Педагогические возможности музыки Р.М.Глиэра в развитии фортепианных навыков учащихся старших классов ДМШ

Разделы: Музыка


Одна из основных задач музыкальной педагогики – формирование исполнительского мастерства учащегося. Несомненно, успех в обучении и развитии юного исполнителя во многом определяется умелым выбором индивидуального репертуара, который играет большую роль в педагогическом процессе. Дидактический аспект подбора фортепианного репертуара предполагает его направленность в одинаковой мере как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося-музыканта, так и на развитие его исполнительской техники в процессе обучения игре на инструменте.

Важно подбирать тот репертуар, который бы нравился учащемуся, находил у него живой эмоциональный отклик, а так же соответствовал его реальным исполнительским возможностям. Именно таким требованиям отвечает фортепианная музыка Р.М. Глиэра. Обладая яркой выразительностью, эмоциональностью, пьесы Глиэра доступны для исполнения детьми, еще не достигших профессионального мастерства. Более того, они содержат большой потенциал для развития фортепианного мастерства юного музыканта.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в ее направленности на практические потребности музыкального образования.

Целью работы является выявление педагогических возможностей музыки Р.М. Глиэра в развитии фортепианных навыков учащихся старших классов в ДМШ.

Реализация названной цели требует выполнения следующих задач:

  • Рассмотреть стилистические особенности фортепианной музыки Р.М. Глиэра.
  • Выявить учебный потенциал музыки Глиэра в развитии фортепианных навыков учащихся старших классов в ДМШ.

Рейнгольд Морицевич Глиэр – замечательный советский композитор, дирижер, педагог, продолжатель русских классических традиций. Композитор развивался под непосредственным воздействием П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова. В неменьшей степени повлияло на формирование Р.М. Глиэра творчество петербургских музыкантов – А.С. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова, А.К. Лядова. Об этом вспоминал сам композитор: «Творческое общение с Н.А. Римским-Корсаковым, А.К. Лядовым, А.К. Глазуновым оказало огромное влияние на мое художественное развитие и во многом определило направление моего композиторского пути» [3, с. 65]. Эти творческие связи обусловили наиболее яркие и характерные черты музыки Р.М. Глиэра.

В области детской фортепианной музыки Р.М. Глиэр не был ни художником-новатором, ищущим новых форм, ни реформатором жанра. Но к истолкованию и использованию традиционных форм и жанров он подходил творчески активно, придавая им новый ракурс. Именно поэтому и по сей день так широко популярные и актуальны в педагогической практике фортепианные пьесы Р.М. Глиэра.

Фортепианный стиль Р.М. Глиэра характеризуется ясной мелодичной насыщенностью, эмоциональностью. Большинство пьес отличается преобладанием в них широкого распевного начала. Это находит свое выражение в ведущем значении мелодии среди других элементов музыкального языка («Романс», «Мелодия», «Народная песня»). Характерной чертой творческого облика композитора является глубокая связь с национальными традициями русской музыкальной классики. Это ощущается и в содержании музыки, и в ее образах, и в средствах выразительности, которыми он пользуется («Народная мелодия», «В полях», «Колыбельная»).

Мелодия окрашивает собою всю фактуру, определяет и гармонический, и полифонический, и колористический строй музыки. Наряду с этим мелодика пьес Р.М. Глиэра в большой степени подчинена гармонии, определяется ею и зависима от нее. Композитор активно использует аккордовые средства мажоро-минорной и хроматической системы, тонко применяет альтерацию, сохраняя четкость функциональных соотношений и создавая ряд своеобразных и свежо звучащих сочетаний за счет обогащения гармонической вертикали неаккордовыми звуками.

В мелодике и ритмике пьес можно заметить и ряд специфически «глиэровских» оборотов, например преобладание квартовых и квинтовых интонаций. Излюбленными являются ходы на увеличенные и уменьшенные интервалы. Особая патетическая приподнятость, риторичность мелодики возникает благодаря встречающемуся в ней пунктирному ритму, придающему особую рельефность тому или иному наиболее выразительному мелодическому обороту (например, Прелюдия ор.16 №1). В созерцательных, светлых по эмоциональному строю пьесах преобладает ровный ритм, выдержанный в фигурах однородной длительности («Грезы» ор.31 №4, Прелюдия ор. 43 №1). В аккомпанементе часто дается движение аккордов ровными повторяющимися длительностями восьмых (Прелюдия ор.31 №1) или используется какая-либо единая ритмическая фигурация («Эскиз» ор.47 №15, «Колокольчики» ор.34 №6).

Чрезвычайно типичным является пунктирный, синкопированный ритмический рисунок, встречающийся как в партии аккомпанемента, так и в мелодике («Мелодия» ор. 34 №13, «Грезы» ор.31 №4, «Арлекин» ор.34 №8). Нельзя не упомянуть также о преобладании в ряде пьес излюбленного Р.М. Глиэром закругленного «баркарольного» шестидольного размера. Он встречается в таких фортепианных пьесах как «Эскиз» ор.47 №15, «Грезы» ор.31 №4, «Мелодия» ор. 34 №13.

Богатство и разнообразие фактурных, гармонических средств, ритмических, темповых, агогических и динамических деталей – все это создает интересный и, вместе с тем, разнообразный комплекс выразительных приемов фортепианных пьес Р.М. Глиэра.

Как правило, лирические пьесы занимают преобладающее место в исполнительском обучении юных пианистов. Работа над миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности в целом, художественно-исполнительской инициативы ученика, особенно такого, который не обладает ярко выраженной эмоциональной восприимчивостью, а также на развитии определенных фортепианных навыков.

Важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла является звуковая выразительность. Умение «петь» на рояле – одна из важнейших сторон техники пианиста. Подавляющее большинство педагогов в работе с учащимися уделяют воспитанию этого навыка много времени и сил. Об этой проблеме говорили и писали крупнейшие пианисты — Г.Г. Нейгауз, К.Н. Игумнов, А. Корто и др.

Серьезное и глубокое изучение произведений Р.М. Глиэра может оказать неоценимую пользу в выработке умения петь на рояле, так как они изобилуют яркими, широкими, эмоционально окрашенными мелодиями. Таковы Прелюдия ор.31 №1, «Эскиз» ор.47 №15, «Мелодия» ор. 34 №13, Романс ор.31 №7. Мелодия в фортепианных пьесах Глиэра – главный фактурный элемент, поэтому эти произведения – богатый учебный материал для овладения навыком исполнения кантилены.

Звук мелодии может отличаться по силе, тембру, насыщенности. Так, Р.М. Глиэр часто поручает проведение мелодии партии левой руки («Эскиз» ор.47 №15, Прелюдия ор.31 №1) или чередует проведения темы: в первом предложении он дает ее в верхнем регистре, а во втором – на октаву ниже (Романс ор.31 №7). Иногда тема в более низкой тесситуре появляется в среднем разделе, контрастно оттеняя крайние части («Мелодия» ор. 34 №13). В таких случаях важно, чтобы ученик слышал фортепиано темброво, мог провести мелодию в различных регистрах по-разному.

В кантилене большое значение имеет правильное дыхание, объединяющее фразу, организующее движение ученика. Глубоко справедливы слова А.Б. Гольденвейзера о том, что «живое дыхание» есть основной нерв человеческой речи, а, следовательно, и музыкального искусства, родившегося из звуков человеческого голоса [6, с. 121].

Правильное дыхание всегда связано с дослушиванием звука или пауз. Оно помогает выразить характер музыки, ее живое начало. Если такое объединяющее дыхание прекращается или ослабляется, то на первый план могут выйти второстепенные элементы (пульсирующий аккомпанемент), которые внесут в исполнение метричность, раздробленность. При наличии общей горизонтальной цельности, мелодии Р.М. Глиэра имеют очень тонкую фразировку.

Для того чтобы рояль пел, нужно не только хорошо играть мелодию, но и найти соответствующее звучание аккомпанемента. Навыки игры аккомпанемента требуют специальной работы. Овладеть техникой аккомпанемента – сделать шаг в приобретении звукового мастерства. Один из видов аккомпанемента, наиболее часто употребляющийся Р.М. Глиэром – равномерно пульсирующие интервалы или аккорды:

Прелюдия ор.16 №1

Перед учеником встает задача внутренне ощутить и воссоздать равномерность чередования одинаковых временных долей. Нередко подобное сопровождение провоцирует дробление мелодической линии, что утяжеляет исполнение. Темброво-динамическое соотношение мелодии и аккомпанемента должно быть выстроено таким образом, чтобы мелодия не распадалась на части под влиянием ровного сопровождения, а сохранила свою цельность, широту линии.

Еще один вид фактурного аккомпанемента, используемого Р.М. Глиэром, – это мягкие тремолирующие синкопированные фигуры, создающие трепетный фон для свободно льющейся мелодии:

Эскиз ор.47 №15

Аккомпанемент подобного рода должен звучать очень тихо и ровно. Это технически нелегко и требует специальной работы, так как в данном случае необходимо использование разного веса правой и левой рук: глубокий звук с хорошей опорой пальцев в левой руке и невесомый, с минимальным движением пальцев – в правой. Следует услышать, почувствовать особое звуковое сочетания певучей мелодии с «отдаленным» аккомпанирующим фоном.

Относительную сложность составляет фактура, образующая единую гармоническую фигурацию, в которую вплетаются и басовый голос и мелодический.

Прелюдия ор.43 №1

Цельное исполнение такой фактуры требует соответствующей формы движения рук и определенного слухового внимания. Также в процессе работы над подобной фактурой развивается умение следить за тем, чтобы вступление другой руки не было отмечено вторжением звука иного динамического и артикуляционного качества.

Чаще всего для каждой из пьес типично единство музыкальных средств на протяжении всего произведения или больших его частей. Такая устойчивость эмоционального строя обычно сочетается с соответствующей ей однотипностью пианистической фактуры. Органичная взаимосвязь художественных и технических средств интенсивно способствует овладению многообразными звуковыми красками и развитию навыков кантиленной игры в целом.

В старших классах музыкальной школы активно нарабатываются навыки октавной техники. Развивающим материалом для такой работы может стать Прелюдия ор.16 №1. Октавное изложение мелодического линии в данной миниатюре требует участия плеча, предплечья и активных пальцев.

Значительную сложность для изучения и исполнения представляет многоплановая фактура, представляющая как бы гомофонно-гармоническую структуру с элементами полифонии, в которой два элемента фактуры исполняются одной рукой. В сопровождении возникает самостоятельный мелодический голос, выполняющий функцию подголоска:

Прелюдия ор.31 №1

В музыкально-исполнительском обучении своевременное и целенаправленное развитие техники – одна из важнейших сторон комплексного развития пианистических способностей. В 5-7 классах ДМШ все явственнее прослеживается индивидуальные различия в овладении учащимися пианистической моторикой, гибкостью, техническими навыками и приемами. У многих учеников, обладающих хорошими художественными и пианистическими способностями, преодоление технических трудностей в произведении сливается с образно-выразительным истолкованием музыки. И все же даже для таких учащихся при выявлении сложных, порой малоудобных в техническом отношении эпизодов возникает необходимость специальной проработки отдельных мест путем вычленения их из общего контекста того или иного произведения подвижного характера.

В фортепианном творчестве Р.М. Глиэра наряду с кантиленными произведениями художественную ценность представляют и пьесы подвижного характера. В программных произведениях данной направленности, для достижения и раскрытия определенного образа композитор очень часто использует штрих staccato. Поэтому произведения «Колокольчики» ор.34 №6, «Арлекин» ор.34 №8, «Балетная пляска» ор.31 №12 полезны для оттачивания навыка отрывистой игры.

Колокольчики ор.34

Выработка приемов исполнения не ограничивается игрой на staccato. При изучении музыки Р.М. Глиэра возникает определенная сложность при игре пунктирных ритмов. Примером для такой работы может послужить пьеса «Арлекин» ор.34 №8

Большое художественное значение в пьесах подвижного характера имеет метроритмическая и темповая организация. С помощью этих средств можно передать самые разнообразные настроения.

Таким образом, изучение фортепианных миниатюр Р.М. Глиэра способствует развитию у детей разнообразных пианистических навыков, таких как: владение разнообразными видами звукоизвлечения (legato, staccato), умение дифференцированно воспроизводить разнообразную фактуру, пользоваться педальными красками. При исполнении пьес расширяются знания учащихся о формах музыкальных произведений. Дети живо откликаются на сюжеты в музыкальных пьесах, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, легко воспринимают и запоминают музыку.

Произведения Р.М. Глиэра обладают немалым педагогическим потенциалом не только в развитии фортепианных навыков, но и в музыкальном развитии учащихся старших классов в целом. В процессе изучения его фортепианных сочинений юные пианисты имеют возможность познакомиться и осознать особенности фортепианного письма композитора, почувствовать специфику его интонационного строя.

Список литературы

  1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1971. – 278 с.
  2. Баренбойм, Л.А. Фортепианная педагогика / Л.А. Баренбойм – М.: Классика-XXI, 2007. – 192 с.
  3. Глиэр, Р.М. Встречи с беляевским кружком. – Советская музыка, 1949. № 8. – С. 65.
  4. Гулинская, З.К. Рейнгольд Морицевич Глиэр / З.К Гулинская. – М.: Музыка, 1983. – 224 с.
  5. Либерман, Е.Я. Работа над фортепианной техникой / Е.Я. Либерман. – М.: «Фигаро-центр», 1985. – 136 с.
  6. Мастера советской пианистической школы: очерки / под ред. А.А. Николаева. – М.: Музгиз, 1954. – 240 с.
  7. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г.Г. Нейгауз. – М.: Музыка, 1988. – 240 с.
  8. Николаев, А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: учеб. пособ. – М.: Музыка, 1980. – 112 с.
  9. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста / Е.М. Тимакин. – М.: Советский композитор, 1989. – 143 с.
  10. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков / А.А. Шмидт-Шкловская. – М.: Классика-ХХI, 2002. – 84 с.
  11. Щапов, А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники / А.П. Щапов. – М.-Л.: Музыка, 1947. – 384 с.