"Мы пришли в детский сад, веселей встречайте нас". Адаптация детей в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня у нас в детском саду прошло первое общее собрание для родителей. Явка родителей, дети которых впервые приходят в детский сад, была очень высокая.

Я смотрела на лица родителей и понимала, что они сейчас переживают. Период адаптации ребенка к детскому саду  является сложным испытанием и для детей, и для родителей. Это настоящий стресс.

Родителям необходимо понять,  что происходит сейчас в их семье. А плохого ничего нет, просто ребенок оказывается в  новой обстановке, будет осваивать новые социальные отношения, связанные с приходом ребенка в детский сад.

И главная задача родителей является  оказание помощи ребенку в адаптации к новым  условиям, для чего им самим требуется изменить свое отношение к ребенку. И  хорошо было бы  начать подготовку к детскому саду заранее, а у ребенка сформировать  навыки необходимые для того, чтобы влиться в детский коллектив.  Для этого необходимо создать в семье добрую обстановку, в которой бы ребенок привыкал, свыкался с мыслью, что он скоро пойдет в детский сад. И там будет очень весело: играть с ребятками, петь песни, выполнять упражнения на физкультурных занятиях, рисовать, лепить и многое еще чего интересного. Детям эти занятия очень нравятся.

В прошлом году мы взяли детей от 2,6 до 3 лет, вторая младшая группа. На первом собрании рассказали, чему дети должны научиться, и какие знания освоить за учебный год. К концу учебного года вашему ребенку необходимо научиться: аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды.

Физическое воспитание

Дети должны научиться отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; ловить мяч двумя руками одновременно, метать на дальность правой и левой рукой в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой, ходить по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой, по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по наклонной доске.

Сенсорное воспитание, ознакомление с окружающим.

Выделять цвет, форму величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Знать, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т.п.), другие созданы природой (камень, шишки).
Различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зелёного, желтого и красного сигналов светофора.
Знать название города, в котором живёт.
Знать характерные особенности времён года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы).
Различать и называть стебель, листья, цветок, различать по внешнему виду и вкусу овощи и фрукты.
Называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных (лиса – рыжая, у неё длинный, пушистый хвост).

Развитие речи.

Дети должны научиться  различать и называть существенные детали и части предметов; качества  :  цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности: гладкая, шероховатая, пушистая, местоположение предмета:  вверху, снизу, слева, справа; группировать предметы по назначению их использования: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.;
Употреблять в речи в форме единственного и множественного числа имена существительные, обозначающие животных и их детёнышей (утка – утёнок – утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, мартышек, книг, слив);
Слышать и понимать заданный вопрос, отвечать на него, говорить в нормальном темпе;
Говорить «спасибо», здороваться, прощаться, желать спокойной ночи (в семье, группе);  
С помощью взрослого, используя фигурки, куклы, инсценировать отрывки из знакомых сказок.
Читать наизусть небольшие стихотворения, рассказывать о содержании иллюстраций, рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге и вопросы взрослого, называть произведение, прослушав отрывок из него.

Математические представления

Составлять группу из отдельных предметов и выделять из неё один предмет; различать много и один; находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами много, один;
Сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приёмами наложения и приложения одной группы предметов к предметам другой; определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов, понимать вопрос: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок» или «Кружков больше, а грибов меньше».
Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник.
Знать части суток: утро – вечер, день – ночь.

Рисование

Набирать краску на кисть, обмакивать её всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю краски о край баночки лёгким прикосновением ворса; промывать кисть, опуская ворс в банку с водой и прополаскивая её; осушать кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку;
Знать основные цвета, различать оттенки (розовый, голубой, серый);
Ритмично наносить линии, штрих, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идёт дождь)

Лепка

Раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Аппликация

Наклеивать изображение (одно или несколько) на специально подготовленную бумагу, аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать её салфеткой;
Создавать не только предметные, но и декоративные композиции из геометрических и природных (листочки, цветы) форм, повторяя их по форме и цвету.

На первом родительском собрании мы предложили родителям сотрудничество  в этом важном деле. Жаль только, что приняли это не все.

Больше всего нас волновало  отрыв ребенка от  мамы, папы, бабушки утром, когда ребенок приходит в детский сад. Дети тонко чувствуют состояние мамы, поэтому маме необходимо настроиться на кратковременное расставание с малышом.

А в группе мы основательно подготовились к встрече с ребятками. Расставили яркие игрушки на видном месте, включали детские песенки, как фон, для создания настроения. И это очень хорошо сработало. Дети забывали о родителях и спешили к новым игрушкам. Затем проводили в группе зарядку под музыку, имитируя, как ходят медведи, волки, зайчики, лисички. Играли в прятки, закрывая ладошками лицо. Танцевальная ритмика развивает эмоции детей, развивает нравственно-коммуникативные качества личности, т.е. воспитывает умение сопереживать, объединяться во время движения; формирует чувства такта и культурные навыки общения с детьми и взрослыми. Так же развивает умение ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место, перестраиваться в круг, вставать в пары, расслабляться в движении под музыку.

Очень хорошо детей расслабляет и радует игра «Бывает – не бывает».
– Бывает ли так, что дети на самолетах прилетают в детский сад?
– Нет!
(смеются ребята)
– Бывает ли, что ребята не доедают кашу?
– Да.

Еще, сочиняя сказку о наших детях, рассказывая ее, называть всех детей по имени. Дети терпеливо ждут, когда всех перечислят, радуясь, услышав свое имя.

В основном все дети привыкли к детскому саду быстро. Хотя некоторые пошли легко, но потом, осознав, что это на целый день, плакали. И в этом случае мы просили, чтобы утром ребенка приводил папа. Расставание проходило по-мужски безболезненно.

Причины сложных случаев адаптации ребенка в детском саду состоит в неспособность семьи выстроить адекватные детско-родительские отношения. Ребенок привыкает к излишнему вниманию и поэтому ситуация посещения детского сада становится для него достаточно тяжелой, так как для него нет запретов, поэтому у него возникает дискомфорт, он становится агрессивным, эмоционально нестабильным.

Такие родители перекладывают ответственность за воспитание и поведение ребенка на детский сад, в результате чего растет их недовольство, возникают конфликты, что вызывает напряженность и тревогу у ребенка.

Очень сильно влияет на психологическое состояние ребенка отношение родителей друг с другом, разногласия, конфликты, отрицательные эмоции.

И часто родители это скрывают, а мы не можем понять причины тревожности ребенка и найти способы устранения ее.

В этом году мы присоединись к школе, и нам была предложена программа «Истоки». И она сыграла положительную роль в адаптации детей, поскольку построена на совместных с родителями занятиях. Мы провели вместе с родителями занятия: «Ласковое слово», «Любимая мамочка», «Любимая сказка» и т. д. На этих занятиях дети взаимодействовали с близкими людьми. И родителям было интересно узнать, как занимаются с детьми в детском саду.

Пройден большой путь. И главное, чем мы гордимся больше всего – дети нас слышат и понимают, что мы от них требуем. Мы научились спокойно, ласково взаимодействовать с детьми. И на самом деле это счастье:   дети понимают нас, а мы стараемся понять их.

Дорогие родители! Прислушивайтесь к советам воспитателей, закрепляйте то, чему учат детскому саду. Это ведь ваши дети! Давайте растить их самостоятельными,  умеющими уважать людей, ценить труд людей, стремиться к самореализации. Это им очень пригодиться в жизни, тем более, что в это время формируется характер детей и основные черты личности.