Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе "Путешествие по ледяному царству"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Музыка», «Коммуникация».

Образовательные задачи: обобщить представление детей о живой и неживой природе, совершенствовать навыки рассматривания картинок, поддерживать стремление и развивать умение составлять творческие рассказы фантастического содержания.

Развивающие задачи: развивать связную речь, умение подбирать прилагательные, связно последовательно, точно и образно излагать свои мысли, логически выстраивать своё высказывание, стремление использовать причинно-следственные связи в нём различные типы предложений (простые и сложные).

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к происходящему, эмоциональный отклик на природу, бережное отношение к ней, самоконтроль за речью.

Словарная работа: вода кристальная, замороженная, свиристель, жаворонок, растительная пища, лиса изворотливая, изобретательная, лапки цепкие.

Предварительная работа: подбор определений, чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева», беседы о зимующих и перелётных птицах, рассматривание иллюстраций диких зверей, отгадывание загадок.

Оборудование: шапочки птиц снегиря и ласточки, костюм волшебника, мультимедийное оборудование, аудиозапись.

Действующие лица: снегирь, ласточка, медведь.

Дети заходят в зал.

Воспитатель. Дети, посмотрите, куда мы попали. В ледяное царство, где побывала Снежная Королева, она заколдовала и заморозила всё царство, а сама улетела далеко на Север и забыла об его существовании. Давайте поможем этому царству вернуться в прежнее состояние – замечательное, красивое царство, в котором будут журчать ручьи, щебетать певчие птицы, порхать разноцветные бабочки, благоухать приятным ароматом цветы и жители этого царства снова будут жить весело и счастливо.

<Рисунок 1>

Воспитатель. Дети посмотрите на иллюстрацию. Как вы уже догадались, это скованные льдом реки, моря и ручьи. Давайте с вами вспомним, какая бывает вода?
Ответы детей – прозрачная, холодная, ледяная, чистая, тёплая, мутная, грязная, кристальная, замороженная, горячая, тёплая, кипячёная.

Воспитатель. А теперь давайте разморозим её – составим предложения со словом «вода».
Ответы детей – Вода в реке холодная. Рыбы плещутся в ледяной воде. Растения поливают теплой водой. Воду можно налить в стакан. На морозе вода замерзает и превращается в лёд.

Воспитатель. А ещё мы знаем пословицы и поговорки о воде. Давайте их назовём.
Ответы детей – Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Друзья – не разлей вода. Как с гуся вода. Вода камень точит. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Замолчал, как воды в рот набрал.

<Рисунок 2>

Воспитатель. Дети у нас получилось, мы своими знаниями разрушили колдовство Снежной Королевы, растопили лёд, и вода снова зажурчала в водоёмах.

<Рисунок 3>

Воспитатель. Дети, а кого же здесь заморозила Снежная Королева?
Ответы детей – Снежная Королева заморозила птиц.

Воспитатель. Дети, каких зимующих птиц вы знаете?
Ответы детей – снегирь, синица, поползень, дятел, свиристель, воробей, голубь.

Воспитатель. Почему этих птиц мы называем зимующими?
Ответы детей – Потому что эти птицы остаются зимовать, они питаются шишками, ягодами, семенами и могут зимой найти себе пропитание.

Воспитатель. А теперь назовите перелётных птиц.
Ответы детей – ласточка, кукушка, соловей, журавль, лебедь, жаворонок, скворец.

Воспитатель. Дети, почему этих птицы улетают в тёплые края?
Ответы детей – Потому что с наступлением холодов все насекомые прячутся и птицам нечего есть, поэтому в поисках пищи они улетают в тёплые края.

Воспитатель. Дети, а у нас в гостях снегирь и ласточка. Давайте послушаем, как они о себе расскажут.

Снегирь (мальчик). Я снегирь – зимующая птица, у меня голова овальная с чёрным опереньем, тело покрыто перьями, грудка красного цвета, на спине два серых крыла, хвост небольшой. Питаюсь семенами ягод, деревьев, кустарников, мелкими орешками. Зовусь снегирём потому, что прилетаю с появлением первым снегом.

Ласточка (девочка). Я ласточка – перелётная птица. У меня головка чёрненькая, грудка беленькая, крылья и хвост длинные и острые. Живём мы в гнезде под крышей, строим гнёзда из веточек, травинок и глины. Питаемся насекомыми. Мы красиво поём, своим звонким, весёлым щебетаньем радуем людей.

Воспитатель. Спасибо, вам птички за ваши чудесные рассказы.

Снегирь. Мы с ласточкой хотим с вами поиграть в игру «В гости к друзьям».

Снегирь встаёт с одной стороны зала, ласточка – с другой стороны. Как только зазвучит тихая, спокойная мелодия – дети подбегают к ласточки. Если зазвучит задорная музыка–дети подбегают к снегирю.

<Рисунок 4>

Воспитатель. Дети, посмотрите, и птиц мы с вами разморозили. А кого же ещё могла заколдовать Снежная Королева? Мы узнаем тогда, когда отгадаем загадки.

Лежала под ёлками
Подушечка с иголками,
Лежала, лежала
Да и побежала. (Ёж)

Что за зверь лесной
Встал, как столб, под сосной
И стоит среди травы–
Уши больше головы? (Заяц)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)

<Рисунок 5>

Воспитатель. И животные попали в ледяной плен Снежной Королевы. Давайте им тоже поможем. Предлагаю вам интересную игру, которая называется «Почемучка». Я буду вам задавать вопросы, которые начинаются со слово «почему», а вы будете отвечать на вопросы, начиная со слово «потому что».
Почему медведь зимой спит?
Ответ детей – Потому что, он питается не только мясом, но рыбой и растительной пищей. А зимой растения и рыбу находить очень трудно, поэтому он впадает в спячку.
Почему заяц зимой белый?
Ответ детей – Потому, что белая шерсть зимой не заметна, она одного цвета со снегом и зайцу легко прятаться от врагов – лисы и волка.
Почему лису называют хитрой?
Ответ детей – Потому, что она изворотлива и изобретательна, умеет путать следы и может с лёгкостью уйти от погони.
Почему белка живёт в дупле на дереве?
Ответ детей – Потому, что у неё ловкие, цепкие лапки, которые помогают ей лазить по дереву, ещё она очень хорошо видит, легко находит шишки и может быстро спастись от врагов.

Воспитатель. Дети, давайте превратимся в волшебников и придумаем интересные рассказы на тему «Если бы я был волшебником…», попали бы в лес к зверям, умели бы понимать язык животных и смогли сделать для них что-то хорошее. Но прежде, чем составить рассказ, давайте вспомним, из каких частей он состоит.
Ответ детей – Рассказ состоит из трёх частей: начало, середина и конец. (Дети составляют рассказы).

Воспитатель. Дети, чей рассказ вам больше запомнился? Чьё волшебство оказалось интересным? Молодцы, дети, вы у меня очень добрые и вежливые, составили интересные рассказы.

<Рисунок 6>

Воспитатель. Дети, посмотрите, мы помогли и животным, расколдовали их.

Стук в двери. Заходит медведь, в руках держит корзинку.

Медведь. Здравствуйте, дети. Спасибо вам за то, что вы расколдовали от злых чар Снежной Королевы наше царство. А давайте мы с вами поиграем в игру «Дети и медведь».

Медведь. Какие вы все хорошие и добрые ребятишки девчонки и мальчишки. Я хочу вас отблагодарить за то, что вы спасли нас от злой колдуньи. Угощаю вас моими любимыми леденцами.