Урок-игра "Математическая регата"

Разделы: Начальная школа


Цели:

- развитие интереса к математике.
- способствовать повышению познавательной активности учащихся;
- коррегировать мыслительные процессы, восприятие, память, различные аспекты внимания;
- содействовать формированию основ коммуникативной и экономической грамотности учащихся;
- продолжить воспитание положительных личностных качеств, умения работать в коллективе;
- создать условия для обеспечения успешности каждого воспитанника.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • столы, ручки, бумага для черновиков, дипломы для всех команд, 3 памятных приза командам-победителям,
  • листы с заданиями по турам, полные тексты решений для жюри и для координатора, сводный протокол,
  • на столах таблички с названиями команд.

Правила математической регаты и её проведение для учащихся начальной школы

1. В математической регате участвуют школьные команды учащихся параллели четвёртых классов. В составе каждой команды – 4 человека. Школа может быть представлена одной или несколькими командами. Названием команды является номер школы с добавленным к нему буквенным индексом   А, Б, В.

2. Соревнование проводится в 3 тура. Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение трех задач. Любая задача оформляется и сдается в жюри на отдельном одинарном листе. Каждая команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой из задач. (Эти листы раздаются каждой команде вместе с условием задачи; на каждом из них сверху пишется название команды, а ниже – её решение.)

3. Проведением регаты руководит Координатор. Он организует раздачу заданий и сбор листов с решениями; проводит разбор задач и объявляет итоги проверки.

4. Время, отведенное командам для решения, и "ценность" задач каждого тура в баллах указаны на листах с условиями задач, которые каждая команда получает перед началом каждого тура.

5. Проверка решений осуществляется жюри после окончания каждого тура. Жюри состоит из трех комиссий, специализирующихся на проверке задач № 1-3 каждого тура соответственно.

6. Параллельно с проверкой, Координатор осуществляет разбор задач для учащихся, а затем объявляет итоги проверки. После объявления итогов тура, команды, не согласные с тем, как оценены их решения, имеют право подать заявки на апелляции. В случае получения такой заявки, комиссия проверявшая решение, осуществляет повторную проверку и, после нее, может изменить свою оценку. Если оценка не изменена, то сам процесс апелляции эта же комиссия осуществляет после окончания всех туров регаты, но до окончательного подведения итогов. В результате апелляции оценка решения может быть как повышена, так и понижена, или же оставлена без изменения. В спорных случаях окончательное решение об итогах проверки принимает председатель жюри.

7. Команды – победители и призеры регаты определяются по сумме баллов, набранных каждой командой во всех турах. Награждение победителей и призеров происходит сразу после подведения итогов регаты.

В состав комиссий жюри входят, как правило, преподаватели участвующих школ.

Обязанности координатора регаты берёт на себя один из преподавателей (или преподаватели–организаторы берут на себя один из туров), принимавший активное участие в подготовке задач. Наиболее ответственная часть его работы – подробный разбор решений задач для школьников, который проводится после каждого тура и занимает, в среднем 5-10 минут. (Разбор задач проходит по заранее подготовленной компьютерной презентации.) Этого времени обычно хватает жюри, чтобы завершить проверку работ.

По окончании разбора задач и по мере завершения проверки, результаты команд по каждой из задач тура вносятся в протокол и заносятся в компьютер.

Для облегчения работы координатора  и жюри тексты решений всех задач готовятся заранее. Жюри получает несколько экземпляров решений задач непосредственно перед началом первого тура регаты.

Полные тексты решений находятся только у координатора регаты.

Обязанности координатора

Он организует раздачу заданий и сбор листов с решениями; проводит разбор решений задач и обеспечивает своевременное появление информации об итогах проверки.
В его обязанности также входит:

  • фиксировать время на проведение каждого тура (он объявляет о начале и окончании каждого тура, кроме того, предупреждает команды за две минуты до его окончания);
  • отвечать на вопросы учащихся по тексту задач;
  • взаимодействовать с жюри.

Два-три человека (ассистенты) помогают координатору: разносят тексты заданий, собирают решения учеников, один из этих ассистентов (освобожденный от работы в жюри) переносит все результаты проверки в сводный протокол.

После объявления итогов тура, команды, несогласные с тем, как оценены их решения, имеют право подать заявки на апелляции. В случае получения такой заявки, комиссия, проверявшая решение, осуществляет повторную проверку и после нее может изменить свою оценку.

Задания, использованные при проведении “Математической регаты” приведены в Приложении 2, протокол регаты – в Приложении 4, презентация “Математический бой – мозговой штурм” Приложение 1 , презентация ответов – в Приложении 3.

Подготовка регаты

В каждом туре учащимся предлагается решить три задачи. Тематика задач должна максимально соответствовать возрасту участвующих школьников.

Для таких соревнований пригодны только задачи, решение которых может быть изложено кратко.

Задачи каждого тура должны иметь различную тематику, но примерно одинаковый уровень сложности.

Сложность заданий и время, выделяемое на их выполнение, увеличиваются от тура к туру.

Задания первого тура должны быть сравнительно простыми, чтобы они были решены большинством команд.

 

Ход мероприятия

1. “Математический бой – мозговой штурм”. (Разминка). Приложение 1.

2. Проходит тур 1. Приложение 2.

3. Проверка решения тура 1. Приложение 3.

Минута отдыха.

4. Проходит тур 2. Приложение 2.

5. Проверка решения тура 2. Приложение 3.

Минута отдыха.

6. Проходит тур 3. Приложение 2.

7. Проверка решения тура 3. Приложение 3.

 Подведение итогов математической регаты, награждение победителей и участников. Приложение 4.

Список литературы

  1. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 2500 задач по математике. – К: ГИППВ, 1999. – с. 197, с. 206.
  2. Холодова О. Юным умникам и умницам:Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2-ч частях, – М.: Росткнига, 2007.
  3. Анашина Н.Ю. Путешествие в страну “Что? Где? Когда?”, – Ярославль, Академия развития, 2006.
  4. Интернет ресурс: www.prioritet-school.ru
  5. Интернет ресурс: www.matmir.ru
  6. Интернет ресурс: www.urok.1sept.ru
  7. Интернет ресурс: www.schools.keldysh.ru
  8. Интернет ресурс:www.math-on-line.com