Развитие профессиональных компетенций учащихся в классе ансамбля «Баян и клавишный синтезатор»

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии


Слайд 1-2.

1. Организационный момент. Преподаватель приветствует учащихся и гостей открытого урока. Проверяет готовность к занятию. Представляет участников открытого урока: Гривенникова Анна (синтезатор), учащаяся 7 класса хорового отделения (преподаватель Демьяненко Е.В.) и Осипова Мария (баян), учащаяся 7 класса народного отделения (преподаватель Богатырёва Е.Е.).

2. Вступительное слово.

Слайд 3. Преподаватель: Тема нашего урока “Развитие профессиональных компетенций учащихся в классе ансамбля “баян и клавишный синтезатор”.

Слайд 4. Такая тема нашего урока выбрана не случайно. Немецко-американский психолог Роджер Левин сказал: “Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Поэтому:

Слайд 5. Цель урока: Трансляция и преобразование имеющегося музыкального опыта и знаний учащихся в совместной исполнительской деятельности.

Слайд 6. Задачи урока:

1. Образовательная: применение теоретических и практических знаний учащихся в совместном музицировании.

2. Развивающая: активизация творческой направленности учащихся на решение исполнительских задач (развитие ритмической чуткости, динамической восприимчивости, эмоциональной и творческой активности).

3. Воспитательная: реализация личностных потребностей учащихся в сфере музыкального искусства.

Слайд 7. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Ожидаемый результат: развитие профессиональных компетентностей учащихся в результате применения методики построения образовательного процесса по технологическому циклу “восприятие - аналитическое изучение - воспроизведение” музыки.

Слайд 8. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам и включает в себя следующие этапы: организационный момент; вступительное слово преподавателя; выполнение учащимися индивидуально и в паре заданий обобщающего и систематизирующего характера; проверку выполнения работ, корректировка (при необходимости); формулировку выводов по изученному материалу; оценку результатов урока, подведение итогов.

Слайд 9. Сегодня главной задачей школьного образования является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия “компетенции” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Слайд 10. Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Слайд 11. Компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией. Т.е. “компетенции – это цели, поставленные перед человеком, а компетентности – это результаты”.

Слайд 12. Профессиональная компетентность включает в себя профессиональные знания, умения, навыки, опыт применения их на практике, владение разнообразными средствами профессиональной коммуникации, а так же способность к саморазвитию.

Слайд 13. Развитие профессиональной компетентности учащегося-музыканта согласно высказываниям кандидата педагогических наук, профессора Челябинского государственного института музыки им. П.И.Чайковского, Сизовой Елены Равильевны, обеспечивается за счёт построения образовательного процесса по технологическому циклу “восприятие – аналитическое изучение – воспроизведение” музыки. Наш урок построен по предложенной методике.

На подготовительном этапе работы нами вместе с учащимися были прослушаны используемые в работе музыкальные произведения. Возникли художественные образы, появился эмоциональный отклик на услышанное, началась рефлексивная деятельность.

Поскольку цель нашего урока – трансляция и преобразование имеющегося музыкального опыта и знаний учащихся в совместной исполнительской деятельности, мы проведём анализ нотного текста и интерпретируем произведения с учётом предложений наших учащихся.

3. Выполнение учащимися индивидуально и в паре различных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

Слайд 14. Первое произведение, которое мы представляем вашему вниманию – это “Прелюдия” g-moll Bux WV 149 Д.Букстехуде.

Восприятие

Преподаватель: Девочки, расскажите, что мы знаем о композиторе и времени, когда он создавал свои произведения?

Слайд 15. Маша: Дитрих Букстехуде - северогерманский органист, композитор 17 века (ок. 1637 – 1707). Сведений о его жизни сохранилось мало, но известно, что при жизни он как органист имел большую славу. Каждый год, осенью и зимой, Букстехуде в кафедральном соборе Любека, где он служил, проводил органные вечера. На его концерты съезжались не только местные жители, знатные бюргеры, но и известные композиторы и музыканты того времени: Г. Гендель, И. Маттезон, и даже И. С. Бах и его братья.

Аня: Произведения Букстехуде и сейчас производят сильное впечатление, и можно себе представить, каково было их воздействие на слушателей в авторском исполнении! Музыковеды пишут, что интерес Генделя и Баха к творчеству и исполнительской манере Букстехуде сказался на стиле этих гениальных младших современников мастера.

Слайд 16. Маша: Школа северогерманских органистов, выдающимся представителем которой является Букстехуде, прославилась, прежде всего, искусством импровизации.   Свои Прелюдии Букстехуде называл Фантазиями, хотя все они заключают в себе несколько фугированных разделов. Свобода – как в композиции, так, и в исполнении – достигала у Букстехуде такой степени, что в целом стиль композитора стали называть фантастическим.

Преподаватель: Импровизационный стиль музыки Букстехуде, хотя и нашел воплощение в нотной записи, но, можно не сомневаться, открывает перед исполнителем широкие возможности для его собственной импровизации, по крайней мере, в произнесении речитативов, в темповых контрастах, в изобретательности регистровки.

Слайд 17. Аня: О произведении, которое мы с Машей играем, можно сказать, что это стиль “пламенеющей готики” в музыке. Ведь звучит эта музыка в готических соборах Нотр-Дам в Париже, в Руане, Страсбурге, а также в Вене, Праге, Вестминстерском аббатстве в Лондоне.

Слайд 18. Преподаватель: Устремленные к небу и невесомые, благодаря изобретению каркасной системы с внешними опорами для стрельчатых арок, готические соборы освещались пламенеющими красками цветных витражей с "мистическими" розами, т.к. красота мира, согласно Фоме Аквинскому, раскрывается в свете, что соответствовало смыслу обращенных к Богу молитв. Давайте послушаем, как звучит орган в готическом соборе. (Слушать запись 1 мин. 12 сек.) Приложение 1.

Слайд 19. Переходим к следующему этапу работы.

Аналитическое изучение

Слайд 20. “Прелюдия” имеет 4-х частное строение: сама прелюдия и три фугированных раздела. Поскольку объём прелюдии достаточно большой, девочки исполняют две части этой прелюдии – вступительную часть и третий фугированный раздел заканчивающийся кодой. Какие тембры выбраны для аранжировки этой “Прелюдии” и почему?

Слайд 21. Аня: Поскольку мы знаем, что это произведение было написано великим органистом и звучало в католических соборах, я выбрала тембр, который по звучанию имитирует орган эпохи барокко - Pipe Organ. Это яркий, насыщенный тембр органа с лабиальными трубами, он помогает нам создать атмосферу богослужения западной христианской церкви, где на органе аккомпанировали церковному хору, исполняли сольные произведения и импровизировали. Так же, я немного применяю эффекты реверберации и хоруса. (Демонстрирует первую фразу).

Маша: На баяне я тоже применяю органный регистр, что бы наши с Аней инструменты соответствовали друг другу. (Демонстрирует).

Аня: Для аранжировки фугированного раздела я использовала разные тембры органа: это Chapel Organ1,2 — органы протестантской церкви (играет темы 3,4 голосов экспозиции), Mellow Draw Organ – акустический орган (играет тему 3, 4 голосов свободной части).

Применение разных органных тембров позволяет создать эффект переключения мануалов органа, обозначить части “Прелюдии”.

Слайд 22. Преподаватель: Какой характер этой “Прелюдии”?

Маша: Несмотря на минорную тональность, характер торжественный, величавый соответствует происходящей в церковном соборе церемонии - восхвалении Бога и всех святых.

Преподаватель: Вступительная часть “Прелюдии” выдержана, как сказала Аня, в одной тембровой краске, начинается со свободно льющейся сольной фразы, продолжается развёрнутым импровизационным пассажем, и заканчивается небольшой кодой, которой предшествует раздел, содержащий интонационные переклички. (Показать на слайде). Приложение 2. В этой части можно услышать проведенную 7 раз 7-нотную басовую тему, являющуюся основой всей композиции. (Девочки играют тему).

Слайд 23. Фугированный раздел представлен 4-х голосной фугой. Что такое фуга?

Аня: Форма фуги является наивысшим достижением полифонической музыки. Фуга относится к имитационной полифонии, где голоса равноценно развиты, “полноправны”, но также подчиняются закону взаимной уступчивости в построении ансамбля. Ядро фуги – это тема. Развитие темы определяет характер и строй всего произведения.

Преподаватель: Что такое тематический ответ?

Маша: Ответ – это второе проведение темы. В нашей фуге ответ проходит во втором и четвёртом голосах от начала до конца. (Демонстрируют тему и ответ).

Преподаватель: Выстраивание диалогического взаимоотношения темы и ответа способствует истинному выражению фуги. Развитие темы и ответа – секвенционное. Звено секвенции исполняется единым штрихом — legato. Темп — Largo. В данном случае выражает не столько скорость движения, сколько характер пьесы, ее эмоциональный тонус. Но не следует исполнять фугу статично. Из каких разделов состоит фуга?

Маша: Фуга состоит из экспозиции, свободной части и коды.

Преподаватель: Что такое экспозиция?

Аня: Экспозиция – это выставка, т.е. проведение – показ основной темы во всех 4-х голосах. Первый и второй голоса ведёт Маша, а третий и четвёртый проходят в моей партии. Наша экспозиция заканчивается дополнительным проведением темы в первом голосе.

Преподаватель: Дело в том, что проходя во втором и четвёртом голосах, тематический ответ приводит нас в тональность доминанты – D-dur, и чтобы, вернуться в основную тональность и утвердиться в ней, Букстехуде и добавляет это дополнительное проведение. Давайте послушаем экспозицию. (Играют).

Преподаватель: Что можно сказать о динамическом развитии фуги?

Аня: Динамика фуги — ступенчатая. Это формообразующий элемент. Разрастание фактуры способствует увеличению динамического нюанса каждого из голосов и приводит к кульминации в свободной части.

Преподаватель: Меховедение в фуге — плавное, безостановочное. Необходимо научить учащегося координировать мехом различные по плотности участки фактуры, а также различные в звуковысотном отношении регистры, требующие соответственно и разного расхода воздуха. Смену направления меха необходимо осуществлять, ориентируясь на цезуры в голосах, а не на границы тактов.

Особенностью этой фуги является отсутствие интермедий. Тема “кочует” по голосам до самой коды, что создаёт определённую напряжённость в исполнении. Что происходит в коде?

Маша: В коде нет ни одного проведения темы, появляются ровные мелкие длительности, напряжённость немного спадает. Кода перекликается с темой вступительной части, тем самым обрамляя основной фугированный раздел. Заканчивается кода на радостном аккорде параллельного G-dur.

Слайд 24. Преподаватель: А мы переходим к следующему этапу нашего урока.

Воспроизведение

Девочки исполняют “Прелюдию” от начала до конца.

Слайд 25. Преподаватель: С какими трудностями вы столкнулись, разучивая это произведение?

Аня: Для меня – это очень сложный текст, который надо было запомнить наизусть; это непривычный размер 3/2, нужно считать и очень хорошо слышать партнёра; так же очень непросто далась аранжировка этого произведения.

Маша: В первую очередь я столкнулась с ритмическими трудностями: высчитать длительности одновременно в двух голосах, которые я играю правой рукой. Особенную трудность в исполнении имеют составные интервалы: дуодецима, ундецима, децима, нона. Они сложны не только для восприятия, но и для исполнения, так как это связано с определенными растяжками пальцев правой руки. Трудность для воспроизведения представляет объем и сложность изложения музыкального материала в целом.

Слайд 26. Преподаватель: Второе произведение, которое мы представляем вашему вниманию – это произведение П.Дранга “Веро”.

Восприятие

Слайд 27. Пётр Дранга всем известный российский аккордеонист. Родился в семье музыкантов. Мать - Елена Кирилловна – пианистка, а отец, Юрий Петрович Дранга, аккордеонист, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, народный артист России. Пётр Дранга окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных в 2006 году, а работал в концертах Российского фонда культуры уже с 1999 года. П.Дранга лауреат многих Международных конкурсов, аранжировщик собственных инструментальных композиций. Его называют основоположником нового инструментального стиля в России – “Дранга-стиль”.

Произведение “Веро” П.Дранга уже несколько лет исполняет на эстраде. Мы слышали это произведение в его концертных программах. Что означает достаточно необычное название этого произведения, какую программу оно нам несёт?

Слайд 28. Аня: Само слово “Веро” в переводе с итальянского означает “Правда”. Поскольку произведение исполняется в стиле танго, а танго – это искусство танцевать в поисках себя, то мы придерживаемся идеи о том, что это произведение о поисках правды, поисках себя в этом мире, произведение о поиске смысла человеческой жизни.

Слайд 29. Преподаватель: Известный испанский танцор танго Хуан Карлос Копес говорил: “Танго — это путешествие в неизвестное. Если вы готовы уединиться и вас не страшит перспектива выйти за круг своего обыденного существования, то танго для вас.

У присущи радость, разочарование, согласие, несогласие, любовь, злоба. Танго — это выражение пространства, в котором мы живем. Это сокровище, которое надо найти, перебравшись через восемь рек (очо риос).

Танго — это поиск, в котором заложена сила ритма. Оно требует силы и одновременно чуткости и внимания. Этот танец, с одной стороны, наделен формой, а с другой, не имеет начала и завершенности. Он постоянно следует за временем, демонстрируя его и показывая его переменчивость”.

Слайд 30. Переходим к следующему этапу работы.

Аналитическое изучение

По виду музыки танго делят на несколько типов (танго, танго-вальс, милонга, канженге, танго Electronico, альтернативное танго) среди которых Милонга - танго, которое отличается более быстрым темпом. Если в обычном танго темп “четверть = 130”, в милонге четверть может быть = 200 и выше.

Слайд 31. Танго “Веро” - это альтернативная милонга, “четверть = 180”. Какой стиль использован у нас в этом танце?

Аня: Для “Веро” мы использовали стиль Wild West с чётко пульсирующей первой и четвёртой долей и синкопированной второй. Этот стиль создаёт мечтательно-напористый характер произведения. (Демонстрирует стиль)

Слайд 32. Преподаватель: Какова форма этого произведения?

Маша: Согласно музыковеду В.А.Цуккерману (Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальной формы. — М., 1964), это произведение написано в вариативной куплетной форме, где достаточно спокойный по характеру запев чередуется с активным припевом.

Преподаватель: В “Веро” проходят 6 тем, 5 из которых повторяются. Мы дали названия этим темам, чтобы как можно полнее раскрыть содержание этого произведения.

Слайд 33. Тему, с которой начинается “Веро”, тему запева, мы назвали “темой мечты”. Она проходит у баяна при поддержке инструментов струнного банка синтезатора Allegro Strings.

Тему сопровождает Solo Violin. При втором проведении эту тему исполняет синтезатор. (Играют).

Слайд 34. Вторая тема “Веро” получила название “темы стремления к мечте”. Эта тема проходит в октаву у баяна и синтезатора. Октавное звучание усиливает эффект “стремления” в первом проведении, а уже во второй раз именно с этой темы меняется тональность произведения: e-moll переходит в fis-moll. (Играют).

Слайд 35. Третья тема - это “тема любви”. Она проходит у баяна на фоне мягкой мелодии синтезатора, представленной тембром Vibraphone в первом проведении и тембром Classic Guitar и Solo Violin во втором. (Играют).

Слайд 36. Четвёртую тему мы назвали “темой желания любви”. Тема представлена в виде речитативов баяна и синтезатора с ярким настойчивым тембром Rock Organ. Оба проведения темы одинаковы. (Играют).

Слайд 37. Пятая тема - “тема страсти”. Оба раза тема проходит у баяна в сопровождении инструментов струнного банка синтезатора Allegro Strings. (Играют).

Слайд 38. Заключительную тему “Веро” мы назвали “темой счастья”. Она проходит у синтезатора и представлена тембром Drawbar Organ. В этой теме к основным тембрам присоединяется Solo Trumpet, что подчёркивает радостный, торжествующий характер “темы счастья”. (Играют).

Эта тема подводит итог всего произведения. Стремясь к любви и мечтая о счастье, человек творит его собственными руками. И в этом вся Правда “Веро”.

Слайд 39. Ну а мы переходим к следующему этапу.

Воспроизведение.

Девочки исполняют “Веро” от начала до конца.

Слайд 40. Преподаватель: С какими трудностями вы столкнулись, разучивая это произведение?

Маша: Я столкнулась с трудностью чередования триольного ритма с четвертями и восьмыми в “теме страсти” и с исполнением ритмичных затактов перед “темой желания”. В “теме стремления” у меня возникли трудности при исполнении арпеджированных элементов в быстром темпе. Это связано с трехрядной правой клавиатурой баяна, что является его отличием от аккордеона.

Аня: Определённую трудность у меня вызвал штрих portamento в “темах стремления и желания”. Мы долго работали над ним и этот штрих у меня получился. Трудно было уложить в темпе форшлаги и различные морденты в “теме мечты”, а также выполнить во время все переключения с наименьшими потерями в окончаниях частей, поскольку темп произведения очень быстрый.

5. Формулирование выводов по изученному материалу.

6. Оценка результатов урока.

7. Подведение итогов урока.

Слайд 41. Преподаватель: Все виды музыкальной деятельности имеют в своей основе коммуникативный процесс, направленный на передачу музыкальной информации, содержащейся в музыкальном произведении и зашифрованный посредством знаковой системы музыкального языка (нотного текста), от композитора к слушателю. Посредником в процессе передачи информации выступает музыкант-исполнитель, осуществляющий “дешифровку” музыкального текста, его осмысление и озвучивание, то есть перевод в форму звукообразов, предназначенных для восприятия слушателями.

Слайд 42. В осуществлении музыкальной деятельности, кроме общих и специальных знаний, умений и навыков, большое значение имеют система художественно-эстетических ценностей, эмоционально-волевая сфера личности, музыкальный слух, художественно-образное мышление, владение исполнительской техникой.

Слайд 43. Таким образом, структуру и содержание профессиональной компетентности учащегося-музыканта можно представить в виде таблицы. (Показать на слайде). Приложение 3.

Слайд 44. В ходе урока учащиеся успешно реализовали сложившиеся художественные образы музыкальных произведений в сценической интерпретации. В результате применения методики построения образовательного процесса по технологическому циклу “восприятие - аналитическое изучение - воспроизведение” музыки мы смогли наблюдать развитие и совершенствование у учащихся таких профессиональных компетентностей, как музыкально-слуховая компетентность, музыкально-грамматическая компетентность, музыкально-исполнительская компетентность.

Слайд 45. На уроке помимо общепедагогических методов обучения (по Ю.К.Бабанскому) активно использовались такие специальные методы обучения (по Е.Р.Сизовой), как метод синтеза звукового и визуального рядов; метод комплексного анализа музыкальных произведений на основе интеграции историко-гуманитарных, музыкально-теоретических и специальных знаний; метод творческого исполнительского моделирования с постановкой конкретных художественных задач.

Слайд 46. Нужно обратить внимание и на тот факт, что музыкальный материал урока выходит за рамки, изучаемых в музыкальной школе произведений и требует тщательных переложений для используемых инструментов, так как оригинальный текст этих произведений рассчитан на другие инструментальные возможности. При этом нужно попытаться сохранить колорит органной музыки в случае с “Прелюдией”, и темповые характеристики танго в случае с “Веро”.

Наличие визуального ряда на протяжении всего урока в виде презентации и иллюстраций позволяет активизировать познавательную активность учащихся и делает материал урока привлекательным для всех участников учебно-познавательного процесса. Приложение 4.

Перспектива педагогической деятельности в рамках заявленной темы определяется как развитие различных видов ансамблевого исполнительства в музыкальной школе с целью развития профессиональных компетентностей учащихся.

Наш урок окончен.

Приложение 1-2

Приложение 3

Сопроводительные материалы: пояснительная записка (Приложение 5), план-конспект урока (Приложение 6), список используемой литературы (Приложение 7), раздаточный материал (Приложение 8).