Рейтинг@Mail.ru

Авторская образовательная программа дополнительного образования детям "Фольклор – детям"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Освоение детьми фольклора дает им возможность лучше понять и узнать историю своего народа, родного края, ощутить свою сопричастность к огромному целому, называемому Родиной, Россией, глубже прочувствовать значение понятия “Малая родина”.

Обучение детей, постижение ими содержания программы “Фольклор - детям” происходит на основе взаимодействия и взаимопроникновения различных форм художественной деятельности - музыки, народного танца, фольклорного театра. Фольклорный материал включает в себя и объединяет различные виды и жанры народного творчества – это песни, танцы, игры, декламация, элементы театрального искусства, прикладное творчество (изготовление народных костюмов, атрибутов, игрушек, шумовых музыкальных инструментов и пр.). Занятия в фольклорном коллективе дают возможность добровольного объединения педагогов, родителей и детей на почве освоения народной культуры.

Наша образовательная программа “Фольклор - детям” опирается на достижения русского вокально-хорового исполнительства и традиции певческой этнопедагогической и музыковедческой российской школы. Учебный репертуар программы включает лучшие образцы песенно-игрового фольклора, записанные участниками ансамбля в фольклорных экспедициях.

Актуальность программы обусловлена острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

Значимость программы мы видим в том, что традиционная культура рассматривается здесь как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.

Новизна программы состоит в образовательных технологиях, позволяющих достичь оптимального результата за минимальное количество часов. Обучение по программе организовано с учётом событий русского календарно-обрядового круга, при этом опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.

Основной целью данной программы является этнокультурное образование детей через изучение и освоение традиций русского фольклора, и на этой основе – овладение способами научно-поисковой деятельности. Программа эффективно реализует многоцелевую направленность:

  • способствует формированию художественного вкуса, развитию музыкальных способностей, формирует нравственные качества;
  • обеспечивает приобретение социального опыта в процессе подготовки и участия в календарных праздниках, концертах, экскурсиях;
  • развивает навыки познавательной и исследовательской деятельности.

В процессе достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:

образовательные:

  • изучение основных русских обрядов, праздников, жанров народной песни и танца;
  • формирование элементарных навыков научно-поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнических материалов;

развивающие:

  • выявление и развитие индивидуальных творческих и музыкальных способностей в процессе изучения народной культуры;
  • практическое освоение традиционного русского музыкального, пластического (танцевального) и поэтического творчества;
  • развитие самостоятельности и инициативы;

воспитательные:

  • привитие детям любви к народной культуре через народное пение;
  • формирование интереса, бережного отношения, уважения и любви к традиционной русской культуре и культуре других народов; воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
  • формирование эстетического и художественного вкуса, познавательного интереса.

Фольклорный коллектив “Крупица” охватывает детей разного школьного возраста, желающих самореализоваться на занятиях музыкальным фольклором, для этого широко используется опыт смотров, конкурсов, фестивалей. Программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности.

Основные формы работы - групповые и индивидуальные занятия, сводные репетиции. Индивидуальные занятия вводятся со 2 года обучения для работы по развитию и постановке детского голоса и обучению игре на народных музыкальных инструментах.

Режим занятий: групповые занятия - 2 раза в неделю по 2 часа, индивидуальные занятия со 2 года обучения - один раз в неделю по 0,5 часа.

Контроль усвоения программы воспитанниками проводится на обобщающих занятиях в конце каждого полугодия и на отчетном концерте коллектива в конце учебного года. Способы проверки усвоения программы: педагогическое прослушивание и наблюдение, педагогический анализ и самоанализ выступлений.

Результаты диагностики фиксируются в диагностической карте по десятибалльной шкале, где “10” - оптимальный уровень знаний, умений и навыков, “1” - низкий уровень знаний, умений и навыков.

Ожидаемые результаты

В конце 1 года обучения дети будут:

  • иметь представление о: разнообразии фольклорных жанров; некоторых народных обрядах и праздниках: жатве, зимних и “зеленых” святках, Масленице, встрече весны;
  • иметь начальные навыки: фольклорного интонирования; владения простейшими элементами фольклорной хореографии; игры на простых изученных народных инструментах;
  • уметь: вести себя на занятиях; быстро переходить из активного состояния (игровые или хореографические движения) в состояние внимания (слушать педагога); спокойно брать дыхание; в ритме напева четко декламировать тексты изученных песен; исполнять фольклорный материал пройденных жанров; ритмично ходить под музыку и исполнять простейшие элементы русского танца.

У детей будут воспитаны: интерес к народной культуре; умение видеть прекрасное в народном творчестве; основы норм поведения в быту и обществе.

В конце 2 года обучения дети будут:

  • иметь общее представление о: регионально-певческих особенностях музыкального языка Курской, Белгородской областей, а также казачьей традиции; хореографии Юга России, северном хороводе;
  • знать: о жанровых разновидностях детского фольклора; о земледельческом характере русских обрядов и праздников; пройденные народные обряды и праздники;
  • иметь навыки: исполнения фольклорного материала в ансамбле; фольклорного интонирования, варьирования и двухголосного пения; владения элементами фольклорной хореографии.

уметь: рассказать об основных народных праздниках; о своих наблюдениях за явлениями природы; прохлопать ритмические рисунки разучиваемых песен; чисто интонировать в рабочем объеме голоса, чисто петь в унисон; исполнять фольклорный материал пройденных жанров; находить варианты разучиваемых песен; сопровождать пение различными изученными традиционными инструментами.

У детей будут воспитаны: основы культуры общения; бережное отношение к народной песне, стремление к самовыражению через творчество.

В конце 3 года обучения дети будут:

  • иметь общее представление о: певческих особенностях Калужской традиции; традиционной хореографии Курской, Белгородской и Воронежской области, Урала и Сибири;
  • знать: о жанровых разновидностях юношеского фольклора; сроки и обычаи встречи и проведения основных народных обрядов и праздников;
  • иметь представление о месяцеслове;
  • иметь навыки: свободного и полетного пения в народной манере, открытого грудного резонирования в высокой певческой позиции; ровного звуковедения; цепного дыхания.
  • уметь: определять сезонную принадлежность календарных песен; петь с сопровождением и без музыкального сопровождения репертуар, соответствующий возрасту; эмоционально передавать игровые образы; сопровождать пение различными изученными народными инструментами; организовать игру; принять участие в исполнении обряда, праздника, традиционного действа.

У детей будут воспитаны: чувство ответственности за коллектив; устойчивый интерес к народному творчеству; адекватная самооценка.

В конце 4 года обучения дети будут:

  • знать: о том, что фольклор – источник народной мудрости; о пройденных народных обрядах и праздниках, о сроках и обычаях их встречи и проведения, происхождении названия; об устной природе народного творчества, предопределяющей вариативность в фольклоре;
  • иметь представление о: жанрово-стилевой специфике исполнения фольклорного материала Западной, Южной и Центральной областей России; свадебном обряде;
  • иметь навыки: традиционного исполнения фольклорного материала Западной, Южной и Центральной областей России; разработки и изготовления концертных и обрядовых костюмов и атрибутов; исполнения русского народного романса;
  • уметь: находить варианты разучиваемых песен в различных традиционных стилях; сопровождать песенные и танцевальные композиции на народных инструментах, следуя региональным особенностям.

У детей будут воспитаны: коммуникабельность; осознание своей значимости; чувство ответственности перед товарищами; самоуважение.

В конце 5 года обучения дети будут:

  • знать: о том, что фольклор – искусство синкретическое; основные понятия современной фольклористики; о взаимопроникновении христианства и язычества на Руси; тритоновую ладовую основу; обряд “Вертеп”;
  • иметь представление о: жанрово-стилевой специфике исполнения фольклорного материала Урала, Сибири, Поволжья, Севера России; семантике свадебного обряда;
  • иметь навыки: традиционного исполнения фольклорного материала Урала, Сибири, Поволжья, Севера России; разработки и изготовления концертных и обрядовых костюмов и атрибутов; обработки и расшифровки аутентичного материала;
  • уметь: анализировать жанровые особенности народной песни и ее обрядовую принадлежность; чисто интонировать в песнях с традиционной ладовой основой; играть на различных музыкальных инструментах в составе небольшого оркестра, сопровождать оркестром пение и танцы; изготавливать традиционные вертепные куклы.

У детей будут воспитаны: культура общения и поведения; уверенность в собственных силах; самоопределение в профессиональном выборе; эмоционально-положительное восприятие системы своих отношений со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.

Качество исполнения фольклорного материала будет приближено к аутентичным образцам, исполнение будет осмысленно, выразительно.

У детей усовершенствуется система ценностных ориентаций, повысится общекультурный уровень, возрастет творческая активность.

Учебно-тематический план (Приложение №1).

Содержание занятий (Приложение №2).

Методическое обеспечение

Работа по программе ведется в двух основных направлениях: формирование исполнительского мастерства детей и информационно-просветительская работа.

Оба направления работы служат в равной степени как приобщению к традициям, так и качественному исполнению детьми фольклорного материала на различных концертах и выступлениях. Направление “Информационно-просветительская работа” является необходимой теоретической базой для работы с фольклорным материалом, т.к. сценическое воплощение песни полностью отражает содержание и идею песни лишь в том случае, если дети знают, в какой ситуации и по какому поводу песня исполнялась нашими предками, для чего служила.

Творческое развитие детей в нашем фольклорном коллективе опирается на принципы дидактики и возрастной психологии детей, которые нисколько не противоречат народной педагогике.

Методика проведения занятий на всех этапах обучения по нашей программе состоит из:

  • развития специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения с учетом возрастных особенностей детей;
  • творческих заданий;
  • работы над певческими и танцевальными навыками.

Включение такого материала обогащает представления обучающихся об атмосфере того или иного фольклорного явления и способствует формированию “фольклорного” кругозора. Специфика фольклорного материала дает возможность проведения учебных занятий в форме путешествий, народных игр, обрядовых действий.

Еще большему “погружению” в мир русского народного творчества способствует проведение занятий в нашем музыкально-этнографическом музее “История ансамбля “Крупица”. Учебное занятие, как правило, организуется по следующей схеме: распевка; показ и разучивание нового музыкального материала; закрепление пройденного; слушание музыки и анализ прослушанного; теоретические сведения; повторение.

Примерный план разучивания песни: прочесть внимательно текст песни; прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность; разучить текст песни и мотив с детьми; обдумать художественное оформление.

Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, хороводах обязательно их гармоничное соединение. Исполнители народно-певческого коллектива должны не только иметь вокальные данные и уметь петь, но и красиво двигаться. Программа включает работу над элементами народного танца и бытовой хореографии.

Материально-технические условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия: удобный, хорошо проветриваемый кабинет для групповых занятий; народные костюмы; народные музыкальные инструменты; фортепиано; пюпитры; нотная и справочная литература; репродукции, альбомы, фотографии аутентичного материала; аудио- и видеоаппаратура; аудио и видеозаписи с этнографическим материалом.

Методическая литература (Приложение №3).

Тематический план детских календарных обрядов и праздников (Приложение №4).

Диагностическая карта (Приложение №5).