Урок русского языка по теме "Основные функции знаков препинания". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель урока:

  • формирование языковой, речеведческой компетенций учащихся;
  • развитие пунктуационной зоркости: отработка владения правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, умения устно объяснять пунктуацию изученных конструкций;
  • совершенствование умения анализировать, устанавливать связи, делать выводы;
  • развитие коммуникативной компетенции учащихся (умение высказывать свою точку зрения, выслушивать и принимать мнение окружающих, создавать речевое произведение);
  • воспитание духовно-нравственных качеств личности через обращение к лучшим примерам литературы и искусства, анализ поступков людей и их последствий.

Межпредметные связи: русский язык-литература-искусство.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку (Приложение 1), учебник “Русский язык. 8 класс” под редакцией С.И. Львовой, тетради.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

Слово учителя.

Ребята, сегодняшний урок мне бы хотелось начать с высказывания известного богослова, который почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей, Иоанна Златоуста: “Будем заботиться о душевной красоте, будем украшаться этим украшением... Красота душевная всегда цветёт, никогда не увядает; она не боится никакой перемены: ни наступившая старость не наводит на неё морщин, ни приключившаяся болезнь не заставляет увядать, ни беспокойная забота не вредит, но она выше всего этого...”

Слайд 1

Почему именно с этих слов мы начинаем сегодня урок? Об этом мы поговорим чуть позже. А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

Слайд 2 (3 минуты)

Беседа с учащимися по видеофрагменту.

Учитель:

- Что скажете? Какое впечатление произвело на вас увиденное? Какие чувства вызвало?

(Прозвучавшие ответы учащихся:

- Меня впечатлили размеры храма...

- Я поражена величием Собора. В таком месте , мне кажется, даже неверующий человек начнёт верить в Бога, потому что создать такое без Божьей помощи очень сложно...

- В таком месте хочется помолчать и подумать...

- С одной стороны, оказавшись в этом Соборе, я бы почувствовал себя ничтожно маленьким, но с другой стороны, всё это создано руками человека!)

Учитель:

- Спасибо. Действительно, это замечательное произведение архитектуры, со строительством которого связано много интересного. Давайте познакомимся с притчей, рассказывающей о строительстве Шартрского собора (работа с упражнением 78 учебника (стр.33).

Задания к тексту.

- Прочитайте, пожалуйста, текст. Прокомментируйте постановку недостающих знаков препинания (учащиеся расставляют недостающие знаки препинания, комментируя их пунктуационными правилами:“Постановка знаков препинания в предложениях, осложненных обособленными определениями, выраженными причастными оборотами”, “Постановка знаков препинания в предложениях, осложненными однородными членами”, “Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью”, “Постановка знаков препинания в конце предложения”)

- Раскройте значение слова притча (Примтча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

- Скажите, пожалуйста, почему история, произошедшая при строительстве Шартрского собора, - притча?

(Прозвучавшие ответы учащихся:

- Эта история учит, что нужно с любовью относиться к тому, что ты делаешь...

- Задумываешься о том, что ты оставишь после себя...)

Слайды 3, 4.

- Скажите, пожалуйста, почему ответы строителей оформлены репликами, а не прямой речью?

(- Такое оформление высказывания каждого из строителей позволяет сразу увидеть, ЧТО было сказано)

- Совершенно верно. Как вы думаете, есть ли в тексте слова, словосочетания, которые позволяют нам понять, как каждый из строителей относится к тому, что делает?

(- Сочетание “сквозь плотно стиснутые зубы” показывает, насколько тяжел труд для первого строителя, а эпитет “проклятые” к существительному “камни” подтверждает, что ничего, кроме озлобленности, работа у этого человека не вызывает.

- Мне кажется, второй строитель работает с душой, с удовольствием. Это подтверждает наречие “добродушно” при глаголе “произнёс”. И ещё мне кажется, что это хороший человек, который очень любит свою семью, заботится о ее пропитании, а уменьшительно-ласкательный суффикс существительного “дочурок” говорит об искренности чувства второго строителя.

-Третий строитель тоже работает с удовольствием, он трудится на совесть (“отер капли пота”). По-моему, он осознаёт, что дело, которое он делает, – на века. Он гордится этим. Не случайно он “распрямился”. А широкая улыбка говорит о его душевной чистоте. )

- Молодцы! Кстати говоря, таких примеров, когда люди делали благие дела, великое множество. Думаю, многим из вас знакомо имя Блаженной Ксении Петербургской.

Слайд 5.

Слово учителя.

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но недолго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути, ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни.

Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка.

Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой.

Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все это сносила безропотно.

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей “царя на коне” (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого “царя на коне” таким же беднякам, как и сама она. Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать.

Однажды рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что была раба Божия блаженная Ксения.

За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу.

Жизнь и дела Ксении – пример бескорыстного служения и людям, и Богу.

Как видите, есть в нашей жизни люди, совершающие добрые дела во имя потомков и не требующие за это никакого вознаграждения и благодарности.

А мы вернемся к нашему тексту.

Я предлагаю вам перечитать “Притчу о Шартрском соборе” ещё раз и написать мини сочинение на тему “Будь вы строителем Шартрского собора, как бы вы ответили на вопрос “Что вы делаете?”

Самостоятельная работа учащихся с последующим представлением своих работ. (7 -10 минут)

(Фрагменты работ учащихся.

“Работая на строительстве Шартрского собора, я бы, наверное, трудился не покладая рук, ведь то, что я делал бы, – это память обо мне на долгие годы, даже века”.

“Не знаю, что я ответил бы на этот вопрос. Конечно, хочется написать, что я с гордостью сказал, как третий строитель: “Я строю Шартрский собор!” Но ведь и о семье тоже надо думать. По-моему, и ответ второго строителя тоже достойный...”

“Мне трудно представить себя строительницей Шартрского собора, возящей на тачке тяжёлые камни. Наверное, мне было бы нелегко. Но я бы обязательно старалась, чтобы потом мне не было стыдно за свою работу ни перед кем...”

“Я бы, наверное, не стал ничего отвечать, а работал бы очень хорошо, чтоб потом душа была спокойна, что дело сделано на совесть”

III. Подведение итогов урока.

- Спасибо, ребята, за ваши работы. А теперь самое время вернуться к тому, с чего мы начали наш урок. Давайте вспомним слова Иоанна Златоуста.

Слайд 1.

- Как вы думаете, почему именно эти слова были предложены вам в качестве эпиграфа к нашему уроку?

(- Мне кажется, если человек заботится о красоте своей души, значит, и поступки его будут красивыми...

- А я бы хотела перефразировать пословицу: “По одёжке встречают, а по душе провожают”...

- Если ты хочешь, чтоб о тебе всегда говорили и вспоминали с добром, то и жить надо по-доброму, относиться к людям душевно, работать с душой, улыбаться добродушно...)

- Спасибо. Вы совершенно верно подметили, что вспоминать по-доброму будут, прежде всего, душевного человека, того, кто с чистым сердцем, открытой душой относился к людям, совершал такие поступки, которыми гордился бы сам и которыми гордились бы его потомки. Завершая урок, предлагаю вам небольшое стихотворение П. Вяземского. Мне кажется, оно очень созвучно нашему разговору.

Слайд 6.

Учитель читает стихотворение.

МОЯ ЛЕПТА НА ПОСТРОЕНИЕ ХРАМА

Храня в душе моей отцов простую веру,
Я следовать люблю народному примеру.
И лепту я мою спешу "на храм" принесть.
Скажу: и моего тут капля меду есть,
Скажу: и моего тут будет капля масла,
Чтоб пред иконою лампада ввек не гасла,
Чтоб тихий свет ее лик Спаса озарял
И в душу скорбную отрадой проникал.
И безыменною молитвой обо мне
Помянут верные в далекой стороне.

IV. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему “Каким моим поступком могли бы гордиться мои потомки”.