Авторская программа кружка дополнительного образования «Юный музыкант» для детей 6–7 лет (ансамблевое музицирование, основы музыкальной грамоты)

Разделы: Работа с дошкольниками


Инструментальное музицирование - самая интересная для детей форма музыкальной деятельности. Играть на музыкальных инструментах играя, - именно такая формула наиболее приемлема для начального музыкального воспитания дошкольников.

Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, а желание играть в оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Этот вид музыкальной деятельности доставляет детям радость соприкосновения с тайнами музыкального искусства, повышает интерес к занятиям, способствует развитию музыкальных способностей, обогащает музыкальные впечатления дошкольников.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы прошлого столетия стал музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Вопросам детского музицирования много внимания уделял выдающийся немецкий композитор и педагог К. Орф, создавший систему музыкального воспитания детей средствами элементарного музицирования. Суть идеи К. Орфа - познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение – развила в своей программе “Элементарное музицирование” Т.Э. Тютюнникова. Методологической основой этой программы является соединение принципов педагогики Карла Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики.

Детские инструменты делятся на две группы: мелодические и ударные. При игре на мелодических музыкальных инструментах развиваются все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда (ложках, треугольнике, бубне, барабане) расширяет тембровые представления детей, помогает выработать чувство ритма.

Система заданий при обучении игре на музыкальных инструментах у дошкольников позволяют:

  • поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке;
  • привить навыки игры на музыкальных инструментах;
  • знакомить с произведениями детской классической музыки на практике;
  • овладевать простейшими элементами музыкального языка;
  • формировать у детей творческую индивидуальность, самостоятельность и свободу мышления;
  • развивать навыки общения и сотрудничества.

В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности - развиваются и совершенствуются творческие способности детей, коммуникативные качества, умение слышать себя и своих партнеров по ансамблю, следовать одной общей цели, оценивать свою игру, посмотрев на себя со стороны.

Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т.е творческую среду. Для того, чтобы у дошкольников шло полноценное развитие его творческих способностей, необходимо искать способы организации творческой деятельности, возбуждать интерес к окружающему миру; сформировать эмоционально – положительное отношение к красивому, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания.

Такими условиями являются:

  • личностно-ориентированное взаимодействие детей и педагога, проявление интереса педагога к деятельности детей, их творчеству;
  • эмоционально-положительное отношение между сверстниками;
  • использование разнообразных методов и приемов обучения, направленных на активизацию детей;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку.

Основополагающие принципы программы:

  • Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
  • Принцип деятельностного подхода;
  • Принцип культуросообразности;
  • Принцип последовательности;
  • Принцип системности;
  • Принцип интеграции;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Принцип гуманизации;
  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.

Организация и проведение занятий

Программа кружка “Юный музыкант” предназначена для детей 6–7 лет.

Предполагается 31-33 занятий в год. Занятия проводятся с октября по май, один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 30–40 минут. Каждое занятие состоит из двух частей: обучение нотной грамоте, во второй части – игра на детских музыкальных инструментах.

Методологический подход к организации занятий

Дети подготовительной группы (6-7 лет) находятся на более высокой ступени интеллектуального, эмоционального и музыкального развития. Они достаточно легко принимают и решают учебные, в том числе музыкальные, задачи, могут оценить и скорректировать результаты своих действий. Это позволяет задать более высокую планку в работе с детским оркестром.

Основными задачами работы являются:

  • развитие у детей всей системы музыкальных способностей;
  • формирование мелодической ступени деятельности подбора по слуху;
  • закрепление у детей навыков совместной игры в ансамблях и оркестрах детских музыкальных инструментов;
  • увеличение количества исполняемых музыкальных произведений.

Дети этого возраста могут передать на детских музыкальных инструментах общий характер и настроение музыки, тембровые и динамические краски, ритмическую структуру, подобрать простые мелодии.

Формируя мелодическую ступень, наряду с коллективными формами работы (игра в ансамбле, оркестре), необходимо проводит индивидуальные задания с детьми на фортепиано. Дети воспроизводят на нем различные мелодические интонации, прислушиваются, играют с педагогом сначала короткие, а затем все более развернутые мелодии, запомнив и подобрав их на настоящем инструменте, они легко переносят освоенные способы действий на другие звуковысотные музыкальные инструменты.

В процессе работы могут быть использованы такие вспомогательные приемы, как “игра с рук” - повторение за педагогом отдельных интонаций, “музыкальное эхо” - нахождение по слуху звуков, сыгранных музыкальным руководителем. Иногда можно дублировать партию ребенка на октаву выше или ниже с тем, чтобы задать определенный темп, добиться ансамблевой слаженности.

Чувство ритма - это музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Известный крупнейший физиолог В.М.Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребёнка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Еще он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Работая в детьми в кружке дополнительного образования, необходимо постоянно обращаться к ритмической ступени, поскольку дети продолжают осваивать ударные музыкальные инструменты, играют в однородных и смешанных ансамблях и оркестрах. Происходит закрепление равномерной метрической пульсации, ритмов “суммирования”, “дробления” и освоения более сложных ритмов – пунктирного и синкопированного. Продолжая играть в ударных ансамблях и оркестре, дети непринужденно исполняют акценты, переклички, отдельные реплики. Все это развивает у них чувство музыкального ритма.

Очень интересна детям игра с педагогом в четыре руки. Взрослый в ансамблях исполняет всю пьесу, а ребенок – два звука (чистую квинту или октаву) или другое простое эталонное мелодическое построение (правой и левой руками одновременно или последовательно, в верхнем или нижнем регистре).

Ансамблевая игра приучает ребенка вслушиваться в общее звучание, вовремя вступать, согласовывать звучность своей партии с партией педагога, не ускорять и не замедлять темп, точно и ритмично исполнять свою партию. Игра в четыре руки создает у ребенка ощущение сопричастности к исполнению музыки, облегчает ее анализ и запоминание. Это способствует значительному расширению музыкального репертуара, учит ребенка понимать “язык” музыки.

Дети 6-7 лет могут ярко проявлять себя и в импровизации на детских музыкальных инструментах, более выраженной становится мотивация, потребность и музыкальное творчество. Развитию умения импровизировать способствуют овладение деятельность. Подбора музыки по слуху, постановка педагогом специальных задач на импровизацию, исполнение детских сочинений в ансамбле и оркестре. Все это вносит неоценимый вклад в развитие у детей способности к музыкальному творчеству, формирование творческости как качества личности.

Также необходимо повторять произведения, которые дети уже сыграли в ансамблях и оркестре, с некоторым усложнением задач. Эти произведения дети исполняют более уверенно и свободно, хорошо запоминают, что способствует значительному обогащению их музыкального опыта и обобщению музыкальных впечатлений.

Выразительное исполнение – главная задача. Все другие музыкальные задачи подчинены ей и являются только средством ее решения.

Изучение основ нотной грамоты положительно влияет на решение задач при обучение детей на детских музыкальных инструментах. Но к изучению нотной грамоты можно подходить множествами способов. Важно всегда преподносить материал так, чтобы не отпугнуть ребенка сложностью, чтобы он воспринял его как интересную игру-задачу.

Структура занятий

1. Познавательная часть (знакомство с музыкальными терминами и понятиями, нотной грамотой)

2. Подготовительная часть (ритмические игры, упражнения, направленные для развития чувства темпа, ритма, тембровых представлений)

3. Накопление репертуара (разучивание новых произведений и повторение старого материала).

4. Индивидуальная работа (разучивание отдельных тем, партий с детьми, играющими на мелодических инструментах или игра небольшими группами по 2-3 человека).

Перспективное планирование разработано на основе программ К.Тарасовой “Гармония”, Т.Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками”, методическими рекомендациями: Н.Кононова “Детский оркестр”, Л.Меркулова “Оркестр в детском саду”, С.Альтермана “Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет”.

В начале и в конце учебного года проводится диагностирование детей, что позволяет отслеживать уровень музыкального развития детей, строить план работы с учетом индивидуальных возможностей ребёнка.

Диагностическое обследование детей

В работе используются обследования, ориентированные на выявление способностей ребенка-дошкольника. Это стандартный тест – анкета, разработанные специалистами в области детской психологии А да Ханом и Г.Кафом. широко применяемые в США и мало известные у нас. Их преимущество в том, что он достаточно прост, каждый родитель или педагог сможет это определить.

Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

1. Любит музыку и  музыкальные   записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку.

2. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает.

3. Если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение.

4. Сочиняет свои собственные мелодии и песенки.

5. Научился играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Диагностическая карта. Приложение 1

Характеристика уровней развития

Высокий уровеньребёнок проявляет активность, самостоятельность, инициативу, быстро и точно выполняет задание без помощи взрослых. Выполняет задание эмоционально и выразительно.

Средний уровень - ребёнок эмоционально отзывчив, проявляет интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, но испытывает затруднения в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор.

Низкий уровень – ребёнок малоэмоционален, не активен, равнодушен, без интереса относится к музыкальной деятельности. Не способен к самостоятельности.

Заключение

Игра на детских музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Процесс вхождения в мир Музыки бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.

Занятия в кружке могут дать позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Дети искренне будут радоваться каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставят “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появится ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями классической музыки.

Перспективное планирование кружка “Юный музыкант”. Приложение 2

Литература

  1. Тарасова К, Трубникова М. Гармония. Программа развития музыкальности у детей  7-го года жизни. (Центр Гармония, 2003.)
  2. Тютюнникова Т. “Веселая шарманка” (шумовой оркестр для детей). Москва, 2007
  3. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Л.Меркулов “Оркестр в детском саду”
  5. Белкина В.Н. Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия  развития , 2001.
  6. Тютюнникова Т. “Элементарное музицирование с дошкольниками”, (журналы: “Дошкольное воспитание”, “Музыкальная палитра”)
  7. Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет. Издательство “Композитор” (Санкт-Петербург)
  8. Артболевская А. Первая встреча с музыкой (учебное пособие). Москва “Советский композитор”, 1987.
  9. Кончаловская Н. Нотная азбука. Киев “Музична УкраIна”, 1984.