Коррекционно-реабилитационная программа по работе с несовершеннолетними, осужденными к наказанию, не связанному с реальным лишением свободы или в отношении которых прекращено уголовное дело по реабилитирующим основаниям "Мой выбор"

Разделы: Школьная психологическая служба


Разработка данной программы продиктована необходимостью дальнейшей работы по сопровождению несовершеннолетних правонарушителей в рамках внедрения ювенальных технологий в судопроизводство и является продолжением (вторым циклом) групповой коррекционно-реабилитационной программы «Точка опоры».

Вид программы: коррекционно-реабилитационная программа, направленная на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним, осужденным к наказанию, не связанному с реальным лишением свободы или в отношении которых прекращено уголовное дело  по реабилитирующим основаниям.

Участники программы: несовершеннолетние правонарушители.

Цель программы: создание условий для личностного роста подростков, совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции, снятие барьеров в процессе межличностного взаимодействия, предупреждение дальнейшего отклонения в поведении несовершеннолетних.

 Задачи:

1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
2. Расширение знания подростков о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Структура программы:

Программа коррекционно-реабилитационых занятий состоит из 4-х этапов:
1 этап – диагностический. Сбор проблематики для последующей коррекции.
2 этап – коррекционно-реабилитационные занятия с целью предупреждения дальнейшего отклонения в поведении подростков;    помощи  в   преодолении    возникшего   кризиса   и   самостоятельного изменения своей жизненной позиции.   
3 этап – итоговая диагностика с целью выявления динамики происходящих изменений в личностной и эмоционально-волевой сферах несовершеннолетних.
4 этап – консультативное психолого-педагогическое сопровождение.

Программа содержит:

– учебно-тематический план;
– описание диагностических методик;
– краткое описание занятий, содержащее в себе: цель, время, используемые материалы, инструкция, анализ.

Условия проведения: занятия проводятся на базе Г(О)БОУ ПМСС-центра в групповой форме, в актовом зале. Занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю в течении 2-х месяцев.

Продолжительность занятий: 1 академический час.

Выбор упражнений для тренинга:

– предлагаются сначала легкие, затем более сложные упражнения;
– после каждого упражнения обязательно следует обсуждение, обмен мнениями, чувствами, впечатлениями;
– от предлагаемых упражнений подросток должен получать только положительные эмоции.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе: к участию в освоении программы не допускаются подростки, имеющие психиатрические заболевания, требующие медицинской помощи.

Способы, обеспечивающие гарантию прав участника программы: гарантия прав участника программы обеспечивается «Правилами работы группы», которые вырабатываются на первом занятии.

Сроки и этапы реализации программы:

1, 3  этап – диагностические  (январь, апрель).
Первичная диагностика на этапе комплектования тренинговой группы, итоговая диагностика по завершению тренинговых занятий.

2 этап — коррекционно-реабилитационные занятия с целью раскрытия личностного потенциала подростков, осознание и проявление своих сильных сторон, развитие способности к целеполаганию (февраль-март).

4 этап — консультативное психолого-педагогическое сопровождение  – оказание консультативной помощи (на всем протяжении занятий и до конца учебного года).

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Сформируется стремление к самопознанию, произойдет погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем.
2. Расширятся знания подростков о чувствах и эмоциях, разовьются способности безоценочного их принятия, сформируются умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Разовьются навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4. Произойдет осознание своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

У несовершеннолетних повысится самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям среды, произойдет осознание собственной значимости, скорректируются позитивно–ориентированные жизненные планы, ценностные ориентации, они научатся приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Занятие № 3. «Моя жизненная позиция»

Цель: формирование установки на саморазвитие и самопознание, развитие адекватного представления о себе.

Время: 1 академический час.

Материал: бланки таблиц и методик, ручки, листы бумаги.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия. Упражнение «Здравствуйте, это Я!»

Цель: создание благоприятного настроя на работу, на продуктивную деятельность.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки здороваются друг с другом, говоря фразу: «Здравствуйте, это Я!»»
Инструкция: «Давайте поздороваемся друг с другом, произнося по очереди фразу: «Здравствуйте, это Я!».

2. Упражнение «Поезд»

Цель: развитие группового взаимодействия и сотрудничества.
Время: 5 минут.
Техника проведения: игра проводится в круге. Сначала надо рассчитаться на первый-второй. Первые номера – хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый – второй – первый – второй и т.д. по кругу: имитируется стук колес поезда.
Инструкция: «Давайте рассчитаемся на первый-второй. Первые номера делают хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп. Движения будем повторять по очереди: первый – второй – первый – второй и т.д. по кругу, имитируя стук колес поезда.

3. Притча о молодом человеке

Время: 5 минут.
Инструкция: «Хочу рассказать вам притчу о молодом человеке. Послушайте её внимательно. Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг».
Анализ:
Для того чтобы успешно строить отношение с окружающими, совсем неплохо сначала наладить отношение с самим собой, так как в основе эмоционального состояния человека лежит система его представлений о себе самом. Люди с позитивной Я-концепцией умеют получать удовольствие от жизни в любых ее проявлениях. Они оптимистичны и способны не терять надежды, искать выход из самой сложной ситуации.

4. Упражнение «Мои ценные качества»

Цель: осознание подростками своей самоценности.
Время: 10 минут.
Материалы: ручки и бланки с заданиями по количеству участников.
Техника проведения: подростки заполняют предложенные бланки с заданиями, продолжая написанные в них фразы.
Инструкция: «Составьте список своих ценных качеств, закончив предложения:
Я забочусь… Я люблю…. Я помогаю…. Я признаю…. Я талантлива…. Я умею хорошо делать… Я сержусь… Я обижаюсь… Я расстраиваюсь, когда… Мне нравится… Я благодарна себе…».
Анализ:
Какие чувства вызвало у вас это упражнение?
Трудно ли было дописывать предложения?
Позитивная Я-концепция обеспечивает успешность деятельности. Обладающий такой концепцией, имеет реалистичное представление о себе, хорошо знает свои сильные и слабые стороны, стремится максимально использовать свои достоинства и преодолевать недостатки. Но главное – он уважает себя, уверен в себе.

5. Игра «На льдине»

Цель: способствовать сплочению, формированию взаимного доверия.
Время: 5 минут.
Техника проведения: все участники становятся на большой газетный лист, который они расстилают на полу. Постепенно ведущий уменьшает размер газеты, отрывая по кусочку от неё. Цель участников – как можно дольше продержаться на уменьшающейся в размере газете. Тот, кто не удержался, говорит всем участникам комплименты.
Инструкция: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине. Это газета. Всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут. Касаться пола нельзя. Затем шторм отколет кусочек льдины (отрывается кусок газеты). Так повторяется 2-3 раза. Ваша задача удержаться на льдине. Кто не удержится и утонет, говорит всем участникам комплименты».
Анализ:
Какие чувства вы испытывали в процессе выполнения упражнения?
Что позволяло вам лучше справиться с заданием?
А что мешало?
А бывают ли такие ситуации в жизни?

6. Упражнение  «Девиз»

Цель: вывести подростков на осознание своего жизненного принципа.
Время: 10 минут.
Техника проведения: все участники пишут такую надпись, какую они бы сделали на своей футболке, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовать его характеру.
Инструкция: «Предлагаю вам нарисовать на листе бумаги, надпись, которую бы вы написали на своей футболке, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать ваше жизненное кредо, основной жизненный принцип, а цвет соответствовать характеру».
Анализ:
Почему вы выбрали имена такой цвет?
Удалось ли вам полностью отразить ваш жизненный принцип на рисунке?
О чем говорит ваше кредо?

7. Игра «Передай мяч»

Цель: разминка, развитие внимательности, памяти, а также умение генерировать идеи.
Время: 5 минут.
Техника проведения: участники стоят в кругу. Они должны последовательно передавать мяч, придерживаясь двух правил: 1) передавать каждый раз новым способом; 2) следует сопровождать каждую передачу фразой: «Я передаю тебе мяч», но построена эта фраза должна быть каждый раз по-разному. Если не удается в течении 5 секунд соблюдать эти правила, то после игры участник наказывается фантом.
Инструкция: «Сейчас мы по кругу будем передавать мяч, соблюдая 2 правила: 1) передавать каждый раз новым способом; 2) следует сопровождать каждую передачу фразой: «Я передаю тебе мяч», но построена эта фраза должна быть каждый раз по-разному».
Анализ:
Какие способы передач мяча запомнились?
С чем связаны затруднения в придумывании фраз о передаче мяча?
В каких жизненных ситуациях важно уметь выразить одну и ту же мысль разными словами?

8. Упражнение «Волшебный магазин»

Цель: познакомить подростков с базовыми потребностями, проработка личностных жизненных ценностей.
Время: 15 минут.
Информирование: Маслоу, один из основателей гуманистической психологии, рассматривал потребности человека в иерархической последовательности в виде пирамиды. Фундаментальными потребностями, согласно его теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба, коллектив и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Сразу же после удовлетворения нижеследующих потребностей актуализируется более высокая».
Инструкция: «Сегодня мы имеем возможность вместе с группой поразмышлять над тем, что он ожидает от своей жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы. Назовите 5 наиболее значимых для вас ценностей. Я предлагаю вам прийти в «Волшебный магазин» и купить у продавца, т.е. у меня, все, что можно пожелать: здоровье, карьеру, автомобиль, успех, счастье, любовь и т.д., но в качестве оплаты я потребую, чтобы вы заплатили за это тем, что цените в жизни, но готовы с ним расстаться. (Во время торговли участник начинает активно размышлять о настоящих целях и смыслах жизни).
Обратите, пожалуйста, внимание на то, что для вас оказалось наиболее значимым: ценность, связанная с материальным миром, духовным, профессией или семьей».
Анализ:
На каком этапе находитесь вы?
Какова цель вашей жизни на данный момент? С чем она связана?
Нужно ли ставить себе цели? Ради чего?
Чего вы хотите достичь в этом году, через пять лет, десять?

9. Упражнение-релаксация «Горячий воздушный шар»

Цель: формирование адекватной оценки основным эмоциональным состояниям.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки закрывают глаза и слушают голос педагога-психолога.
Инструкция: «Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1.
Постепенно полностью расслабьтесь.
Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.
Рассмотрите эту картину как можно подробнее.
Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.
Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем».
Анализ:
Какие чувства вы сейчас испытывает?
Какие мысли у вас в голове?

10. Анализ занятия

Цель: получение обратной связи, выяснения степени усталости, активности, интереса к происходящему.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники делятся впечатлениями о тренинговом занятии.
Инструкция: «Вот и закончилось наше очередное занятие. Я вам предлагаю поделиться своими мыслями, идеями, настроением».
Анализ:
Что принес вам этот день?
Что вам особенно понравилось?
Расскажите о своем настроении до начала занятия и сейчас.
Какое задание вам показалось вам очень сложным?
Довольны ли вы своим поведением и собой?

11. Ритуал окончания занятия «Прощание по кругу»

Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки прощаются по очереди и высказывают пожелания друг другу.
Инструкция: «Давайте поблагодарим друг друга за проделанную работу. Пожелаем что-нибудь теплое и хорошее. До следующей встречи».