, каким быть учителю, данные произведения?
  3. Актуализация «формулы доброты»: доброта, милосердие, любовь как основные условия отношения к любому человеку, а особенно маленькому, начинающему жить (работа с оформленным плакатом).

V. Рефлексия.

(слайд №16)

Создание синквейна (на выбор): «Доброта» или «Учитель».

VI. Домашнее задание.

(слайд №17)

Напишите сочинение «Учитель, кто заслуживает это имя?»

Литература, использованные ресурсы:

  1. Костюнин А.В. Рассказ «Рукавичка».
  2. Зюзюкин И.И. Литературный очерк «Под знаменем цвета надежды».
  3. Антонио Вивальди. «Адажио».
  4. Людвиг Ван Бетховен. «Лунная соната».

Приложения.