Развитие творческих способностей учащихся через научно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Организация исследовательской деятельности рассматривается как инновационная технология. Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей и компетенций учащихся, как способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы. Исследовательская деятельность формирует компетентность, интерес, творчество, самопознание – именно те компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускника.

Для занятий исследованиями необходим определённый комплекс качеств: развитие понятийного мышления, самостоятельность, критичность мышления. Учащемуся необходимо время для их развития. Чем раньше начать развитие индивидуальных качеств, тем раньше это развитие выйдет на высокий уровень. Поэтому исследовательской деятельностью со своими учениками занимаюсь с 5-го класса.

Занимаясь исследованиями в области языка на литературном материале, учащиеся применяют знания теории, полученные на уроках русского языка, на практическом материале, анализируют, приходят к выводу, тем самым решая поставленную проблему.

Научный (исследовательский) подход к изучению любого события является одним из способов познания человеком окружающего мира. Работа, которую можно отнести к исследовательской, имеет чётко установленные в научном мире черты. Необходимо сформулировать цель исследования, осуществить выбор темы. Необходимо серьёзно к этому отнестись. Так как именно от этого зависит, насколько дальнейшая работа для учащегося будет увлекательной и полезной.

Как мы подходим к выбору темы? Это выполнение творческих заданий.

Их цель – добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей. Эти задания выполняются учениками на добровольных началах.

Я практикую такой вид заданий, как микроисследование.

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками по определению понятий и терминов; анализировать языковые единицы в разных словарях; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). К ученическим сообщениям предъявляются определенные требования: в них должна быть правильно представлена и передана научная информация, изложенная последовательно, не являющаяся конспектом научной статьи или раздела учебника. Теоретические положения должен иллюстрировать фактический материал. Для ученических докладов, сообщений, рефератов обычно избираются вопросы, посвященные новой теоретической теме. Однако возможна подготовка доклада, обобщающего материал, изученный на уроке рефлексии. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения. Наиболее типичны следующие: развернутый ответ на вопрос проблемного характера или нестандартно сформулированный вопрос (в основе – сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов); сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме).

И, как результат деятельности учащихся – научно-исследовательские работы, которые были представлены на VII Международный конкурс проектов 2012 г, отмеченные дипломами финалиста. Проект Деловая игра “Наши страны, города, селения”.

Проект “Возникновение приставки со”-работа представлена на неделе русского языка и литературы, после изучения раздела “Слообразование и морфемика”.

Типы и функции обращений в произведениях М.Ю.Лермонтова – работа посвящена рассмотрению обращений в произведениях М.Ю.Лермонтова. Для исследования взяты произведения: “Мцыри”, “Валерик”.

Выпущены специальные издания, посвященные 200-летию М.Ю.Лермонтова, работы наших учащихся 5-х классов вошли в альманах “Многоцветие муз”.

Таким образом, исследовательская работа – это длительный трудоёмкий процесс, в котором участвует ученик и учитель, автор и руководитель, в котором соединяются два творческих начала и реализуются в полном объёме.