Роль физического воспитания в сохранении здоровья, профилактике заболеваний и формировании личности ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Работа с родителями, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


В традициях петербургской школы особое место занимает семейное воспитание и образование. Передовая педагогическая мысль на протяжении всего исторического периода развития России вела поиск разнообразных форм и методов нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания личности.

Обратимся к наследию отечественной педагогики.

Пётр Фрамнцевич Лесгафт (20 сентября 1837, Санкт-Петербург — 28 ноября 1909) — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России, считал, что различные типы детей возникают, прежде всего, в условиях их семейной жизни и воспитания. В книге “Семейное воспитание ребёнка и его значение” П.Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей. Он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребёнка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т.д.) и разумного руководства, любовь и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. П.Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребёнка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма серьёзное значение в развитии личности человека. В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Учёный рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчёркивает важность разумного сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. “Необходимо, — писал П.Ф. Лесгафт, — чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения”. Так же, как и И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, “школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями”.

В качестве основополагающих учёный выдвинул следующие идеи:

1. “Необходимо помнить, что нельзя ребёнка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом”.

2. “Предупреждая требования и постоянно направляя ребёнка во всех его действиях и размышлениях, всегда делают его негодным к жизни; такие дети становятся разве только исполнительными, но, к сожалению, очень эгоистичными и самоуверенными”. 3. “Всё, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется — распадается”. 4.“Молодёжь губят три вещи: вино, азартные игры и спорт (в том смысле, что если победы в спорте становятся самодовлеющей целью, готовой оправдывать едва ли не любые средства к их достижению, то такой спорт идёт не на пользу…)”.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. К сожалению, многие люди не соблюдают простейших, обоснованных наукой, норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами гиподинамии, другие - пищевой и алкогольной зависимостей, третьи - бытовых и производственных перегрузок, что приводит к заболеваниям внутренних органов. В настоящее время вопросы физической культуры, спорта и укрепления здоровья требуют к себе пристального внимания со стороны государства, педагогической и родительской общественности. В профилактике и лечении многих заболеваний физическая культура играет важную роль. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило, занятия физкультурой проходят в форме активного отдыха.

Отдых - состояние покоя или такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Чередование труда и отдыха в учебной и производственной деятельности является непременным условием сохранения здоровья человека. Недостаточный отдых ведёт к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха - к переутомлению, что снижает защитные силы организма и приводит к возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности. Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени. Важное условие эффективного отдыха - регулярное чередование периодов работы и отдыха. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено особое значение активного отдыха. Русский физиолог И.М. Сеченов доказал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности после утомительной работы одной рукой наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей ранее рукой. Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомлённой группы мышц. Переключение с одного вида работы на другую, чередование умственной деятельности с лёгким физическим трудом устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха. Пассивный отдых (состояние полного покоя и щадящей нагрузки) целесообразно чередовать с активным отдыхом для наиболее быстрого восстановления работоспособности после утомительного физического или умственного труда. Выбор рационального режима отдыха определяется многими факторами, в частности, условиями труда, возрастом. Различают три вида отдыха: ежедневный, еженедельный и ежегодный. В ежедневный отдых входят короткие перерывы в течение рабочего дня для выполнения производственной гимнастики, физкультминуток. Часть времени, отведённого на обед, целесообразно проводить на свежем воздухе. Очень популярным видом активного отдыха в выходные дни являются спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, теннис, хоккей). Они оказывают разностороннее влияние на организм человека. Разнообразные формы двигательной активности (бег, ходьба, прыжки, метание, удары, ловля и броски мяча, различные силовые элементы) развивают глазомер, точность и быстроту движений, мышечную силу, способствуют укреплению сердечно - сосудистой, нервной, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, улучшению обмена веществ.

В дореволюционной России для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, лёгочной, сердечно-сосудистой и нервной систем широко применялись такие методы, как терренкур и иппотерапия.

Терренкур – прогулки по пересечённой местности по маршруту определённой сложности. Иппотерапия – лечение верховой ездой.

В настоящее время на курортах Российской Федерации активно разрабатываются вопросы организации физической культуры и спорта.

В условиях образовательного учреждения в целях сохранения здоровья детей составляется расписание занятий с учётом санитарных норм, организованы перемены, на уроках проводятся физкультминутки. В соответствии с учебным планом организованы занятия физической культурой. Учреждения дополнительного образования предлагают широкий выбор занятий в кружках и секциях спортивного направления.

В коррекционных учреждениях программы обучения детей составлены с учётом возможностей их здоровья. Особого внимания требует составление специальных реабилитационных программ, организации занятий по ЛФК, АФК, механотерапии. Двигательная активность очень важна в целях предупреждения вторичных осложнений из-за дефицита объёма пассивных и активных движений, неправильного положения тела в течение дня [9] . В практике семейного воспитания большое значение имеет организация походов выходного дня, туристических поездок, физкультурно-спортивных праздников, игр (шашки, шахматы), совместных спортивных занятий на катке, в бассейне, в тренажёрном зале, что способствует созданию и укреплению традиций, взаимопониманию членов семьи, воспитанию волевых качеств, дружелюбия, формированию эмоционально положительной коммуникативной среды. В ходе проведения традиционного праздника Масленицы обязательными были русские забавы от лапты до кулачного боя. Подобное времяпровождение с давних пор было не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, своеобразной, психологической разгрузкой.

Особое внимание следует уделять закаливанию. Закаливание – это система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма  неблагоприятным факторам окружающей среды.  Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды. То есть закаленный организм даже при значительных колебаниях температуры окружающей среды поддерживает температуру внутренних органов в достаточно узких границах. Например: при резком снижении или повышении температуры внешней среды закаленный организм резко отреагирует сужением или расширением сосудов на угрозу возможного сильного охлаждения либо перегрева, и ограничит или повысит теплоотдачу. Тогда как незакаленный организм не сможет так быстро отреагировать, и получит переохлаждение или перегрев. Кроме этого закаливание человека повышает выносливость организма, укрепляет нервную систему, повышает иммунитет и сопротивляемость болезням. Закаливание считают одним из лучших способов сохранить здоровье.

Виды закаливания

Закаливание организма можно разделить на несколько видов в зависимости от проводимых процедур:

Аэротерапия – закаливание воздухом. Данный вид закаливания включает в себя воздушные ванны и долгие прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух закаляет организм путем охлаждения кожных рецепторов и нервных окончаний слизистой и тем  самым совершенствует терморегуляцию организма. Закаливание воздухом полезно для психоэмоционального состояния человека, повышения иммунитета, насыщения организма кислородом и тем самым способствует нормализации работы большинства органов и систем организма.    

Закаливание воздухом является самым простым и доступным методом закаливания. Необходимо больше времени проводить на свежем воздухе вне зависимости от погоды и времени года. Нужно стараться больше времени гулять в парках, лесу, возле водоемов, так как летом воздух в таких местах насыщен полезными активными веществами, которые выделяются растениями. Зимой тоже очень важны прогулки в лесах и парках, так как зимний воздух практически не содержит микробов, более насыщен кислородом и оказывает целебное действие на весь организм.

Гелиотерапия – закаливание солнцем, воздействие на организм солнечным светом и теплом. Закаливание солнцем повышает устойчивость нервной системы, ускоряет обменные процессы организма, повышает сопротивляемость организма, улучшает кровообращение, улучшает работу мышечной системы, имеет тонизирующее воздействие почти на все функции организма.

Закаливание солнцем может не только принести пользу, но и оказать очень большой вред, поэтому к этому виду закаливания нужно относиться очень ответственно и соблюдать все правила закаливания солнцем. Ни в коем случае нельзя допускать ожогов, перегрева и тепловых ударов. Неправильное закаливание солнцем может привести к тяжелым заболеваниям. Закаливание солнцем должно происходить постепенно и учитывать возраст, состояние здоровья человека, климатические условия и другие факторы.

Хождение босиком. Этот вид закаливания полезен и детям и взрослым. На стопах человека находится большое количество биологически активных точек, которые при хождении босиком стимулируются и помогают нормализовать работу многих органов и систем организма. Хождение босиком повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, повышает иммунитет. Этот вид закаливания является хорошей профилактикой очень многих заболеваний.

Закаливание водой. Закаливание водой – это очень полезная для организма человека процедура. При водном закаливании циркуляция крови в организме происходит интенсивней, принося органам и системам организма дополнительный кислород и питательные вещества. Закаливание водой можно разделить на несколько видов:    

Обтирание. Обтирание является самой нежной и щадящей из всех закаливающих процедур водой. Обтирание можно применять с самого раннего детского возраста. Обтирание можно проводить губкой, рукой или полотенцем, смоченными в воде. Сначала обтирают верхнюю часть тела, затем растирают ее сухим полотенцем, а потом обтирают нижнюю часть тела и тоже растирают сухим полотенцем.

Обливание. Обливание более эффективная по оказывающему влиянию процедура, чем обтирание. Обливание может быть общим, то есть всего тела и местным – обливание ног. После процедуры обливания необходимо растереть тело сухим полотенцем.

Душ. Закаливание душем еще более эффективная процедура закаливания, чем обтирание и обливание. Вариантов закаливания душем два, это прохладный (холодный) душ и контрастный душ.

Лечебное купание и моржевание. Этот вид закаливания водой с каждым годом становиться все более популярным. Лечебное купание и моржевание прекрасно влияет на все органы и системы организма человека, улучшается работа сердца, легких, совершенствуется система терморегуляции.  Этот вид закаливания предполагает строжайшее соблюдение всех правил для данного вида. Начинать моржевание необходимо после консультации с врачом. 

Правила закаливания.

Начинать закаливающие процедуры необходимо, когда человек полностью здоров. Детям и людям, страдающим различными заболеваниями можно начинать закаливание с щадящих процедур и только после консультации с врачом.

Необходимо соблюдать принцип постепенности. Это касается как температурного режима, так и временных рамок закаливающих процедур. При закаливании водой нужно начинать процедуры с воды комнатной температуры, постепенно понижая ее на 1-2 градуса. При закаливании солнцем также необходимо соблюдать принцип постепенности и начинать пребывание на солнце с нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения на солнце.

Так же очень важно проводить закаливающие процедуры регулярно, без больших промежутков, в любую погоду и время года. Если все-таки так получилось, что Вы на длительное время прерывали закаливание, то возобновлять его необходимо с более щадящих процедур.

Сочетайте закаливания с физическими упражнениями. Это гораздо повысит эффективность закаливающих процедур и благотворно повлияет на весь организм.

Закаливание должно приносить бодрость и радость. Если вы чувствуете недомогание после закаливающих процедур, то необходимо прекратить закаливание и обратиться к врачу.

При закаливании необходимо учитывать индивидуальные особенности человека, состояние здоровья, время года, природно-климатические условия и т.д.

Выполняя закаливающие процедуры необходимо проводить самоконтроль. Оценивайте общее самочувствие, пульс, кровяное давление, аппетит и другие показатели в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

Помните, что закаливание - это одна из составляющих здорового образа жизни. Не забывайте уделять внимание питанию и другим аспектам своей жизни.

В качестве педагогического метода, обладающего высокой результативностью применения на практике, можно с уверенностью рекомендовать научно – практическую конференцию учащихся по различной тематике. В формате кейс-технологий учащимся была предложена разработка темы “Физическая культура и спорт”. Для работы в группах педагог определил следующие направления : “История Олимпийского движения”, “Первые чемпионы”, “Зимние и летние олимпийские виды спорта”, “Олимпийские надежды Санкт-Петербурга”, “Паралимпийские игры и специальная Олимпиада”, “Зимние забавы на Руси”, “Спортивные высшие и средние учебные заведения Санкт-Петербурга”, “Семейный Клуб: мои увлечения”, “А ты готов к Олимпиаде?”, “Спортивные курорты Ленинградской области”. Результатом совместной деятельности с учащимися 8-10 классов явилось создание презентации. Работа способствовала решению следующих образовательных задач: познакомиться с историей Олимпийского движения, традициями Санкт-Петербургской школы, видами спорта и спортсменами-олимпийцами. В качестве воспитательных целей были поставлены следующие: воспитание физической активности, волевых качеств, интереса к спорту, дружбы, умения взаимодействовать в команде; профилактика гиподинамии. Коррекционно-развивающие задачи ученической конференции: развитие устойчивости внимания, мыслительных операций сравнения, обобщения, классификации, систематизации, активизация процессов кратковременной и долговременной памяти, формирование монологической и диалогической речи – не были решены полностью. Несомненно, достижение поставленных целей требует длительного периода работы и не может быть ограничено рамками одного мероприятия. Итогом совместной деятельности явилось проведение теоретических и практических занятий, создание презентации “О, спорт, ты – мир!”, повышение учебной мотивации школьников, укрепление дисциплины.

Занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний, формированию нравственных качеств личности, воспитанию характера ребёнка.

Список литературы

1. Медицинская энциклопедия.

2. Татьяна Николаевна Казакова. “Физическая культура в специальной медицинской группе: авторская программа для учащихся 1-11 классов”. Москва, “Чистые пруды”. 2007.

3. В.А. Кабачков, В.А. Пономарчук “Тренажёры в школе” Москва, Просвещение, 1992.

4. М.М. Кондратьева. “Звонок на урок здоровья” “Просвещение”, 1991 г.

5. В.П. Похлебин “Уроки Здоровья” М., “Просвещение”, 1992 г. Закаливающая физкультура, союз с медиками, физическая гармония.

6. А.Б. Полежаева, Е.А. Зуева “Иппотерапия: путь к здоровью. (Лечение верховой ездой)”. Издательский центр “МарТ”. Москва. Ростов-на-Дону , 2003 г.

7. Байкальские чтения.

8. С.М. Серпокрыл. Ленинград. Путеводитель. Лениздат. 1973 г.

9. “Знать, чтобы помогать - знать, как помогать”.. Издание БОО “Перспективы”. Санкт-Петербург, 2012 г.

Презентация 1

Презентация 2