Авторская образовательная программа "Ажурная вышивка (ришелье)"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно- практической деятельности, в том числе занятия ручными ремеслами.

Реальный опыт практической работы привлекает учащихся возможностью разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, задает новый смысл их учебе и самообразованию. Вышивка – один из самых интересных и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. С ее помощью можно украшать свой быт и одежду. Особой красотой выделяется ажурная вышивка (ришелье).

Данная программа предназначена для обучения учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ на уроках технологии и во внеурочное время. Программа рассчитана на 22 часа.

Цель программы: познакомить с ажурной вышивкой и научить её выполнять.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

- ознакомить учащихся с видом городской вышивки ришелье;

- научить приемам выполнения вышивки ришелье;

- совершенствовать навыки планирования, выполнения и анализа своей работы при выполнении проекта;

- способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры;

- воспитание трудолюбия, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность. Рекомендуется на уроках применять метод проектов.

Формы проведения занятий:

  • занятия с элементами лекций;
  • практические занятия;
  • самостоятельная работа с литературой;
  • работа над проектом.

Наглядность:

  • изделия, фото, презентация;
  • технологические карты.

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

- общие сведения о истории вышивки;

- материалы и инструменты применяемые для вышивания;

- способы перевода рисунка на ткань;

- технологические приемы выполнения вышивки;

- правила обработки изделия после вышивки;

- правила безопасной работы.

В результате изучения программы учащийся должен уметь:

- подбирать из журналов и составлять рисунки для вышивки;

- выполнять швы и применять их при выполнении вышивки;

- выполнять окончательную обработку изделия.

Программа способствует:

  1. Повышению интереса к декоративно-прикладному творчеству;
  2. Развитию познавательной и творческой активности учащихся;
  3. Расширению политехнических знаний.

Прогнозируемые результаты.

На занятиях учащиеся ознакомятся с историей вышивки. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять красивые изделия с ажурной вышивкой. В ходе работ учащиеся усовершенствуют навыки ручного вышивания, учатся организовывать свою деятельность, что поможет им в дальнейшей трудовой деятельности

Тематический план

Тема Кол-во часов Теория Практика
1 Виды и способы выполнения вышивки ришелье 3 1 2
2 Подбор материалов и рисунков для вышивки 1 1  
3 Выполнение изделия в технике вышивки ришелье (учебный проект) 18 1 17
  Итого 22 3 19

 Содержание курса

Виды и способы выполнения вышивки ришелье-3 часа

Значение вышивки в народном костюме и предметах быта. История развития вышивки ришелье. Особенности ее выполнения.

Примерные практические работы: 1. Зарисовка образцов вышивки. 2. Выполнение петельного шва и обработка брид.

Подбор материалов и рисунков – 1 час.

Выбор изделия. Подбор материала, ниток и рисунка (возможна разработка рисунка учащимся). Правила перевода рисунка на ткань.

Выполнение изделия в технике вышивки ришелье (учебный проект) – 18 часов.

Обшивание контура рисунка швом “вперед иголку” по ходу выполняя бриды. Обшивание рисунка петельным швом. Вырезание ткани под бридами.

Примерные практические работы:

1. Выполнение салфеток.

2. Оформление готовых изделий вышивкой ришелье.

Материальное обеспечение:

  • нитки мулине
  • льняная ткань
  • пяльцы, ножницы, иглы
  • копировальная бумага, карандаш

Методические рекомендации

Знакомя учащихся с видами и способами выполнения вышивки ришелье, можно коснуться богатой истории вышивки, рассказать о её развитии. Рассказ необходимо сопроводить показом готовых изделий, репродукций, фотографий.

При обучении технике выполнения ажурной вышивки следует уделить внимание приёмам безопасной работы. Учитель демонстрирует выполнение петельного шва и брид на своем образце. Учащиеся выполняют, по возможности самостоятельно, петельный шов и бриды.

Ткань основы выбирают в зависимости от характера изделия (лен, батист, шерсть, хлопчатобумажные ткани). Цвет ниток подбирают в цвет ткани (мулине, шерстяные, шелк, ирис).

Технология выполнения вышивки ришелье:

1. Перевести рисунок на ткань. (Рис. 1)

2. Провести вторую линию контура. (Рис. 2)

3. Обшить контур рисунка швом вперед иголку. (Рис. 3)

4. По ходу обшивания выполнить бриды. (Рис. 4, 5)

5. Обшить контур рисунка петельным швом (рубчик шва со стороны вырезаемых участков). (Рис. 6)

6. Выстирать, слегка подкрахмалить.

7. Приутюжить с изнаночной стороны до высыхания. (Рис.7)

8. Вырезать ткань под бридами. (Рис. 8)

Изделие готово. (Рис. 9)

Литература.

  1. Еременко Е.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки. – М., 2000.
  2. Круглякова Е.В. Обучение вышивке ришелье //Школа и производство. – 2002. -№8.-с.44-46.
  3. Федюшкина И. С. Вышивка. Белой нитью по белому фону. – М., 2001.

Фотографии автора.