Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


В основе личностных универсальных действий заложены такие компоненты как внутренняя позиция школьника,самоопределение.

Термин «универсальные учебные действия» ученые определяют как умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В психологическом значении УУД трактуется как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося, с помощью которых ученик готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых знаний и умений.

К основным видам УУД, профессор МГУ А.Г. Асмолов относит личностные действия и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные).

Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т. е. ученик должен знать морально-этические нормы, уметь соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами и выделять нравственный аспект поведения, а также ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные действия ученые подразделяют на три вида:

1) самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);
2) смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом);
3) нравственно-этическая ориентация (оценивание учащимися усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающая личностный моральный выбор.

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия (самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация) определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, а также эмоциональную зрелость ребенка.

Литературное чтение является наиболее подходящей дисциплиной для формирования личностных действий. Поскольку к ключевым направлениям учебного предмета «Литературного чтения» относится:

  • формирование навыков правильного, выразительного и сознательного чтения, чтение вслух и про себя (что позволит развить коммуникативно-речевые умения);
  • приобщение к чтению художественной литературы, ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям (так у младших школьников будет формироваться нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру);
  • формирование у начинающего читателя интереса к книге, к истории ее создания (способствует расширению кругозора юныхчитателей, проявлять познавательные интересы в выборе произведения).

Личностные действия формируются на уроках через прослеживание «судьбы героя», на основе сравнения себя с героями литературных произведений, знакомства с героическим прошлым России с подвигами и достижениями ее граждан. Для формирования личностных действий необходимо использовать различные методы обучения в комплексе. В раннем школьном возрасте усвоение правил нравственного поведения происходит на основе подражания взрослым, учителю, родителям, через инсценировки стихотворений, рассказов нравственной тематики. Важно учить детей оценивать свои поступки. А учителю быть тактичным в поощрении и порицании при обсуждении нравственных поступков. Обучая самих детей оценивать поступок, важно учить выделять мотив, то есть для чего, во имя чего совершается тот или иной поступок. Младшим школьникам легче осознать поступки и их мотивы у других людей, чем их собственные.

Таким образом, предмет «Литературное чтение» способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения»,– М: Просвещение, 2010