Ролевая игра на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство формирования у обучающихся положительной мотивации к учению и воспитания духовно-нравственных качеств

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (51 МБ)


Цели:

  • познакомить учащихся с поэтами, писателями, композиторами Курского края;
  • совершить экскурсию в мир стихов щигровского поэта В.Конорева;
  • познакомиться с жизнью и творчеством курского писателя К.Д.Воробьева, его рассказом “Гуси-лебеди”;
  • помочь увидеть все произведение изнутри героя, понять, что доминирует в нем;
  • выделить жизненные, общественные, социальные вопросы;
  • развивать творческие и коммуникативные способности у обучающихся;
  • воспитывать общечеловеческие духовно-нравственные качества;
  • прививать интерес к отечественной художественной литературе.

Задачи:

  • развивать у обучающихся познавательный интерес, критическое мышление;
  • повышать мотивацию к учению;
  • формировать культуру художественного восприятия текста;
  • благодаря совместной деятельности демонстрировать возможность сотрудничества;
  • воспитывать думающего читателя.

Форма мероприятия – ролевая игра (игра-драматизация)

Форма организации работы детей – творческая группа

Место проведения – актовый зал

Актеры – 6, 8, 9 классы

Мультимедиа составляющая мероприятия: презентация Microsoft PowerPoint 2010

Оборудование: мультимедийный проектор, декорации (осенний лес), музыкальные произведения о Великой Отечественной войне (тема любви), выставка книг курских поэтов и прозаиков

Описание работы:

1. Подготовительный этап (введение в ситуацию):

- экскурсия в литературный музей в г.Курск с целью знакомства с курскими писателями и жизнью и творчеством К.Воробьева,

- чтение рассказа К.Воробьева “Гуси-лебеди”,

- определение темы, проблемы, целей и задач мероприятия,

- формирование групп, распределение обязанностей, ролей.

2. Основной этап:

- составление сценария,

- обсуждение одежды героев, ремарок; консультации учителя,

- подбор музыки военной тематики о любви, декораций,

- составление презентации,

- репетиции.

3.Заключительный этап:

- презентация мероприятия (ролевой игры),

4.Итог мероприятия:

- обсуждение (рефлексия).

Ход мероприятия

(Слайд 1) Введение

(Звучит “Вальс” Г.Свиридова)

1.Сообщение темы мероприятия, целей и задач, определение круга проблем.

2. Курск – город литературный.

(Слайд 2)

 

Курская земля – это огромная литературная кладезь. На ней родились и с ней связали свою жизнь композитор Г.Свиридов, прозаики А.Гайдар и Е.Носов, В.Овечкин и К.Воробьев, поэты А.Фет и Н.Асеев, И.Зиборов и М.Саницкий, В.Алехин и Н.Корнеев. В своих произведениях они воспевали ширь родной земли, быт простых людей, рассказывали о патриотизме народа в тяжелые лихолетья.

Теряю друзей, теряю,
Хороших, верных друзей.
И каждая смерть вырывает
Частицу души моей...
Но снова весть роковая
Мне к горлу подкатит, как зверь.
Теряю друзей, теряю.
И сердце щемит от потерь, -

эти строки принадлежат щигровскому поэту, члену Союза писателей России, автору 12 поэтических и прозаических книг, В.Н.Конореву, который ушел из жизни совсем недавно, в октябре 2014 года. Ему было 75 лет. По оценке коллег по перу, он был “удивительный, добродушный, чистосердечный человек”. Как знаток соловьев, он стал первым исследователем соловьиного звукоизвлечения, описав птицу - символ Курского края - художественным словом:

До свиданья, край родной,
Во садочке домик,
Песни чудные весной
Соловьев знакомых...

Его рассказы “Мой соловей”, “Тетень” и буквенные записи трелей курского соловья (их у него 900) хранятся в музее “Курский соловей”. Тематика стихов В.Конорева разная: о жизни и о любви, о семье и о войне. (Дети читают стихи Конорева)

Видно, есть это счастье –
просто жить на земле,
коль на ней, распрекрасной,
есть и твой добрый след:
сделал нивою степи,
вел дорогу тайгой,
и дырявит шелк неба
сад, взращенный тобой.

Видно, есть это счастье –
просто жить на земле,
не казаться случайным
средь друзей и в семье,
быть неистовым, честным
и в труде и в любви,
мира недуги к сердцу
принимать, как свои.

Построение проекта

1. Литературные критики о К.Воробьеве (“Баллада о лейтенанте” В.Корнеева).

1.

Смертные ль наши души! Ты, однако,
С выводом, как лекарь, не спеши.
Там, на нарах третьего барака,
Он познал бессмертие души.
Есть они. Как тело не промерьте.
Как не раздевайте догола,
Разумом смирился он со смертью,
Но душа смириться не смогла.
Он и после смерти будет помнить,
Будет вечной памятью беречь
Снега окровавленные комья.
Белый снег, закрывший черный френч.

2.

Хлопоча о временной прописке
И тоскуя по родным местам,
В городе уютном прибалтийском
Подошел он к уличным весам.
Гирьку старичок гонял по раме,
Отвисали горестно усы. –
Сорок семь неполных килограммов
Показали старые весы.
Вновь допрос. И лишь почтовый ящик
Был окном в свободный мир людей.
На него, как допотопный ящер,
Не моргая, некий чин глядел.

3.

Нет, не подводил его характер,
Доверялся сердцу – не уму,
Он водил два года в тундре трактор –
Пахарь по рожденью своему.
Нет, не сдался лейтенант, не спился,
Хоть сосед и предлагал спирток.
Спал и видел вспышки Саласпился,
И ГУЛАГ, и ледяной порог.
И, казалось, теплым курским летом
По лугу уже не пробежать...
Он еще расскажет нам об этом,
Так расскажет – слез не удержать.

2. Слово учителя о К.Д.Воробьеве.

(Слайд 3)

 

 

Эта поэма принадлежит перу земляка К.Воробьева – В.Корнееву. В ней описана нелегкая судьба писателя. Родился Константин Дмитриевич 16 ноября (сам же он считал, 24 сентября) 1919г. (1917г.) в селе Нижний Реутец (ранее деревня называлась Шелковка) Медвенского района Курской области в многодетной крестьянской семье. Окончил сельскую школу-семилетку, затем курсы киномехаников. В 1941 г. Воробьев вместе с другими кремлевскими курсантами защищал Москву, о чем позже, в 1946г., расскажет в повести “Убиты под Москвой” (до читателя она дошла только в 1986г.). Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 г. бежал из лагеря и организовал партизанскую группу, которая затем вошла в состав крупного партизанского соединения. Был награждён медалью “Партизану Отечественной войны” 1-й степени. В том же году, находясь в фашистском тылу, Воробьев написал свою первую повесть “Это мы, Господи!”. Умер писатель 2 марта 1975 года в Вильнюсе. На доме, в котором жил писатель, была установлена мемориальная доска.

(Слайд 4)

К.Воробьев ушел из жизни непризнанным в отечественной литературе, без званий и заслуг. О себе он сказал: “Я не требовал наград за свои дела, потому что был настоящим русским”. Повести К.Воробьева не печатали, они увидели свет лишь после его смерти. Судьба рассказов сложилась удачнее: в Вильнюсе вышел его первый сборник “Подснежник” (1956г.), рассказ “Гуси-лебеди” (1960г.). Самой главной своей книгой Воробьев считал повесть “И всему роду твоему”, написанную незадолго до смерти. Заключительные слова, оборванные, недосказанные: “... не отчаиваться и не унывать, а надеяться и верить...” - последний вздох писателя – отдают горечью и вызывают чувство непреходящей утраты. К.Д.Воробьев считал, подобно его герою, что все люди – двойники, “... и поэтому каждый обязан вести себя достойным образом. Всегда! При любых обстоятельствах!”

8 октября (в день рождения преп. Сергия Радонежского!) 1991 года К.Д.Воробьеву посмертно присуждена премия имени Преподобного Сергия Радонежского за лучшие литературные произведения (“Убиты под Москвой”, “Это мы, Господи!”, “Крик”).

11 октября 1995 года прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском (Никитском) кладбище.

В 2001 году К.Воробьеву и Е.Носову – “двум писателям, чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой войны, ее последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебреженных ветеранов” - присуждена литературная премия А.Солженицына (посмертно).

3 октября 2009 года в сквере возле Курской областной филармонии был открыт памятник Воробьеву.

3. Театрализованное представление рассказа К.Д.Воробьева “Гуси-лебеди”.

(Слайд 5)

Памяти К.Воробьева посвящается...

(Слайд 6)

...вынесу войну,
сто ран приму, но выстою.
Себя верну, любовь верну,
и щедрую и чистую.
Такую щедрую, что в ней
не думал об измене я,
такую чистую, что ей
лишь только ты – сравнение!
А.Недогонов

Действие I

(Звучит песня М.Исаковского “В лесу прифронтовом”)

Рассказчик. - Это случилось ранней осенью на третьем году войны. Возвращаясь с задания, группа партизан-разведчиков наткнулась на вражескую засаду, и из семи человек на базу пришел только один. Он был смертельно ранен, но у него хватило еще сил рассказать в штабе о происшедшем. Командир отряда был человеком молчаливым, и радистка Таня узнала о гибели Сергея Марьянова лишь на второй день. Она неслышно вошла в штабную землянку и остановилась у дверной ниши.

(Слайд 7)

(Звучит песня А.Суркова “В землянке”)

Командир. – Ну... вот и ты. Место гибели партизан осмотрено вчера еще. Но, кроме стреляных гильз, там ничего не найдено.

Таня. – Значит, они живы! (жарко выдохнула) Что же вы сидите? Они же в плену... Их мучают – вы понимаете?! А потом его... всех повесят на крючьях! Что же вы сидите?

Командир. (Подал изношенную полевую сумку и сказал шепотом) – Это книги его...

Таня. (Раскрыла сумку и вытащила томик В.Маяковского, “Тихий Дон” М.Шолохова и нетолстую тетрадь стихов Сергея Марьянова)

(Слайд 8) – 5 сентября. (Таня читает)

Без тебя не быть бойцу поэтом,
Без тебя я выстужу жилье;
Без тебя разуто и раздето
Сердце терпеливое мое...

(Таня закричала) – Сергей... Сергей!

Отшумит тревога грозной были,
Будет день – и я его дождусь:
Не смахнув с ресниц дорожной пыли,
У твоих дверей я постучусь.
Я возьму твои худые руки
Так же, как теперь я их беру,
Расскажу, что в эти дни разлуки...
Что я помню час рожденья грезы
О далеком счастье новых дней,
И минуты радости, и слезы,
И дымчатый шелк твоих кудрей.
Все, что я любил в тебе без меры,
Торопясь, волнуясь и горя...

(Таня упала на листья и закричала)

– Сергей! Сергей! Серге-е-ей!!

(Звучит песня на стихи К. Симонова “Жди меня”)

Командир. – Я вполне оценил твои чувства, Таня. Ты – редкая... нет, ты - настоящая русская девушка, и, видно, хорошо быть любимым такой, как ты. Но послушай меня внимательно. Если я прикажу отряду атаковать гарнизон, партизаны выполнят приказ немедленно и, очевидно, все погибнут. И, если мы с вами останемся в живых, нас надо будет расстрелять за безрассудность этой затеи!..

(Таня убегает, взяв 2 гранаты)

Рассказчик. - Ночью при построении групп для следования отряда на новое место Тани не оказалось в радиоземлянке. Командир нашел лишь записку.

(Слайд 9)

(Голос Тани) “Андрей Дмитриевич! Я взяла две французские гранаты, которые подарил мне Сергей. Пистолет и все 14 патронов оставляю. Запасной аккумулятор стоит у дверей, в углу. Вы снимайтесь и уходите, как решили, а я... а мы вас найдем. Вы же сами говорили, что никогда не погибнет тот, кто твердо верит, что будет жив... Не ругайте меня, все будет хорошо. Т.Л.”

Командир. – Я тебе покажу “хорошо”! Сумасшедшая девчонка! Я тебя выпорю самолично!

Действие II

Рассказчик. С получасовым опозданием отряд угрюмо двинулся вперед. А на рассвете, километров за 20 от покинутой стоянки, партизаны встретили группу Сергея Марьянова из шести человек.

Командир. – Ты где же был?

(Слайд 10)

Сергей Марьянов. – Нарвавшись на взвод полевой жандармерии, группа приняла бой, израсходовала боеприпасы и, потеряв одного человека, стала уходить в сторону от базы. Бежали и ползли самыми трясинными местами болот и топей. На вторые сутки жандармы отстали, и только псы, охрипнув от злобы, не прекращали погони. Двух задушили руками, а остальные... наверное, тоже отстали...

Действие III

(Звучит песня А.Софронова “Шумел сурово Брянский лес”, 1-3 куплеты)

Рассказчик. – Размеренной чередой проходили дни. Поздней осенью отряд ушел далеко на юго-восток и вскоре соединился с наступавшими частями своей армии. Близился конец войны...

(Слайд 11)

В бою за тот город, куда полгода назад ушла Таня, гвардии лейтенант Марьянов был тяжело ранен в плечо. В освобожденном городе он лежал в госпитале. Он бредил.

Сергей Марьянов. – Разве ты не видишь, Андрей Дмитриевич? Не видишь? Они бросают ее в пламя!.. Прямо со стены... Ты что же, Андрей! Пусти... Пусти! Таня! Танюша! Потерпи, я сейчас... Что это они сделали с нею?

Медсестра. – Доктор! Доктор!

Сергей Марьянов. – Сестра, послушайте, это неправда, будто она испугалась. Ничего подобного! Стальные пластинки на голове – это наушники от рации. От нашей партизанской рации, понимаете? И она звала: “Тайга! Тайга! Я – Лебедь! Я – Лебедь!” Это позывные, понимаете?

(Приходит врач)

Медсестра.– Доктор, опять ему плохо. (Прислонила ладонь ко лбу Сергея)

Хирург. – На стол.

Сергей Марьянов. – Не надо, доктор.

Хирург. – Что не надо?

Сергей Марьянов. – Общего наркоза не надо. У меня сердце слабое... наркоз вреден... и очень крепкие нервы.

Хирург. – Ну-ну, нечего кокетничать!

(Медсестра снимает бинт. Марьянов стонет.)

Хирург. – Неужели больно?

Сергей Марьянов. – Нет... но если бы скорей... Что это упало?

Хирург. – Где упало? Что упало? Ножницы упали. На пол!

Сергей Марьянов. – Рука упала. В таз.

Хирург.– И совсем не рука, не рука, а кисть. И к тому же – левая кисть. Ну, будьте же до конца умницей... (И поцеловал Сергея в лоб)

Действие IV

(Слайд 12)

(Голос Левитана, песня “День Победы”)

Рассказчик.- В те далекие дни редки были пассажирские составы, и на станциях в кассах демобилизованным не продавались плацкарты. Солдаты и офицеры ехали в теплушках, на подножках платформ, груженных металлоломом...

Лишь на пятые сутки пути, ночью, Марьянов прибыл на родину Тани. Нетронутый войной городок утопал в темной зелени, и его деревянные домишки дремали в палисадниках, зачарованные тишиной пустынных улиц. Марьянов нескоро отыскал переулок Софьи Перовской, дом № 10.

(Слайд 13)

(Марьянов постучал в ставню)

Старушка. – Что ты, батюшка?

Сергей Марьянов. – Я с фронта... Я к Лебедевым...

Старушка. – 40 ночей ходила я за Петром Григорьевичем, а как помер он, то я и осталась тут... Покараулю, думаю, а вернется Танюшка – передам ей все в целости... А ты, батюшка, кто ж доводишься Лебедевым?

Рассказчик. – Сергей ничего не ответил. На этажерке Марьянов нашел свои нераспечатанные письма. Он дал старушке банку тушенки, снял со стены Танины фотографии. А на рассвете покинул город...

Действие V

(Слайд 14)

Вскоре его утвердили директором кирпичного завода. Жилье Марьянова казалось большим и пустынным. Он поздно возвращался с завода. Подходя к дому, он всегда ускорял шаги и торопливо поднимался по лестнице. Так продолжалось два года, и каждый раз, никого не увидев в кресле, он называл свое сердце глупым... Кто мог в его отсутствие прийти и остаться в комнате? Кто?

Он снимал пиджак, бережно вешал его на спинку стула... Затем садился за стол, протезом левой руки нажимал кнопку настольной лампы и писал свою повесть.

(Звучит песня Е.Долматовского “Моя любимая”)

Командир отряда Андрей Дмитриевич, комиссар Грачев, Таня, партизаны и даже он сам, Марьянов, выступали на страницах рукописи унылыми героями...

Марьянов злился и сжигал готовые главы, затем писал и снова уничтожал...

Так прошел год, и ни на единый миг Марьянов не разлучался с Таней. Шаг за шагом они вновь проходили исхоженные вместе дороги. Он наделял ее всем, что было самого хорошего в мире...

Повесть близилась к окончанию – Таня ушла из отряда на поиски его, Марьянова. Он проследил ее путь до комендатуры в подневольном городе, и там, у дверей, с рослым часовым Таня остановилась в замешательстве. Она стояла, спрятав руки в карманы летней тужурки, а немец угрюмо глядел на прохожих и вдруг тяжело шагнул к ней. Таня не должна была подходить к часовому – это опасно, и Марьянов зачеркнул немца. Он вспомнил о французских гранатах и без участия Тани яростно запустил их в окна комендатуры, а ее сорвал с места, подхватил и унес из города живой...

Было еще много вариантов свершения Таней своего подвига, и каждый раз Марьянов спасал ее от гибели. Он не мог отдать ее в руки палачей...

Таня жила, и повесть оставалась незаконченной.

Действие VI

Явление 1

Марьянов ощутил вдруг неодолимое желание увидеть снова родимые места.

(Слайд 14)

(Звучит соловьиная трель)

Шелковка... В районный центр Марьянов приехал вечером. До родного села оставалось 18 верст проселочной дороги, и он пошел пешком.

Далеко впереди горел костер.

Сергей Марьянов. – Как хорошо! Как хорошо!.. (Марьянов идет к костру)

-Подойду, предложу колбасы за картошку... (Подходит)

-Можно мне отдохнуть у вас?

Явление 2

Старик Тихон Матвеич. – Пожалуйста.

(Слайд 16)

 

(Звучит начало песни Е.Мартынова “Лебединая верность”)

Молодой. Федор. – Прилетали они по зорям. Сядут на середину озера, обнимутся шеями и плавают, а белы – как снег. Ну, полюбуются, помилуются, а как солнце взойдет повыше – снимутся и улетят. Бабушка, бывало, говорит: “Храни тебя Бог, Данилыч, от причинения обиды птицам. Не тронь их”.

А дедушка... не стерпел. Подкараулил он их в одно прекрасное утро и полыхнул с берега. И убил самого. А лебедка осталась. Подплыл он на лодке, хочет взять убитого, а она прикрыла его крыльями, сипит на убийцу и норовит клюнуть...

Насилу отнял, а ее пожалел, улетела...

(Звучит до конца 1 куплет песни Е.Мартынова “Лебединая верность”)

Дома дед распростал лебедя на полу, крылья – от стенки и до стенки, а глаза – как желтые монисты, и смотрят!.. Бабушка увела тогда меня в лес и сама тоже плакала, жалела загубленную красоту...

(Слайд 17)

Ну, прошел день, другой – всякое ведь дело забывается. Но вот на четвертую зорю на озеро прилетела лебедка – растрепанная, исхудавшая...

И начала она метаться: то на воду сядет, то вынырнет, то взовьется. И стонет...

Понимаешь, Матвеич, в жизни не слыхал я такого крика – одна живая боль!

(Звучит 2-3 куплеты песни Е.Мартынова “Лебединая верность”)

И так каждое утро. Сторожка наша у самого берега стояла – слышно все, и бабушка захворала, не вынесла лебединой тоски. А дед... он тоже переживал, как от зубной боли... Одним словом, не стало жизни нам. Мы с бабушкой начали уговаривать деда перевестись в другое лесничество..., но он нашел другой выход из положения...

Как-то с ночи еще собрался в обход будто, а сам залез в кусты на берегу озера и дождался лебедку... Выпалил он по ней, да не попал, - рука, верно, тряслась... И вот что получилось, Матвеич. Взвилась лебедка над озером и стала чуть заметной, а потом сложила крылья и камнем на деда, на ружье...

Старик Тихон Матвеич. – Убил?

Молодой. Федор. – Дед хорошо делал чучела... Все равно ведь лебеди не живут друг без друга, а тут... как живые стоят они рядом и шеями обнялись. Как живые! И потом... дед рассказывал, будто лебедка, когда пикировала на ружье, радостно, как при живом лебеде...(Слайд 18)

  

(Звучит песня Е.Мартынова “Лебединая верность” до конца)

Старик Тихон Матвеич. – Врал твой дед, совесть свою оправдывал. Ишь. придумал: “Не живут друг без друга?” Люди и те живут после гибели любимого человека, а то - вольная птица!..

Явление 3

(Слайд 19)

(Звучит “Романс” Г.Свиридова к повести А.Пушкина “Метель”)

А я тебе расскажу другую любовь. Человеческую, нашу русскую...

Во время войны был на Смоленщине партизанский отряд. Контрразведкой в отряде командовал совсем молодой офицер. Отваги был непостижимой. Наденет, бывалыча, германский мундир с чином генерала или полковника – и к ним: “Гут морген!” Те говорят: “Гут морген”. – “Ну, как у вас тут дела идут?” - спрашивает. “Так и так, - отвечают, - плохо”. – “Ага. Ну, через денек вам полегчает, подмогу пришлю”. А через денек – разгром!.. А вот беды не миновал! Шел он как-тось со своими друзьями-товарищами по лесу – осенью в сорок втором дело было – и напоролся на горе. Стерегли его... Ну, человек десять, а то и 12 их, уложил он сразу – красавец был малый, а сам... Что же сделаешь, когда их там тьма-тьмущая насела! Не бессмертный же? Ну и все! А я забыл сказать, что была у него любимая в отряде. Что за человек – говорить не буду тебе, но знаю, Федор, что с такими не расстаются ни с согласия, ни иным путем... Узнала она о беде-несчастье и пришла к командиру отряда...

- Не имею прав, - отвечает генерал, - губить отряд из-за пяти человек. За такое дело меня расстреляют...

И тогда пошла она одна на 10 тысяч врагов, понял?

Молодой. Федор. – Ты читал это, Матвеич, да?

Старик Тихон Матвеич. – Слу-шай! Такое не выдумаешь! Слушай, говорю! Пошла она и целую неделю жила в городе – искала. Да что найдешь, когда кругом сплошные немцы!.. Конечно, может, и надо было ей отомстить там как-то... из пистолета или из гранаты, но этого она не сделала. Смысла не было. Домой обещала вернуться, в отряд, а главное, как я понимаю, не верила она, что попался он немцам... Ушла она из города, исколесила все леса – нет отряда, а дело к зиме, есть нечего. Одна. И вот, отчаянная головушка, решилась она идти на прорыв фронта. И, думаешь, не прошла бы? Прошла... да все-таки женщина так бабой и остается! На самом подходе к позициям вздумалось ей простирнуть в ручье кой-какие тряпки свои. Присела в кустиках и плескается, а сзади – “Хальт!” Оглянулась – двое! Выхватила она из-за пазухи гранату и по ногам им, а сама... от испугу, конечно, забыла прилечь, а тут и грохнуло. Немцев наповал. А ее в грудь осколком...

Сергей Марьянов. (шепотом) – Ну? Погибла?

Старик Тихон Матвеич. – Это зачем же нужно? Спаслась! Уползла, и в одном хуторе три месяца выхаживали ее добрые люди, пока армия не пришла.

Рассказчик.- В голове Марьянова рождались и мгновенно гасли необычайные предположения о невероятности. Какое-то время он не следил за рассказом и с огромным усилием воли заставил себя слушать.

Старик Тихон Матвеич. – ... приехала, а багажик – один баульчик да на голове две косы в руку толщиной. Ну. Ладно. Начали мы работать: я школу топлю, она перваков учит – живем припеваючи...

Сергей Марьянов. (про себя) Нет, это не Таня! Разве ей не сказала бы старушка о моем приезде тогда в их город? А отряд? Ведь могла же она разыскать...

Старик Тихон Матвеич. – “Тихон Матвеич, - спрашивает она, - а с империалистической долго возвращались люди?” - “Да, некоторые, - говорю, - аж лет пять показывались, а других и до сих пор нет”. – “Вот видите! И он может еще вернуться. Ведь прошло только 4 года!” - “Это, конечно, – говорю, - а вы писали куда надо? Телеграммы отбивали?” - “Писала, - говорит, - ответили, что в списках убитых и без вести пропавших нет”. – “Значит, он жив, - говорю, - а в отряде о нем ничего не слыхали?” - “Да видите ли, Тихон Матвеич, я, – говорит, - не хотела разыскивать своего командира”. – “Это почему же?” - спрашиваю. “Боюсь, - говорит, - я же тяжелое нарушение совершила, самовольную отлучку. Меня и так разыскивал кто-то из отрядных, домой приезжал, фотографии забрал...”

Рассказчик. Марьянов лежал, не шевелясь. Он смотрел на пушистые, с детства знакомые звезды, и тихие слезы застилали его глаза, и в душе рождалась новая и большая вера в красоту бытия под этим небом.

Заключение (Чтение стих-я А.Кочеткова “С любимыми не расставайтесь” по ролям)

Юноша.

Как больно, милая, как страшно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется светлыми слезами.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется пламенной смолой.

Девушка.

Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть неразделимы;
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду,
Ты понесешь с собой, любимый,
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, отчий дом.

Юноша.

А если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
А если мне укрыться нечем
От холода и темноты?

Девушка.

За расставаньем будет встреча –
Не забывай меня, любимый!
За расставаньем будет встреча –
Вернемся оба, я и ты.

Юноша.

А если я безвестно кану,
Короткий луч пути земного?
А если я безвестно кану
За звездный пояс, млечный дым?

Девушка.

Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим!

Рассказчик.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал смиренным и бездомным.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали...
С любимыми не расставайтесь.

Юноша.

С любимыми не расставайтесь.
Девушка. С любимыми не расставайтесь.

Вместе. Всей кровью прорастайте в них!

Рассказчик. И каждый раз навек прощайтесь.

Юноша. И каждый раз навек прощайтесь.

Девушка. И каждый раз навек прощайтесь,

Вместе. Когда уходите на миг!

(Слайд 20)

Итог мероприятия. Обсуждение (рефлексия)

Список использованной литературы

1. Лицом к Победе: Сборник стихотворений / Сост. Н.К.Старшинов; Худож. А.Сергеев – М.: Современник, 1985. – 110 с. – (Отрочество. Серия книг для подростков)

2. Писатели Курского края (В.Овечкин, К.Воробьев). – Курск, 1995. – Курский областной ИПК и ПРО.

3. Русская литература XX века. Хрестоматия для 11 кл. сред. шк. В 2 ч. Ч.2 / Сост. А.В.Баранников и др. – М.: Просвещение, 1993. -448 с. – ISBN 5-09-003988-7.