Открытый урок математики по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  1. Образовательные:закрепление знаний, умений и навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
  2. Развивающие: развитие памяти, внимания; формирование умений обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы; развитие логического мышления, познавательного интереса к предмету; развитие у учащихся коммуникативных компетенций, культуры речи.
  3. Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости; формирование личностных позитивных качеств школьников, воспитание самостоятельности учащихся, формирование необходимости изучения математики, использование устных вычислительных навыков, воспитание осмысленной учебной деятельности.

Задачи урока:

  • применить полученные знания на практике;
  • выработка самоконтроля, самооценки, умения действовать в нестандартной ситуации;
  • расширить кругозор учащихся.

Тип урока: урок проверки знаний, умений и навыков, урок-практикум.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая.

Методы обучения: эвристический, решение обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Сообщение темы и цели урока

Главная цель нашего урока - закрепить полученные знания и умения сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

2. Актуализация опорных знаний.

Начнём урок, как всегда, с устной работы, потому что тот, кто дружит с математикой, хорошо считает устно и учит правила.

  1. Дайте определение координатной прямой.
  2. Какие числа называются целыми? Какие числа лежат между -3 и 4?
  3. Дайте определение модуля числа а. Найдите |-10|, |10|, |0|.
  4. Сформулируйте правило сравнения чисел. Сравните 0 и 10, -5 и 0, 16 и -16, -15 и -10.
  5. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел. Вычислите -5+ (-6), -20+ (-0,5),- +(-).
  6. Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками. Вычислите -18,5+4,5, 1 +(-1).
  7. Сформулируйте правило вычитания. Вычислите -2-3, 5-6 , 7-(-3).
  8. Какой знак надо поставить вместо звёздочки, чтобы равенство было верным?
    *8+(*4)= -4, *8+(*4)= -12, *8+(*4)= -12, *8+(*4)=12.

3. Ребята, а задумывались ли вы, зачем нам нужны отрицательные числа?

Мы 5 лет без них жили и не знали, что они существуют.

(Учитель делает анализ анкет, где учащиеся отвечали, зачем нужны отрицательные числа.)

Все ваши ответы абсолютно правильные. А вот учёные считают, что отрицательные числа появились потому, что они нужны для решения уравнений. А где и когда возникли отрицательные числа, вы узнаете после выполнения математического диктанта. Название страны зашифровано с помощью заданий на действия с числами разных знаков.

Математический диктант.

1 вариант 2 вариант
4,9 – 12,8 - 8,3 + (- 2)
- 5 + (- 5,6 ) 4,8 – 9,6
13 – ( - 6 ) 7 – ( -1,25)
- 6 + 4,2 - 13 + 2,3
- + 5 4 – 5,1
3 вариант 4 вариант
- 10,5 +2,6 - 7,4 – 3,7
- 3 + ( -7,3) - 4 + ( -  )
9 – ( - 10 ) 5 – ( - 3 )
3,1 - 5 - 14,3 +3
-  + 5 6 – 6,5

Четыре ученика по одному от каждой группы(варианта) работают у доски. По окончании вывешивается ключ.

 - 2 8 - 11,1 4 - 7,9  - 4,8 19  - 0,5
 А  Д  И  Й  К  Н  Т  Я

Проверили результаты: у двух групп(вариантов) должно получиться слово «Китай», а у других «Индия».

Действительно, первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II веке до н.э. Они уже умели складывать и вычитать. Положительные числа они понимали как «имущество», а отрицательные как «долг». Китайский император Ши Хуан Ян, разгневавшись на учёных, повелел все книги сжечь, а самих авторов казнить.

Позже отрицательные числа заинтересовали индийских математиков. В VIII веке индийский математик Брахмагупта изложил правила сложения и вычитания с разными знаками. «Сумма двух имуществ есть имущество, сумма двух долгов есть долг, сумма имущества и долга равна их разности». Приведите пример на каждое правило и сформулируйте по- другому.

В европейской математике отрицательные числа появились впервые в «книге Абака» Леонардо Пузанского, где он их интерпретирует таким же образом. Термины «положительные» и «отрицательные» появились в Европе в ХV в. Современное обозначение положительных и отрицательных чисел знаками «+» и «-» введено в конце ХV века Видманом.

Ребята, французский писатель ХIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только с интересом …, чтобы переваривать знания, надо поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшей жизни».

Повторюсь. Ученые считают, что отрицательные числа появились потому, что они нужны для решения уравнений. И сейчас мы этим и займёмся.

Четыре ученика от каждой группы выходят решать уравнения. Группа решает вместе и проверяет на местах.

1 вариант 2 вариант
х + 6,7 = - 3,4 6,8 – х = 8,4
2 – у = 3 у + 2 = - 3
3 вариант 4 вариант
22,7 + х = - 0,3 х – 3,1 = - 5,4
у - 6 = - 2 6 + у = - 1

Вы, наверное, немного устали. Давайте сыграем в старинную русскую игру лото, но не простое, а математическое.Каждый из вас берёт одну карточку. Нужно быстро найти значение каждого выражения и записать ответ.

Карточки готовятся в шести вариантах: в одной группе 6 участников. Затем учитель диктует последовательно ответы, которые достаёт из «мешка». Учащиеся, в случае совпадения, закрывают его заранее приготовленными фишками. Первые 4 игрока, закрывшие карточку полностью, объявляются победителями.

Пример одной из карточек лото.

 - 12 + ( - 8 )  - 7+ ( - 9)  - 5,4 + ( - 3.5 )
 + ( -  )  -  +  - 3,08 + 1,69
 38 – ( - 16)  14 - 38  -  – ( -  )

Итак, сегодня на уроке мы обобщили знания по теме: «Сложение и вычитание чисел с разными знаками». На следующих уроках мы продолжим путешествие по стране положительных и отрицательных чисел, познакомимся с умножением и делением.

Подведение итогов урока.

Спасибо за работу на уроке.