Что такое мой характер?

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: дать учащимся представление о характере.

Задачи:

образовательные:

  • продолжить работу по нравственному воспитанию детей;
  • познакомить учащихся с многообразием черт характера;

развивающие:

  • развивать умение анализировать черты характера;
  • развивать познавательный интерес;

воспитательные:

  • содействовать формированию у учащихся правильной самооценки и потребности в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;
  • формировать социально одобряемые формы поведения.

Дидактические средства: карточки для индивидуальных работ, для каждого: красные и зелёные лепесточки, 20 горошин.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на уроке. А как гласит восточная мудрость: “Приветствие – это ключи, которые могут открыть любой замок”. Я надеюсь, что мы сумеем подобрать ключи друг к другу, и пусть на этом пути нам сопутствует успех.

2. Активизация внимания.

Слайд 1. (Положить в ладошки детям по горошине.)

- Внимательно рассмотрите горошину и скажите, на что она похожа? (Учитель выслушивает ответы детей.)

- Спасибо. Мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.

- Поразмышляйте, что можно увидеть из космоса на нашей планете? (Учитель выслушивает ответы детей.)

- На Земле 7 миллиардов жителей. Каждый человек – это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей, каждый человек интересен по-своему. В каждом есть что-то хорошее, нужно только научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях.

Многие просто не задумываются над вопросом – а какой я; чем я отличаюсь от других? Математику изучаем, русский язык изучаем, а себя, свой внутренний мир нет! Несправедливо! Каждый образованный, культурный человек должен уметь разбираться в себе, в том, что с ним происходит.

3. Сообщение темы урока. Слайд 3.

- Догадайтесь, какая тема урока.

Это внутреннее свойство человека; есть у каждого из нас; у всех он разный. Формируется с младенчества и в течение всей жизни под воздействием обстоятельств жизни самого человека.

- Это характер.

4. Работа над темой урока.

1. Что такое характер?

- Как вы объясните, что такое характер? (Учитель выслушивает ответы детей.)

- Поможет нам понять, что такое характер, чем похожи характеры и чем отличаются – “Сказка о деревьях-характерах”.

Слайд 4. “Сказка о деревьях-характерах”.

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, рослиДеревья-характеры”. Это были необычайные растения. Они своим внешним видом отражали характеры людей, живущих далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-характера от ствола отходили главные ветви и множество маленьких. Главные ветви имели свои названия: отношения к людям; отношение к делу; отношение к себе. У каждого Дерева эти ветви имели свою, непохожую на других форму, свою особенность. На одном дереве ветки были вытянуты, потому что несли черту правдивости, а на другом были скручены кольцом лжи. Где-то ветки вызывающе торчали самовлюблённостью, где-то опускались почти до земли от своей приниженности, а где-то спокойно поднимались к солнцу среди других, как воплощение скромности. Ветви на некоторых деревьях, скрючились от жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою щедрость.

Очень разные Деревья-характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми характерами трескалась земля. Они были покрыты иголками и поэтому были очень колючими (неуживчивыми). А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это прямые, честные характеры.

- Выскажите своё мнение. Что выражали деревья? (Учитель выслушивает ответы детей.)

Вывод: деревья выражали внутреннее свойство человека; у всех он разный.

- А под какими деревьями вы с удовольствием бы отдыхали?

(Под деревьями с прямыми ветками, которые тянутся к солнцу, богатые листвой.)

2. Выявление положительных черт характера и отрицательных.

Игра “Противоположности”.

Я называю черту, а вы – противоположную:

  • Злой – добрый;
  • Трудолюбивый – ленивый;
  • Рассеянный – внимательный;
  • Аккуратный – неопрятный (неряшливость);
  • Смелый – трусливый – веселый – грустный;
  • Вежливый – грубый;
  • Лживый – правдивый;
  • Драчливость – миролюбивость.

Так не похожи были Деревья-характеры, потому что росли на разных почвах; по-разному согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. (А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?). Порой в долину налетала свирепая буря, яростно бросалась на Деревья-характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не смогла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви. (На неудачи каждый из нас реагирует по - своему).

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-характер. Но попасть в этот лес не может никто, и знать, какой у тебя характер, можно, только изучая себя и свои поступки.

4. Физминутка.

3. Черты характера.

– Ребята, правдивость, скромность, жадность. Как одним словом можно назвать? (черты характера).

- Если какое - то качество у человека часто повторяется, то это черты характера.

Подумайте, какие черты характера есть у героев сказок.

Слайд 5.

1) Заяц 1. хитрость
2) Лиса 2. смелость
3) Колобок 3.простодушие
4) Буратино 4. находчивость
5) И. Муромец 5. весёлость
6) Бармалей 6. злобность
7) Кот в сапогах 7. трусливость

4. Достоинства и недостатки.

– Как вы уже заметили, у каждого человека есть черты характера. Одни из них мы считаем достоинствами, а другие – недостатками. Какие черты характера являются достоинством, а какие недостатком?

Достоинства - такие черты, от которых и окружающим людям, и человеку польза.

Недостатки – от которых всем людям, да и самому человеку неприятности.

Работа с карточками. Напишите 3 черты характера человека, которые вас привлекают и какие отталкивают.

Какие черты характера меня привлекают, какие отталкивают.
Привлекают Отталкивают
1. 1.
2. 2.
3. 3.

(Выслушиваются варианты ответов.)

Работа со интерактивной доской.

Слайд 6.

Игра “Душевные богатства”.

честность
доброта
отзывчивость
чуткость
внимание к окружающим людям
аккуратность
нерешительный
милосердие
грусть
наглость
трусливый
жадность
мудрость
лукавство
жалость
щедрость
нежность
храбрость
терпеливость
трудолюбие
весёлый нрав
упрямство

У вас на столах красные и зеленые лепесточки. Сейчас читаем черты характера, если достоинства – зеленый лепесток. Недостаток - красный.

Работа с карточками.

Напиши, какие черты твоего характера тебе мешают (недостатки), а какие – помогают (достоинства).

Достоинства Недостатки
   
   
   

- Какой столбик оказался больше?

Слайд 7. Вывод. Чем раньше мы узнаем себя, тем меньше совершим ошибок в жизни. А для этого нужно уже сейчас задумываться: “Какой я сейчас? Что во мне хорошего? Каким я хочу стать? Что мне нужно изменить в себе? Что для этого я должен делать?”

4. Рефлексия. Слайд 8.

- Поделитесь своими впечатлениями, закончите предложения:

- Очень важным на уроке для меня было ....

- В жизни мне пригодится ....

Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”

- Закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. Откройте глаза и глядя соседям в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.

Я начинаю: ... я желаю тебе здоровья. (Дети высказывают пожелание друг другу.)

Учитель:

Рождается ребёнок. Ангелок.
Душа его – прозрачное стекло.
И от того, чем мир его наполнит.
Зависит роль, какую он исполнит.
Наполнит светом, нежностью, теплом –
Душа его откликнется добром,
И будет человек тот много лет.
Свечой любви и мира на Земле.

Слайд 9.

- Спасибо за урок. Я желаю вам мира и добра.