Экологический час "Покормите птиц зимой!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Цели:

  • уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы;
  • дать представление о жизни птиц зимой;
  • уточнить знания учащихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц;
  • формировать у детей способность к самостоятельной и практической деятельности;
  • воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как  на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушков, галок, синиц,
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.

Е.Благинина

Учитель: Наступила зима.  Пушистым снегом покрыты поля и леса. Не слышно весёлых птичьих голосов, ещё осенью многие птицы улетели от нас за три девять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Иволги улетели в Китай, в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли, скворцы улетели во Францию, Италию. Но не все птицы покидают родные края. Многие из них не улетают и остаются с нами зимовать.  Как называют таких птиц? (Зимующие)

Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?.. (Галка)

Ей на месте не сидится; всё летает целый день,
Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица? то весёлая … (Синица)

Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (Ворона)

Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

– Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя? (Снегирь)

Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст)

Учитель: Тяжело птицам в суровую зимнюю пору. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синиц выживают только 2. А вот сытой птице и мороз не страшен. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны для выживания птиц. В суровые зимы, наличие специального жирного, высококолорийного корма поистине становятся для многих птиц вопросом «жизни и смерти». Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

К. Мухаммади.

Учитель: Многие из ребят изготовили кормушки. А где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц  и доступных для того,  чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм)

Основные зимние корма

Птиц можно подкармливать:

– семенами подсолнечника, тыквы, арбуза;
– пшеничными отрубями;
– овсяными хлопьями, пшеном;
– птицам можно давать крошки белого хлеба (чёрный хлеб давать нельзя!);
– дятлы и синицы любят несолёное! сало.

Правила  подкормки  птиц  зимой

– Во время подкормки птиц  не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, пакеты, жестяные банки, коробки.
– Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
– Корма в кормушке должно быть немного и только нужного птицам: крошки хлеба семена подсолнечника, кусочки несолёного сала.
– Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

«Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.         
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песни не пришлось
Нам встречать весну!
                        А.Яшин

Учитель:  Впервые акция «Покормите птиц!» была проведена в Иркутской области зимой 2002–2003 года в память о писателе Е.Носове.  Евгений Иванович  Носов – писатель-фронтовик, родился,  жил и умер в Курске.  В своих произведениях он воспевал подвиг простых русских людей и совершенно преображался, когда общался с   родной природой. Среди последних произведений Е. Носова есть рассказ «Покормите птиц». Его очень затронуло стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой…».
В память о поэте Е.Носов каждую осень стал вывешивать кормушки для птиц. Он пыталсяся привлечь к этому делу и жителей города Курска – расклеивал на видных местах листовки со стихами Яшина. В Курске недалеко от дома, где жил писатель, на пересечении улиц Челюскинцев и Блинова  установлен памятник Е.Носову. Скульптор Владимир Бартенев изобразил писателя среди так им любимых птиц.  Похоронен писатель в Курске. На его могиле, как он и завещал, высечены всего 2 слова: «Покормите птиц…».  В этом завещании писателя отражена тревога и боль за тех, кто нуждается в людской помощи.
15 января – день рождения Е.Носова – объявлен  Днём зимующих птиц России.
Союз охраны птиц России полностью поддержал эту инициативу.

Литература:

1. Экологическое воспитание в начальной школе. Авт.-сост.  Н.В. Лободина. – Волгоград, 2007 г.
2. Окружающий мир. 2-4 классы: внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград, 2007 г.
3. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» – Москва, 2002 г.
4. Растительный и животный мир: сборник загадок. / сост. Е.М. Тихомирова. Москва, 2008 г.
5. Материалы из сети Интернет.
6. Для презентации использовались картинки из сети Интернет.

Приложение 1