Урок физики по теме "Плотность вещества". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Дидактическая цель: создать условия для актуализации познавательной деятельности учащихся с помощью технологий проблемного обучения и исследовательской деятельности.

Цель урока: сформировать понятие новой физической величины - плотность, рассмотреть её характеристики (определение, формулу для вычисления, единицы измерения, способы измерения).

Предполагаемые результаты обучения.

Предметные Метапредметные Личностные
Определить, что такое плотность вещества; установить зависимость между массой, объёмом и плотностью вещества развитие умения наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы; умение работать с табличной информацией. умение работать в микрогруппах; сформированность культуры общения; Выработка трудолюбия и аккуратности в работе.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Используемые технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность с использованием индивидуальной и групповой форм работы.

Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование.

Оснащение урока.

1. Вид используемых на уроках средств ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

2. Приборы и материалы: тела разного и равного объёма, тела разной и равной массы, тела, изготовленные из разных веществ, весы, разновесы.

3. Материалы: Приложение 7 (Презентация к уроку), приложение 1 (Оценочный лист), приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6 (ключи к тесту1).

План - конспект урока

Название этапа урока, продолжительность Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент (2 мин.).

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически приготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

Презентация к уроку. Приложение 7

Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на очередной урок физики и хочу начать его с отрывка из стихотворения В. Шефнера "Техника":

Я ещё не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле, -
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.

Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам. (Слайд2)

Встают. Приветствуют учителя. Удобно располагаются.
Удивительные строки.

А как вы понимаете смысл этих строк?

А разве каждый наш урок не является тоже открытием? И к каждому маленькому открытию вы приходите через получение новых знаний, через поиск истины, через исследования. Поэтому сейчас мы с вами превратимся в настоящих исследователей.

А для оценивания ваших знаний мы будем использовать оценочные листы, которые находятся у вас на столах. Приложение 1.

Ответы учащихся.
Укажите в своих оценочных листах ваше настроение на начало урока.

Заставка фон (Слайд3)

Работа с оценочными листами.
2. Мотивация (2 мин.).

Цель: поднять мотивацию учащихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика при решении учебно-познавательных задач.

Постановка проблемы.

Перед вами деревянный брусок. Определите его массу с помощью линейки.

Да, что-то ничего не получается?

Чтобы решить эту задачу вам придётся потрудиться: вспомнить, что вы уже знаете о массе и объёме тела, а так же найти новые величины, которые позволят определить вам массу тела с помощью линейки.

Высказываются предположения.
3. Актуализация и проверка знаний учащихся (5 мин).

Цель: обобщить знания учащихся по теме "Масса вещества, объём тела" и проверить правильность, полноту и осознанность приобретенных ранее знаний, мотивировать и мобилизовать силы учащихся.

Тест. Приложение2.

Ключи к тесту1. Приложение6.

Взаимопроверка.

Работа с оценочными листами.

Отвечают на вопросы теста.

Ученики меняются ответами на свои тесты и проверяют их (для этого используется авторучка с красными чернилами).

Выставляют оценки за работу с тестами в оценочные листы.

4. Определение темы урока (7 мин).

Цель: с помощьюэкспериментальных заданий сформулировать тему урока.

Ребята, отгадайте загадку: "Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм золота?" (Слайд4). Ответы учащихся.
А если взять пух и золото одинакового объёма? Рассуждения учащихся.
Давайте наши предположения проверим экспериментальным путём. (Слайд5).

Весь класс делится на 6 групп (4 человека в каждой группе). Экспериментальные задания у каждой группы на столе. Приложение3.

Выполняют экспериментальные задания, делают выводы.
Какие результаты у вас получились?

Вывод: масса тела, его объём и род вещества взаимосвязаны между собой.

Каждая группа знакомит всех со своими выводами.
Оцените свою экспериментальную работу и поставьте оценки в оценочные листы.

Заставка фон (Слайд6).

Работают с оценочными листами.
У меня на столе два цилиндра. Одинаковы ли их объёмы? Да. Их размеры одинаковы, поэтому и объёмы одинаковы?
Проверим массу (поставить цилиндры на чаши весов).

Одинаковы массы?

Нет. Одна чаша перевешивает другую.
А теперь еще один опыт. На столе различные вещества разных объёмов, но они имеют одинаковую массу (сравнивается масса на рычажных весах). Почему? Они сделаны из разного материала.
Скажите, а зависит ли масса тела одного и того же объёма от вещества из которого они изготовлены?

Эта зависимость зашифрована на картинках. (Слайд №7).

Рассуждают, делают выводы.
Что различного в этих рисунках? Расположение частиц, укладка, упаковка, плотность.
Итак, тема нашего урока "Плотность вещества" (Слайд 8). В тетрадях записывают тему урока.
5. Изучение нового материала (10 мин).

Цель: Определить, что такое плотность вещества; установить зависимость между массой, объёмом и плотностью вещества.

Сегодня мы свами познакомимся с новой физической величиной - плотность.

Вспомните, план изучения физической величины. Приложение 4 (Слайд №9).

Так что же такое плотность вещества?

Ответы учащихся и сравнение их ответов с планом, изображённом на слайде.
  Рассуждения учеников.
Давайте запишем физический смысл плотности вещества: плотность показывает, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела (Слайд10).

Плотность вещества обозначается греческой буквой (ро).

А как это можно записать математически?

Каковы единицы измерения плотности вещества?

= [кг/м3]

Записи в тетрадях.
Запомните схему расчёта плотности, массы и объёма (Слайд11). Записи в тетради.
Так в чём же физический смысл плотности вещества? (Слайд12). Ответы учащихся.
Возьмём одно и то же вещество массой 50 г и 100 г. Будет ли отличаться его плотность?

Будет ли меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело перемещать вверх, вниз, влево, вправо?

На что это указывает?

Рассуждения учеников.
Действительно, плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т. к. не зависит от направления движения (Слайд13). Записи в тетради.
Каким образом можно измерить массу, объём и плотность вещества? (Слайд 14). Ответы учащихся.
Ещё существует специальный прибор для измерения плотности вещества. Он называется ареометром (Слайд15).

Плотности веществ определены практически для всех веществ и внесены в специальные таблицы.

Работа с таблицами (стр. 50-51 учебника).
Оцените свою работа на этом этапе урока. Работа с оценочным листом.
6. Физкультминутка (2 мин.) Слайд16

(Ученики повторяют движения за учителем)

Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся (повороты влево-вправо)
И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо).
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх-вниз).
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук).

Учащиеся выполняют физические упражнения.
7. Первичное закрепление темы (2 мин).

Цель: первичное закрепление знаний учащихся в процессе решения проблемного вопроса.

В начале урока было дано задание: определить массу деревянного бруска с помощью линейки.

Слайд17 (первая строчка).

Рассуждения учащихся.
8. Закрепление знаний учащихся (8 мин.)

Цель: закрепить в памяти учащихся знания, которые они приобрели в ходе теоретического изучения материала, а так же при выполнении экспериментальных заданий.

Слайд17 (продолжение).

Перед вами 3 мензурки с водой. В одной находится стальной шарик, во второй парафиновый, в третьей - пробковый. Объясните, почему шарики расположены на разных уровнях.

Задача № 228

Задача № 232

Молодцы! Как вы оцените свою работу? Выставите себе оценки в оценочные листы.

Рассуждения учащихся.

Решают задачи, делают выводы.

Работают с оценочными листами.

9.Рефлексия (6 мин).

Цель:

- подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали учащиеся - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность;

- эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Заставка фон (Слайд18).

Рефлексия содержания учебного материала: выполните тест №2 (Приложение5), сделайте взаимопроверку, выставите себе оценки в оценочный лист.

Выполняют тест, делают взаимопроверку, выставляют себе оценки в оценочный лист.
Рефлексия деятельности:(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (Слайд 19)
  • сегодня я узнал:
  • было интересно:
  • было трудно:
  • я почувствовал, что:
  • я приобрел:
  • я научился:
  • я смог: я попробую:
  • меня удивило:
  • урок дал мне для жизни:
Ответы учеников.
Рефлексия чувств, настроения, эмоций:

Менялось ли ваше настроение, эмоции, чувства? Если менялись, то почему?

Ответы учащихся.
Рефлексия оценки:

Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. Заполните свои оценочные листы.

Оцените свое настроение на конец урока.

Заполняют оценочные листы.
10. Домашнее задание (2 мин).

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании и разъяснить методику его выполнения.

(Слайд20)

21, ответить на вопросы в конце параграфа. Упр. 7 (1,2,3). Задание 5 (стр. 54). (Слайд №)

Записи в дневниках.
  Ребята я хочу сказать, что вы молодцы!

Мы вместе успели за урок очень много.

Спасибо, ребята, за урок!

Удачи в изучении физики! (Слайд №22)

 

Список используемой литературы.

  1. Физика. 8 класс. А.В. Пёрышкин. Москва. Издательство DPOФА.20011.
  2. Сборник задач по физике. В.И. Лукашик. Е.В. Иванова. Москва "Просвещение" 2007.
  3. Чеботарева А.В. Дидактические карточки-задания по физике : 7 класс : к учебнику А.В.Пёрышкина " Физика 7 класс А.В. Чеботарева .- М. : Издательство " Экзамен" , 2010г.

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif
  2. https://www.google.ru/search?q=%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=YSPpUo-JNsmG4ASeooCgDQ&ved=0CCQQsAQ&biw=1887&bih=935#facrc=_&imgdii=_&imgrc=nCzOdonkVSmPlM%253A%3BNh_sgvKRP_IW_M%3Bhttp%253A%252F%252Fmedvesti.com%252Fuploads%252Fposts%252F2012-05%252F1336564086_priroda.jpg%3Bhttp%253A%252F%252Fmedvesti.com%252Fzdorovie%252Fdusha%252F1768-rasslabtes-vmeste-s-prirodoy.html%3B450%3B337).